X-PDF

Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития.

Поделиться статьей

 

  Филиал МАОУ Сетовская СОШ – детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Здоровьесберегающее образование: опыт,проблемы, перспективы развития»

 

  

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   ГарифуллинаД. В

                                                                                   воспитатель

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

1.Описаниепедагогического опыта……………………………………………..6

1.1.Анализнаучной литературы…………………………………………………8

1.2.Описаниеметодов и приемов, используемых в представленном педагогическомопыте…………………………………………………………………………………11

1.3.Технологияопыта……………………………………………………………..12

1.4.Результативностьопыта……………………………………………………..29

Выводы………………………………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………………33

Литература…………………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В современной системеобразования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системыобразования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольнымобразованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствованияработы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитиюдетей.  Федеральные государственные стандарты к структуре основнойобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну изважнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграциюобразовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды,осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической иоздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретаетпоиск новых средств и методов повышения эффективностифизкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, созданиеоптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

  Известно, что здоровье только на7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизничеловека. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического инравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путемкомплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Проблема втом, что в дошкольном образовании общепринятая система физического воспитания имногие авторские программы:

—  не учитывают конкретныхусловий детских учреждений;

— не предусматривают дифференцированногоподхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

—  не реализуют потребностидетей в движении.

 Передо мной возникли вопросы: Как укрепить исохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельностьдошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом егоподготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к занятиямфизкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Как сделать привлекательнымзанятие физкультуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимальногосочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентовфизкультурной деятельности?

Актуальность темы состоит в решении проблемы сохраненияи укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексныйподход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий,без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Ихвнедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своемуздоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактороммодернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детскогосада.

 

Данная проблема определила цели и задачи в работес детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.

 Внедрение новых федеральных государственных стандартов позволяет организоватьсовместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использоватьнетрадиционные формы работы. Для привлечения родителей в систему работы ДОУповышать компетентность родителей в вопросах стандартизации образования иактивно сотрудничать с семьей по введению и реализации ФГОС ДО.

Приоритетнымнаправлением в моей деятельности является: создание условий для сохраненияпсихического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоциональногоблагополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развитияиндивидуальности каждого ребенка и его семьи.

Я поставила перед собой следующие цели:

    Цель педагогического опыта:

Внедритьсистему   здоровьесберегающих технологий в ДОУ и каждую семью, повыситьпедагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здоровья,используя нетрадиционные методы оздоровления дошкольников.

Задачи:

·                    обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком сцелью сохранения его здоровья и создание в семье здоровогонравственно-психологического климата;

·                    оказать конкретную практическую помощь семье в создании условийдля сохранения и укрепления здоровья ребенка;

·                    привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса,созданию здоровой среды; расширить спектр средств и способов работы сродителями;

Гипотеза —  если применять особыетехнологии физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекссоматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны впервую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого,эмоционального и общего психического развития детей дошкольного возраста.

 Ведущая педагогическая идея опыта – заключается в внедренииздоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь детей, это сохранит и укрепитфизическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Новизна опыта — заключается вреализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно –оздоровительной деятельности:

— внедрение новых здоровьесберегающихтехнологий в деятельность ДОУ.

— использование валеологических приемов для мотивациик здоровому образу жизни;

—  использование ИКТ для более нагляднойдемонстрации     преимущества здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Описание педагогического опыта.

 

         Основная проблема, которая встала передо мной -это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общаякартина такова: дети испытывают двигательный дефицит, задерживаетсявозрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чеговизуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимикавялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность,неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришла квыводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физическогоразвития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических иинтеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствоватькоррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общегопсихического развития.  

Анкетирование родителей детей, которые посещаютдетский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеютнедостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физическихупражнений, закаливания, подвижных игр.

 Они зачастую оберегают своих малышей отфизических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь,посиди), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

   Я приняла решение о необходимостив разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми иродителями, на основе современных здоровьесберегающих технологиях и методик.

Опыт работы над темой «Внедрение здоровьесберегающиетехнологий в педагогический процесс ДОУ и жизнь семьи» сложился постепенно.Опыт формировался в дошкольном образовательном учреждении с физкультуно -оздоровительным приоритетным направлением.   Система моей работы не ставитцелью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моейработе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности,приобщить к здоровому образу жизни.

 Представленный опыт применения нетрадиционныхподходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повыситьинтерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. 

  Предлагаемый опыт подскажет педагогам иродителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить своездоровье и ответственно относиться к нему.

  Практическая значимость опытазаключается в возможности применения его в повседневной практике любогообразовательного учреждения.

Длительность работы над опытом. Исследованиерассчитано на 1 год (2022 – 2023гг)

Весь процесс внедрения здоровьесберегающихтехнологий в работу дошкольного учреждения строился в три этапа.

Первыйэтап: «Аналитико — диагностический» 

 Проведены: анализ литературных источников,сравнение, анализ и обобщение передового опыта, сбор информации, диагностика.

Второйэтап: «Практический»

Введение здоровьесберегающих технологий ввоспитательно-образовательный процесс ДОУ и семью.

Третийэтап: «Аналитико -обобщающий»

Совершенствование результатовпроекта.                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Анализ научной литературы.

Начинаяработу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитаниюдошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления,развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержанияфизического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблемаформулируется учеными — дидактами и разработчиками методики физическоговоспитания, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий вфизическом воспитании дошкольников.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1.Охрана жизни.

2.Укрепление здоровья.

3.Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическомуразвитию.

4.Повышение работоспособности.

В.И.Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1.Охрана жизни и укрепление здоровья.

2.Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функцийорганизма.

3.Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости,смелости и т.п.

А.В.Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1.Оздоровительные — развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой,дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а такжезакаливание организма ребенка.

2.Образовательные — формирование навыков выполнения основных движений; привитиенавыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме,о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3.Воспитательные задачи — формирование нравственно-физических навыков; выработатьу детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениямикак потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиеническихкачеств.      

М.А.Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особеннонервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценноефизическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видамдвигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых чертличности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическоевоспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н.Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья,полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольниковдвигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных системорганизма.

Итак,задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанныхученых ставится, признается одной из наиболее важных. В

этихже работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровленияребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматриваютоздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни,физическую активность самих детей и даже художественные средства — литературу,фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального иизобразительного искусства.т.

Насовременном этапе развития образования существует несколько концепцийфизического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той илииной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерностиего развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуютстановлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциалкаждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать вформе их приобщения к физической культуре как естественной составляющейобщечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т.Н.Доронова — кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга»обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основнымкомпонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания -физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физическойкультуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве долженпочувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронестичерез всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образужизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здоровогоребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительнойработе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем        привычку к здоровомуобразу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание»,«Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладеваетосновными культурно — гигиеническими навыками, знакомится с элементамисамоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещеныважные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни издоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрытысредства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиенанервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая,лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программаавторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которуюзаложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценностидошкольного периода развития, перехода от

 утилитарногопонимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепцияЛ.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальныедействия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольникаобразных средств решения задач. Данная программа не содержит задач пофизическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наукО.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитаниюздорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны,общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические,закаливание, физические упражнения) с другой — конкретные описания физкультурныхзанятий, проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их припланировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей,сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведениемнеобходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большоевнимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Еюкритикуется общепринятая система физического воспитания, которая не можетрешить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условиядетских учреждений в разных регионах России, не предусматриваетдифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальнымиособенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

Итак, анализ содержания современных программдля дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря наразличия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемыоздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторамипроблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяетсяпервостепенное значение.

                                                   

 

 

 1.2. Описание методов и приемов,используемых в представленном педагогическом опыте.

 

           Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первыхминут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы,которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленныезадачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогическихпринципов и методов обучения, а именно:

Принципдоступности и индивидуальности — предусматривает учет возрастныхособенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступностиявляется преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигаетсяправильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учетиндивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональныевозможности, поэтому материал усваивается по-разному

Принциппостепенного повышения требований заключается в постановке передребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразночередовать нагрузки с отдыхом.

Принципсистематичности – непрерывность и регулярность занятий.Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной ирегулярной работе.

Принципнаглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядомметодических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься.  длякаждого задания, выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного задания –это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Длясоздания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, чтонеобходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматьсяфизической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своегоздоровья.                                 

 

 

 

 

 

 

                                                      

1.3.Технология опыта. Представленныйопыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных формработы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья,вовлечь его в игры. 

  Предлагаемый опыт подскажет педагогам иродителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить своездоровье и ответственно относиться к нему.

  Практическая значимость опыта заключаетсяв возможности применения его в повседневной практике любого образовательногоучреждения.

В ходе реализации первого этапа получилатеоретическую подготовку, изучила методическую литература, проанализироваларесурсы, спланировала работу, провела мониторинг, наметила план работы сродителями.

Реализациявторого этапа работы ведется по блокам.

Блок 1. Содержание работы сдетьми определяется в соответствии с «Федеральными государственнымитребованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования»

Система физкультурной работы включает в себя:

·                                Проведениекомплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;

·                                Проведениедвигательных разминок между занятиями;

·                                Организацияподвижных игр и физических упражнений на прогулке;

·                                Организациядинамического часа в конце прогулки;

·                                Организацияоздоровительного бега в конце прогулки;

·                                Гимнастикапосле дневного сна;

·                                Коррекционнаяработа с детьми по развитию движений;

·                                Организациязанимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры иупражнения;

·                                Самостоятельная,двигательная деятельность детей;

·                                Организациядосугов, праздников;

·                                Проведение«Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья;

·                                Организацияработы с семьёй.

 

Утренняягимнастика являетсяодним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена наподнятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнениефизических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий,вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней

гимнастики. Утренняя гимнастика проводитсяежедневно до завтрака в течение

6–12 мин. На воздухе или в помещении (взависимости от экологических и погодных условий).

  Варианты проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика игровогохарактера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражненийимитационного характера, а также разной степени интенсивности, которыевыполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детямпредлагаем упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнениедвигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличениечисла повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурныхпособий.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительнойпробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе –в течении 5–7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепеннымувеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

Комплекс музыкально-ритмическихупражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений втанцевальных движениях.)

В содержание утренней гимнастики включаемразличные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков спостепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаютсяупражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основныеразвивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики повторяем втечение двух недель. Продолжительность утренней гимнастики соотносится свозрастом детей, во время проведения используем музыкальное сопровождение.

Ежедневно, в процессе образовательнойорганизованной деятельности детей и по мере необходимости, проводится физкультминутки (втечение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания деятельности поразвитию речи, рисованию, формированию элементарных математическихпредставлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательноебеспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, предлагаюнесколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте вгруппе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, встороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

В работе используем разные видыфизкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижнойигры и др.

Введение двигательной разминки во времяперерыва между НОД позволяет детям активно отдохнуть после умственной нагрузкипроводятся

подвижныеигры, физические упражнения на прогулке.

Подвижные игры –служат методомсовершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитаниефизических качеств. В работу с детьми

включаю разные по содержанию подвижныеигры с правилами (сюжетные и бессюжетные) и спортивные (элементыспортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис,футбол, хоккей, а также игры большой, средней и малой подвижности.

В летнее время развлечения помогают в доступнойи интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные иоздоровительные задачи.

Активное участие в развлечениях обогащает детейновыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.

Как интересно провести летние прогулки?

Чтобы общеразвивающая физическая подготовканосила системный характер, разработала план, ориентируясь по дням недели:

– понедельник – различные виды метания,прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;

– вторник – занятие на развитиедвигательных физических качеств;

– среда – игры с мячами, «Школа мяча»,элементы спортивных игр;

– четверг – летние забавы (игры соскалками, игра в «классики»);

– пятница – различные походы, развлечения.

Этот план корректирую, учитывая двигательныйопыт детей, их интересы, материальную базу; включают спортивные упражнения навелосипедах, самокатах, народные игры и др.

Игры-забавы – это по существу физическиеупражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.

Предлагаю перечень некоторых летних игр-забав:

1.           Игрыс мячом (эстафеты с мячом, свободные игры с мячом, «козёл», элементы игровогобаскетбола, волейбол).

2.           Соревнования– поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости, выталкивание из круга).

3.           Игрыс вертушкой (игры забавы).

4.           Игрына асфальте (классики, пятнашки).

5.           Игрыс песком и водой (с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями.).

6.           Игрыс музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).

7.           Русскиенародные игры (палочка выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.).

8.           Метаниестрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше,летающие тарелки и др.).

9.           «Школамяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.)

10.        10.Занятнаяверёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т.д.).

 

11.Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики,чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т.д.).

12.Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик,ходьба по скамейке, бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на однойноге.).

13.Спортивные упражнения (катание навелосипеде, на самокате, купание, плавание.).

После дневного сна важно поднять настроение имышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушенийосанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носитвариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и еёпродолжительность (от 7–15 минут).

—      Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потяг ушки»,«Винтики», «Спортсмены».

—       Разминкав постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звукимелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5общеразвивающих упражнений. Воспитатели предлагают упражнения из различныхположений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу,постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группус температурой 17–19 градусов.

В группе дети выполняют произвольныетанцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходятк упражнениям на дыхание, затем одеваются.

Самостоятельнаядвигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многомзависят от условий. Организация правильного руководства самостоятельнойдеятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений,не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детейорганизуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД в часы игр последневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детейчередуются с более спокойной деятельностью.

При планировании самостоятельной деятельностизабочусь о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное длядвижений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяют в режиме дняспециальное время для самостоятельных игр детей.

 Для создания разнородности и новизныфизкультурно-игровой среды в течение дня вношу различные физкультурные пособияи по-разному группируют их. Это позволяет избежать однообразия движений испособствует всестороннему развитию детей.

Организацияспортивных досугов, праздников.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольногоучреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг,дни здоровья.

 Темы праздников самые разнообразные «Мы –спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «ПраздникНептуна» и т.д.

Совместная деятельность детей, преодоление вкоманде различных трудностей, достижение общего командного результата – все этосплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своихтоварищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой,проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатсястремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организациясовместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогаетвовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Наибольшую пользу для оздоровления изакаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытомвоздухе.

Наряду с физкультурными праздниками в ДОУшироко используются физкультурные досуги, которые не требуетспециальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале ипроводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие иподготовительные группы)

В организацию работы с детьми включают разныевиды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями.Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и напрогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы вблизлежащий парк. В течение недели здоровья обязательно проводится спортивныйпраздник или физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легчеусваиваются двигательные навыки и гигиенические знания.

При организации активного отдыха красочнооформляются места проведения (физкультурный зал, групповая комната, спортивнаяплощадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а такжеиспользуется музыкальное сопровождение.

Блок2. Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

В рамках образовательной области «Здоровье» дляуспешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходимацеленаправленная, систематическая воспитательно — образовательная работа в ДОУи семье. Я определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:

— привитие стойких культурно-гигиеническихнавыков;

— развитие представлений о строениисобственного тела, назначении органов;

— обучение уходу за своим телом, навыкамоказания элементарной помощи;

— формирование представлений о том, что полезнои что вредно для организма;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде.

 разработана система мероприятий под названием «Забочусьо своём здоровье», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:

1.   Направление «Я- человек. Что я знаю о себе?»

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

Цель: формироватьпредставления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых емудля жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутреннихорганах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни. (н-р:д/и «Что есть во рту», «Какие у нас зубы». Сказка о зубной щётке и др.«Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук».

2.    направление «Образжизни человека и здоровье».

 Цель:формировать представления детей об образе жизни человека о режимных моментах,организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни.(Н-р: «Беседа по книге», «Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой «Где спитрыбка?» НОД о здоровом образе жизни и об органах организма.

В процессе ознакомления с образовательной областью«Познание» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке,как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимостиздоровья от образа жизни.

На НОД по экологической направленности формируюпредставления детей об условиях необходимых человеку для жизни; овзаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Привоспитании культурно-гигиенических навыков формирую привычку правильно:умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком,правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяем представления о ЗОЖ через: с/ ролевые игры «Больница»,

«Аптека», «Семья»;

 чтение художественной литературы: «Сказка проногти», Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка протрёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц оздоровье. Продолжаемзнакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.
Длярасширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используюнастольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела»,«Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)

Формируя привычки потребности в ЗОЖ, которые мыпытаемся привить детям в группе стараемся выработать такие навыки у детей:

— полоскать рот после каждого приёма пищи,чистить зубы утром и вечером;
— спать в облегчённой форме;
— ежедневно обтираться мягкой рукавичкой;
— разминаться после пробуждения;
— уметь избегать опасных ситуаций;
— уметь расслабляться и гасить отрицательные эмоции;
-мыть руки перед едой и после посещения туалета;
— есть больше овощей и фруктов;
— ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

Считаю, что к моменту выпуска детей в школу ониполучат необходимые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычкисохранения своего здоровья.

Блок 3. Нетрадиционные формы оздоровлениядошкольника

Основная задача коррекционно-педагогическойработы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенностикрасивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления.Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных формоздоровления таких, как:

Оздоровительныйбег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовногоравновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительныйбег проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этомучитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольномвозрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительныерасстояния – от 950 м до1600 м – за промежуток времени от 5 до 11минут.

Оздоровительные пробежки проводим 2 раза внеделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а такжев холодное время года в конце дневной прогулки.

При проведении оздоровительного бегаосуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет свысоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2круга, малоподвижным – 1 круг.

Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4круга, малоподвижным – 2 круга.

Оздоровительный бег заканчиваем постепеннымзамедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательныхупражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты):

Дыхательнаяи звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос,подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляетсяпрофилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Нетрадиционныевиды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повыситьзащитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводимсамомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровойсамомассаж.  Игровой самомассаж является основой для закаливания иоздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровойформе, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражненияспособствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,развитие навыков собственного оздоровления. (приложение№5)

Тренинги –элементы психической дисциплины, помогают развивать у дошкольников, способностьпреувеличивать положительное, и растворять, распылять отрицательное. Привыполнении тренингов важным считаем умение детей вообразить описываемуюситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнеенапряжение и повысить своё настроение. (Приложение № 5)

Аутотренинг– помогаетвоздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учитьрасслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно отпосторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься оттревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Релаксация – это один изпутей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмамрелаксации, я помогаю снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, темсамым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умениедетей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у нихуверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительногоэффекта соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

1.           Упражненияна релаксацию выполняем в тихой, спокойной обстановке.

2.           Расслабляемсяс закрытыми глазами.

3.           Взависимости от условий применения данных упражнений используем различные позы.

4.           Вовремя выполнения. Учим детей распознавать ощущения напряженности ирасслабленности.

5.           Неспешим заканчивать релаксацию.

6.           Детимогут полежать, если им хочется.      

Выходим изэтого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваемся, словно послепробуждения ото сна, затем открываем глаза и потихоньку садимся. При выполнениирелаксации используем спокойную музыку.

Музыкотерапия– этолекарство, которое дети слушают. Мелодии, доставляющие ребёнку радость,замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширениюсосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямопротивоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулируетвыделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Использование музыки на занятиях по физическойкультуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений охарактере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполненииупражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическомразвитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и

спортивной походке, движения становятсякрасивыми, ловкими, экономичными.

Пальчиковаягимнастика служитдля развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движенийрук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не толькообогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие наулучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Музыкально-подвижныеигры, применяемыепрактически на всех НОД, и являются ведущим видом деятельности дошкольников.Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевыеситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной целипри проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативнаягимнастикаспособствует внедрениюв работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческихигр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этойформе работы создаются благоприятные возможности для развития способностидетей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Блок 4. Организация оздоровительнойдеятельности:

·                                Организациярежима дня;

·                                Организацияпитания

·                                Системазакаливания в ДОУ и семье;

 Организация режима дня включает:

1.Рациональное построение режима дня с учётомсезона.

2.Выполнение санитарных требований к помещению,участку, оборудованию.

·                                Влажнаяуборка помещений

·                                Проветривание

·                                Кварцеваниегрупповых помещений.

3.Правильная организация двигательного режима,отсутствие перегрузки режимных моментов.

4.Воспитание у дошкольников потребности вздоровом образе жизни:

·                                Привитиестойких культурно-гигиенических навыков;

·                                Обучениеуходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

·                                Формированиепривычки ежедневных физических упражнений;

·                                Развитиепреставлений о строении собственного тела, назначении органов/старший возраст/;

·                                Формированиепредставлений о том. Что полезно и что вредно для организма;

5.Санитарно – просветительская работа сродителями о соблюдении режима в семье.

Организациясистемы закаливания – важнейшая частьфизического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятсяв течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силыприроды: воздух, солнце и вода.

Цель закаливания – выработать способностьорганизма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейсявнешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиямвнешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора(холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Закаливание воздухом – наиболеедоступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребываниеребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к сменетемпературных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается,если сочетается с физическими упражнениями.    

Эффективным средством закаливания являетсяхождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий,песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенноувеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальнаятемпература воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº.

 Оздоровляющее воздействие воздуха используемпри организации дневного сна и прогулок.

Большую радость детям доставляет процедуразакаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время.  Начинаю процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затемпереходим к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (наголове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ваннигры детей организуют под прямыми лучами солнца (5–6 минут), а затем вновьуводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е.детей раздеваю до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывноепребывание

детей под прямыми солнечными лучами вначалесоставляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут.

 В течение дня общая продолжительностьсолнечных ванн может достигать 40 -50 минут.

Вода является весьма эффективнымфактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности педагогииспользуют обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя,в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном,хождение по дорожкам здоровья после сна.

В результате закаливания дети стали менеевосприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционнымзаболеваниям.  Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны,уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокойработоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильномвыполнении закаливающих процедур.

 

 

Блок 5 Работа с семьей.ДОУи семья

 Внедрение новых федеральных государственных стандартов позволяет организоватьсовместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использоватьнетрадиционные формы работы. Для привлечения родителей в систему работы ДОУповышать компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активносотрудничать с семьей по введению и реализации ФГОС ДО.

Насегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей— одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Цельмоей работы и детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье посозданию условий для воспитания детей дошкольного возраста и применениездоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь семьи.

Дляуспешной работы с родителями я ежегодно провожу исследование семей воспитанников,используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми,наблюдения за детьми, тестирование, посещение на дому и др.

Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ воздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеванийу детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь ипредупреждение осложнений — все эти вопросы мы рассматриваем на родительскихконференциях, круглых столах. На такие мероприятия приглашаются медицинский работникдетского сада Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностикисостояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержаниемфизкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительнымопытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которыепомогают

укреплениюздоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни».

 

 

 

 

Вработы с родителями применяю нетрадиционные формы: информационно-аналитические,досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

 

 

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов.

 

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и физическими особенностями детей дошкольного возраста.

Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей.

 

 

«Информационно– аналитические» формы   Основной задачей форм организациисбор, обработка и использование данных о семье. Опираясь на тот факт, чтоформирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, мною былапроведена оценка оздоровительного потенциала. Анкетирование родителей.    

Родителизнают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но 90% не делаютутреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, дети непосещают спортивные учреждения. Более 70% не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет наздоровье детей.

Провожуанкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения детей, выявлениепедагогической грамотности родителей, так -же работает телефон доверия, почтовыйящик.

Использую Познавательные формыдля ознакомления родителей с особенностями физкультурно-оздоровительной работыс детьми, применяю   методы и приемы по формированию у родителей практических навыков.Консультации познавательная информация для родителей. Общение строится наоснове диалога, открытость, искренность и доброжелательности. Это семинарыпрактикумы, по профилактике плоскостопия.

 Родительские клубы, по формированию здоровогообраза жизни.

педагогическиегостиные, по развитию двигательной активности.

 устныепедагогические журналы, о методах закаливания

 Используямультимедийное оборудование, просвещаю родителей о здоровьесберегающих технологиях,применяемых в работе с детьми в детском саду, а самые любимые детьми технологииможно использовать в вечерние часы и в выходные дни. Это такие технологии как:

игротерапия — игры,которые лечат.

На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыкаправильного носового дыхания.

 Игры с песком.

 Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитиюречи, внимания, памяти.

Изо терапия — Дляизо терапии используются все виды художественных материалов. Все виды творчества, обладают лечебными свойствами.

 Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей,развитие движений с музыкой доставляет детям удовольствие. В выходные дни включив ребенку музыку.  Музыкаспособствует развитию творчества, фантазии в движении.

Ароматерапия. В доме можно высаживать цветы герани, собратьцветы ромашки и листочки мяты, в ароматических подушечках это действует на детей успокаивающе, конечно – же соблюдая индивидуальный подход.Ароматерапию можно использовать перед сном в период подъема заболеваемости дляпрофилактики респираторных инфекций применять масла шалфея, эвкалипта.

   Организую мастер – классы в домашних условиях, организация игр в вечерние часыи выходные дни (рисованием пальцами ног) интересное занятие для детей и ихродителей.

Атак -же обучение родителей оздоровительной работе в условиях семьи просвещаюродителей о том, чтобы в доме были созданы условия для наиболее полногосамовыражения ребёнка в двигательной деятельности.

Организоватьтакие центры которые

 пользуется популярностью у детей, посколькуреализует их потребность в двигательной активности.

 можно заниматьсяи закреплять разные виды движений: прыжки, подлезание под дугу, игры с мячом,метание. 
Современные подходы к организации  предметно – пространственной средынаправлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка вДОУ и семье.

 В каждом доме предлагаю устроить, тихий уголокдля ребенка который располагает к наблюдению, мечтам и тихим беседам. Можнооборудовать его комфортным креслом, ковриком на полу, аквариумом с рыбками, ребенокслушает музыку, рассматривает иллюстрации книг особенно полезно посетить такоеместо в вечерние часы, чтобы успокоить нервную систему перед сном.

Для развития тактильныхощущений в детской комнате каждого ребенка можно создать соответствующую средубез затрат из семейного бюджета, плодыкаштана, шишек, ореха, применять для   профилактикиплоскостопия.

Вработе с родителями использую Досуговые формы, родителиприглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашемдетском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активнымиучастниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: Развлечение длядетей и родителей «Будь здоров», «семейные игры»

«Мама и яспортивная семья», «Мы с папой силачи», «Летний праздник» с участиемродителей. «Зимний праздник» с играми родителей и детей.

 Использование этих форм способствует тому, чтородители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем проще налаживатьс ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Наглядно-информационные формы работы сродителями организация ознакомления родителей с условиями, содержанием иметодами воспитания

детейв условиях дошкольного учреждения. Систематически для родителей организуютсядни открытых дверей. На мой взгляд, это эффективная форма вовлечение членовсемей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушкиимеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурную деятельностьпрогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты.

дни– открытых дверей,

просмотрНОД по физической культуре.

просмотрповседневных видов детской деятельности.

Одиниз действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитациигруппе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей опрофилактике здорового образа жизни.

Вприемной имеется уголок который пропагандирует детей и родителей к движениям,активному отдыху на воздухе.

Совместнаядеятельность родителей, положительно влияет на воспитанников.

Вовторой половине дня родители рассказывают детям о том, каким видом спорта онзанимался в детстве.

Я с родителями в своей группе провела смотр– конкурс на лучший физкультурный уголок в семье. Уголки, спортивные комплексыв качестве примера показываю другим родителям.

Родители отмечают, что у их детей формируютсятакие качества, как целеустремленность, выносливость, ответственность и самостоятельность.

Хорошиерезультаты показывают и данные мониторинга физических качеств, что   благодарявнедрению в педагогический процесс в ДОУ и семью здоровьесберегающих технологийположительно влияет на развитие детей.

 Достиглиопределенных целей в снижении заболеваемости на 0,2% по сравнению с прошлымгодом.

Обширнаяпрофилактическая работа с детьми, родителями, имеет определённые положительныерезультаты

Результаты диагностики показывают, что организованная такимобразом и лечебно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологийположительно влияет на развитие детей.

Совместная работа с семьёй строится на следующих основныхположениях, определяющих её содержание, организацию и методику.

1.           Единствоцелей и задач в воспитании ребёнка.

2.           Систематичностьи последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания вДОУ.

3.           Индивидуальныйподход к каждой семье

4.           Взаимноедоверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательнойкритике и самокритике.

В соответствии с этими основными положениямисистема работы с семьёй включает:

·                                Ознакомлениеродителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологическогоразвития;

·                                Участиев составлении индивидуальных планов оздоровления детей;

·                                Целенаправленнуюсанпросвет работу, пропагандирующую необходимость рационального, полногосбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного  итеплового режима и т.д.

·                                Ознакомлениеродителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

·                                Обучениеконкретным методам и приёмам оздоровления / массаж, самомассаж/;

·                                Ознакомлениес лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ

·                                Обучениеотдельным нетрадиционным методам оздоровления /фитотерапии, пальчиковым играм./;

Работа с педагогами

  С педагогами детского сада проводиласьцеленаправленная работа по повышению профессиональной культуры, по организациифизкультурно — оздоровительной работы. На педагогических советах и семинарах«Формирование привычки к ЗОЖ – важная задача воспитания», «Здоровьесберегающиетехнологии в образовательно — воспитательном процессе», «Обеспечениеэффективной системы физкультурно – оздоровительной работы вДОУ»,  «Образовательное учреждение как носитель физического здоровьядетей», которые проводятся совместно с психологом, медицинским работником,педагоги знакомились с современными педагогическими  опытом по оздоровлениюдетей, с эффективными методиками и технологиями, принимали участие в деловыхиграх, тренингах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Результативностьпедагогического опытаl

 

Применение нетрадиционных подходов киспользованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интересдетей и их родителей к сохранению своего здоровья. 

  Предлагаемый опыт подскажет педагогам иродителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить своездоровье и ответственно относиться к нему.     

 Среда, созданная в условиях детского сада идома, способствует обеспечению адаптацию ребенка в социуме, реализациипотребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитиюдвигательных навыков.

  Практическая значимость опытазаключается в возможности применения его в повседневной практике любогообразовательного учреждения.

 Для обеспеченияполноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физическогои психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физическогоразвития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетногонаправления в дошкольном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

Анализрезультатов мониторинга

Уровеньздоровья и физического развития детей

Уровеньзаболеваемости снизился на о,2%, значительно снижено количество пропусков поболезни.

Количестводетей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% исоставляет 45 %.

Количестводетей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни,увеличилось на 44% и составляет 82%.

Сравнительный анализ данных диагностикиежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, чтоподтверждает эффективность использования разработанной системы внедренияздоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ ижизнь семьи. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в техникевыполнения движений и выразительность в моторике.

 У детей появился эмоциональный отклик нафизическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат: Заключаетсяв том, что эффект данной оздоровительной работы закрепляется в видеустойчивого, целостного психосоматического состояния, которое можетвоспроизводиться в режиме саморазвития. Это, собственно и есть — прижизненносформированное здоровье, здоровье, которое педагогически и психологическикультивируется на базе определенного медицинского обеспечения, учетоминдивидуальности ребенка и, конечно же, только с разрешения родителей.

 У детей улучшилась эмоционально- двигательная сфера.

  Наблюдается гордая осанка, в движенияхсвобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие вжестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лицарадостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная.

Таким образом, можно сказать, что толькокруглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических  мероприятий с внедрениемздоровьесберегающих технологий  в педагогический процесс и жизнь семьи позволит   эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровьявоспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма,позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровняфизической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительнуюдинамику в распределении по группам здоровья,  профилактику икоррекцию  отклонений  физического  развития воспитанников.

   Грамотная организация здоровьесберегающей среды,а также использование здоровьесберегающих технологий, способствовали повышениюдвигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическомуразвитию.

         Результатыубеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствованиифизкультурно-оздоровительной работы.

 

            .

 

 

 

 

 

Заключение:                   

       Итак, условия,созданные в ДОУ и семьях, позволяют обеспечить физическую активность детей иорганизацию оздоровительной работы.

 Все родители используют элементыздоровьесберегающих технологий в организации педагогического процесса.

  Результатом эффективной работыпедагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.

Именно обучение ивоспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитойличности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровьятесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множествафакторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостноеформирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанноймотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания,самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенокможет быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, азначит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа сдетьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этогоусловия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Такимобразом:В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельностиродителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организациявзаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий ирецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога,его умением стать профессиональным помощником в семье

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литература.

1.           АлябьеваЕ.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

2.           БелаяК.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспектызанятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение,2000 – 94 с.

3.           ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.:1999 – 144 с.

4.           ЗимонинаВ.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

5.           КаштановаТ.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении:практическое пособие М.:2002

6.           КолабановВ.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

7.           КузнецоваМ.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольныхобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

8.           МоргуноваО.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

9.           ОвчинниковаТ.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

10.        ПензулаеваЛ.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

11.        РуноваМ.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.

12.        СинкевичЕ.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.

13.        СемёноваН. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.

14.        ЧупахаИ.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143с.

15.        ЮдинаЕ.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет