Здоровьесберегающиетехнологии в системе музыкального образования .
Много пишется и говорится о здоровьесберегающих технологиях в системеобразования, но совершенно выпускается из вида тот факт, что вобщеобразовательной школе имеется совершенно уникальный здоровьесберегающийпредмет «Музыка», которому, к сожалению, в учебных планах отводится минимальноеколичество часов.
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющихэкономический, интеллектуальный и культурный потенциал государства. Сегоднясохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задачразвития страны. Она регламентируется и обеспечивается такиминормативно-правовыми документами как законы РФ «Об образовании» «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии .
Урок музыки в общеобразовательной школе обладает огромным терапевтическимэффектом.
Благотворное влияние музыки на человека уже не раз доказано учеными иврачами-практиками. «Ритм, мелодия, гармония проникают в глубины человеческойпсихики. Человек непосредственно реагирует на ритм непроизвольнымителесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердцебиения и др. Такаяспособность музыки послужила основой для возникновения нового научногонаправления – музыкотерапии или лечения музыкой».
Лечебное воздействие музыки на человека использовалось в Древнем Египте,Древней Греции, Древнем Риме. «Древняя медицина, врачевание неотделимы отискусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания вдальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержаниеврачевания» [. Основой музыкотерапии стали положения античных теорий. «Пифагорсчитал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью различныхмелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снималраздражительность и страх. Другими словами, музыка была своего рода „целебнымсоставом”. Такую работу Пифагор называл „музыкальным врачеванием”». Платонтакже указывал на целебное воздействие музыки и пения. Он считал, что без пениялекарство теряет свою силу. Идеи Пифагора и Платона находят свое развитие вработах Аристотеля. Изучая музыкальные лады и специфику музыкальныхинструментов, он приписывал им различную степень воздействия на человека.
На сегодняшний день существует множество научных направлений, школ, центровмузыкотерапии. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье:музыкальные звуки создают энергетические поля, переживание музыки оживляетвоспоминания, один образ
— 2 –
ассоциируетсяс другими образами, перед человеком мысленно разворачивается его собственнаяжизнь.
Музыкально-двигательныеигры активизируют творческое самовыражение учащихся, «обеспечивают развитиемелкой моторики и координации движений учащихся, создают условия для развитиянавыков общения, становятся источником новых впечатлений и переживаний,формируют механизмы адаптации» Современное музыкальное образование в школе, основанноена идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З.Кодаи, включает элементы психотерапии, способствует снятию негативныхэмоциональных состояний, привносит в обучение оздоравливающий эффект.
Науроках музыки школьники занимаются следующими видами деятельности: вокально-хоровоепение, слушание музыки, музыкально-ритмическое исполнение, музыкальнаяграмотность, импровизационная деятельность, драматизация.
1.Вокальныйвид деятельности (пение хором)
Человеческийголос является мощным инструментом. Пение дают возможность человеку привести вгармонию душевное и психическое состояние.
·Профессию певцов называют профессией долгожителей.
Процесспения улучшает кровоснабжение голосовых связок, маленького язычка, нёбныхминдалин и лимфатических узлов за счёт активного поступления кислорода, и врезультате повышается местный иммунитет ротовой полости и горла ,поэтому режевозникают болезни.
Основаправильного и хорошего пения – ДЫХАНИЕ. Вдох носом, выдох ртом.
Первыйвид дыхания – грудной (верхний) ,воздух набирается и выдыхается через груднуюполость.
Второйвид дыхания – брюшной (нижний) ,воздух набирается и выдыхается через брюшнуюполость.
2.Слушание музыки.
Звучание(определённой) музыки благотворно действует не только на нервную систему, но ина систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения.Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов,отчего организму становится легче бороться с болезнями. Слушание музыки можетпомочь навсегда забыть о плохом настроении , бессоннице, чувстве неуверенностии тревоги, улучшить память и внимание.
Учёныепришли к выводу, что после 30-и минутного прослушивания музыки качествоусвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30процентов, что является это своеобразным сеансом психотерапии при этомнеобходимо уделять большое внимание подбору материала для слушания.
3.Музыкально – ритмическая деятельность.
Для«правильной» и «здоровой» музыки большое значение имеет РИТМ и ГРОМКОСТЬмелодии. Музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и чем она тише.
Следуетпомнить, что звуки не только источник здоровья, но и могут принести вред.Бригитта Шульте из немецкого института акустики уверяет, что звук выше 65дБповышает риск инфаркта на 20%.
Наукой доказано, что музыка оказывает влияние на организм человека даже наклеточном уровне: ускоряет рост одних клеток, замедляя рост других. При помощимузыки можно воздействовать на эмоциональное самочувствие человека.Произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шуберта активизируютэнергетические процессы организма и направляют их на оздоровление.
Выводы : Музыка может влиять на эмоциональный мирслушателя, что соответственно меняет и состояние его здоровья.
Характер влияния музыки на общее и эмоциональноесостояние подростков далеко не всегда определяется ее ритмом. Можнопредположить, что влияние музыки в большой степени зависит от индивидуальныхособенностей человека (например, от качеств его нервной системы, характера,состояния здоровья и т. д.)
Мы можем согласить с учеными, что после 30 минутногослушания разнообразных музыкальных произведений работоспособность школьниковвозрастает на 30 %, а значит подростки, которые слушают музыку более одногочаса в день (94 %), более активны и восприимчивы при изучении школьногоматериала. Главное, чтобы музыка, которую слушает современная молодежь,действительно была разнообразна.