Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции — один из важнейших разделов управленческого учета.
Планирование и контроль цен на продукцию, операционных (текущих) затрат, определение величины предполагаемой прибылиочень важны для любых организаций. Но прежде чем анализировать достигнутые результаты или составлять планы на будущие периоды, необходимо понять классификацию затрат, процесс формирования себестоимости продукции.
· Затраты организации– это средства, израсходованные на приобретение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и иных), имеющихся в наличии. Затраты могут быть отражены в балансе как активы организации, способные в будущем принести доход или как расходы организации.
· Расходы организации — это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению (уменьшению или другое расходование) активов предприятия и служат для получения соответствующих доходов.
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» под расходами организации понимают «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».
Расходы включают такие статьи как: затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
По отношению к отчетному периоду расходы организации могут быть: текущие и отложенные.
· Текущие расходы
Текущие расходы или расходы данного отчетного периода – это расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Расходы отчетного периода невозможно оценить с помощью инвентаризации. Примерами таких расходов являются расходы:
— на реализацию готовой продукции — расходы на упаковку, хранение, транспортировку (включаются отдельной статьей «Внепроизводственные расходы» в полную себестоимость продукции, а в общую смету затрат — по соответствующим элементам) .
— расходы на рекламу — расходы по целенаправленному информационному воздействию на потребителей для продвижения продукции на соответствующие рынки. (Общая величина фактических расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, установленным Министерством финансов РФ.)
— расходы на содержание управления, расходы на социальное страхование, представительские расходы и т.п.
Расходы отчетного периода отражаются при расчетах прибыли от основной деятельности в отчете о прибылях и убытках.
Расходы данного отчетного периода по отношению к доходам отчетного периода могут быть:
? расходами данного отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами. Они признаются расходами в том случае, если признан доход.
? расходами данного отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов. Они признаются в текущем отчетном периоде и в данном отчете о прибылях и убытках вне зависимости от факта получения доходов в данном отчетном периоде. Эти расходы обусловлены в большей степени наличием периода, нежели наличием или отсутствием дохода. Примерами таких расходов могут быть: амортизация активов, расходы по аренде офисных помещений.
?Отложенные расходы
Отложенные расходы – это расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, поскольку они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде и в данном отчете о финансовых результатах. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации.
К отложенным расходам относятся капитальные вложения (инвестиции), расходы будущих периодов.
? Расходы будущих периодов — затраты на освоение новых видов продукции, совершенствование технологии производства, на горные подготовительные и вскрышные работы и т.п. Они списываются на себестоимость продукции в будущие периоды по мере освоения .
Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:
? получены доходы в результате их осуществления .
? доходов не будет, как в отчетном периоде, так и в будущих периодах.
Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов (правило соотношения расходов и затрат).
В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.
В зависимости от метода признания затрат в отчете о финансовых результатах затраты делятся на «затраты на продукт», «затраты периода».
Издержки — это денежное выражение общей суммы ресурсов, используемых с определенной целью.
Существуют следующие виды издержек:
Текущие – расходы по обычным видам деятельности организации .
Стартовые — часть постоянных расходов, которые возникают с целью возобновления производства и реализации продукции .
Остаточные — часть постоянных расходов, которые продолжает нести организация, несмотря на то, что производство и реализация на какое-то время полностью остановлены .
Упущенных возможностей — потери доходов, которые возникают.
Альтернативные издержки– это издержки неиспользованных возможностей, потеря выгоды, когда принятие одного решения исключает появление другого решения. Или максимально возможный вклад в прибыль, от которого отказываются при использовании ограниченных ресурсов для определенной цели.
Альтернативные издержки производства являются основным движущим мотивом, заставляющим производителей максимизировать свои прибыли.
Альтернативные издержки не включаются в официальные финансовые отчеты, не влияют на величину денежных потоков.
Они используются при обсуждении выгод при принятии конкретных управленческих решений.
Например, о выборе ассортимента продукции. Допустим, что производственные мощности предприятия позволяют выпускать два вида продукции: столы и стулья. Если выпускать только столы, то альтернативные затраты принятия этого решения – это упущенная выгода от производства стульев. При этом размер упущенной выгоды определяется как разность между возможным доходом от продажи стульев и затратами на их производство.
Денежные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей собственникам факторов производства. Это оплата сырья и материалов, выплата заработной платы рабочим и служащим, выплаты процентов по кредитам банку и другие выплаты. Денежные издержки отвлекают ресурсы от использования их альтернативными способами.
Вмененные издержки — альтернативные издержки, которые принадлежат предприятию. Это сугубо управленческие затраты, которые необходимо предусмотреть, но они могут и не быть.
Например, предприятие имеет оборудование, которое в настоящий момент времени не используется. Если бы это оборудование было сдано в аренду, то предприятие получило бы доход в виде арендной платы. Потерянный доход, в таком случае, характеризует вмененные издержки. Или, например, расширение сети сбыта продукции, связано с удовлетворением потребностей покупателей. При изменении условий договоров с покупателями могут возникнуть затраты, отрицательно влияющие на результаты деятельности организации, но которые положительны для потребителей.