X-PDF

«Здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми»

Поделиться статьей

Консультациядля педагогов:

«Здоровьесберегающихтехнологий в логопедической работе с детьми».

Учитель– логопед: Коростелкина А.В.

 

Цель:Познакомитьпедагогов с возможностями использования элементов здоровьесберегающихтехнологий, применяемых в коррекционной логопедической работе.

Здоровьесберегающиетехнологии – это система, создающая максимальновозможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального и физического здоровья дошкольников.

Цельздоровьесберегающих образовательных технологийобеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у негонеобходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использоватьполученные знания в повседневной жизни.

Особенностямразвития детей с речевыми недостатками.

Особенностифизического развития детей с речевыми недостатками:

 -нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

-нарушение дыхания и голосообразования;

-нарушение общей и мелкой моторики;

 -расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

 -повышенная утомляемость;

 -заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости,ловкости);

 -нарушение темпоритмической организации движений.

 Особенностипсихического развития детей с речевыми недостатками:

 -нарушение оптико – пространственного праксиса;

 -неустойчивость внимания;

 -расстройство памяти (особенно слуховой)

-несформированность мышления;

 -задержка развития воображения.

Средидошкольников с речевыми нарушениями преобладаютчасто болеющие дети. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основномсо стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечнойсистем, ЛОР-органов.

Атакже отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущинестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация,негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность,обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов сосвоими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формированиясаморегуляции и самоконтроля.

Поэтомувозникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционнойработы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию,дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику,упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),физкультминутки, упражнения для профилактики зрения. Здоровьесберегающиитехнологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речидетей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Цельюприменения здоровьесберегающих технологий влогопедической работе — оптимизация процесса коррекции речи, поддержание,обогащение здоровья детей.

Задачиздоровьесберегающих образовательных технологий в процессе коррекции речевыхнарушений:

Ø  сохранятьи укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Ø  создаватьусловия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Ø  повышатьадаптивные возможности детского организма.

Наиболееэффективны и некоторые методы:

Видычасто используемых здоровьесберегающих образовательных технологий:

1.Артикуляционная гимнастика необходима для:

-улучшения подвижности органов артикуляции;

-увеличения объема и силы движений;

-выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильногопроизнесения того или иного звука.

Помимотого, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобныезанятия способствуют:

-усилению кровообращения;

-развитию гибкости органов речевого аппарата;

-укреплению мышц лица.

2.Дыхательная гимнастика.

Дыхательныеупражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают болееинтенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейшихсистем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это невременный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется смалышом и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучитьсяуже не получится.

Опосредованно,но уверенно дыхательные упражнения влияют на иммунитет, особенно в том, чтокасается заболеваний органов дыхания. Установлено, что дети, выполняющиедыхательную гимнастику, намного меньше подвержены сезонным простудам, бронхитами бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика особо рекомендуется при бронхите(точнее, для детей, недавно перенёсших бронхит), ведь она способствует очищениюбронхов.

Прихронических заболеваниях дыхательной системы, включая аллергические,дыхательные упражнения приносят облегчение течения болезни. При благоприятномстечении обстоятельств они вполне способны привести к полному излечению.Дыхательная гимнастика может помочь при аденоидах и в целом рекомендуется дляослабленных детей в качестве общеукрепляющего средства.

Взаключение изложения доводов в пользу дыхательной гимнастики для детей хочуотметить ещё один очень важный момент. Дети, выполняющие такие упражнения,особенно те из них, которые связаны с наблюдением и контролем дыхания, болееспокойны, лучше владеют собой, умеют концентрировать внимание. Думаю, чтодыхательная гимнастика — вполне эффективный инструмент в борьбе с синдромомдефицита внимания.

 

3.Зрительная гимнастика.

Зрительнаягимнастика способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемостьглаз, действует как профилактика сохранения зрения. Польза данных упражненийзрительной гимнастики для детей будет ощутима только при систематическом ихвыполнении, то есть через 20 минут занятий для детей 3-5 лет и через 30 минутдля детей 6-9 лет ежедневно.

Гимнастикабывает:

 1) игровая коррекционнаяфизкультминутка;

 2) с предметами;

 3) по зрительнымтренажёрам;

 4) комплексы пословесным инструкциям.

Зрительнаягимнастика — снимает напряжение с глаз, способствуеттренировке зрительно-моторной координации.

4.Развитие общей моторики.

Чемвыше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Удетей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике:недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритмаи координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитиюречи.

Физкультминутка— представляют собой комплекс физическихупражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом,чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц.

Оздоровительныепаузы или физ.минутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправлениенеправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстротыреакции на словесные инструкции.

Впроцессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются сословом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развиваетсямышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийсясловарный запас.

Физкультминуткиподбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме. Ониснимают напряжение и повышают умственную работоспособность.

Физкультминуткипод музыку вызывают возбуждение определенных отделов мозга, создаютблагоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов.

Упражнениядля профилактики плоскостопия.

Упражнениядля улучшения осанки.

Упражненияпсихологической саморегуляции.

5.Развитие мелкой моторики.

-Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные имелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит отскоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной икостной.

Областьмелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватаниеигрушки) до сложных (рисование и письмо). Все, у кого есть маленькие дети,замечали, что у младенцев хорошо развит хватательный рефлекс, т.е. ребенокможет достаточно крепко схватить за палец взрослого и не отпускать его втечение нескольких секунд. Поэтому работу с мелкими мышцами руки можно начинатьс грудничкового возраста.

 

Атак как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, то развитиюмелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особоевнимание.

Упражненияподбираются в соответствии с лексической темой.

Пальчиковыеигры-упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы иопределить их назначение.

Ø  Игры-манипуляции.

Ø  Сюжетныепальчиковые упражнения.

Ø  Пальчиковыеупражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ø  Пальчиковыекинезиологические упражнения.

Ø  Пальчиковыеупражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (разминание,растирание, надавливание, пощипывание).

Ø  Пальчиковыеигры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Предметнаядеятельность детей.

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте, она определяет«ведет» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Впроцессе этой деятельности ребенок усваивает культурные, историческисложившиеся способы действия с предметами.

Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливаетразвитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.

Предметная деятельность способствует совершенствованиючувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти имышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций,ориентировочно- исследовательских и предметных действий происходит всё болееглубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуальногопотенциала. Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических испецифических манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах,устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательностьребёнка, реализуется его познавательная активность.

Продуктивныевиды деятельности (художественное творчество).

Художественноетворчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием ипреобразованием окружающего мира по законам гармонии. Изобразительное искусство– это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводствоокружающего мира. Давайте уточним, что такое способности? Способности – этоиндивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительнуюлёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью. Врождённые лиэто качества? Это не врождённые качества они существуют только в процессеразвития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. То есть говорить отом, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способностиразвиваются только в процессе конкретной деятельности.

Работас бумагой, которая мнется, рвется, складывается, режется, склеивается и т.д. -отрывная аппликация.

Работас нетрадиционными материалами (яичная скорлупа, кофейные зерна, пластмассовыефутляры от киндер-сюрпризов и др.)

Художественноеконструирование, техника оригами, поделка различных макетов по темам.

Лепкаиз пластилина, глины, соленого теста натюрмортов, сюжетных композиций помотивам разных сказок. Всё это хорошо снимают агрессию у ребенка, и развиваетсилу пальцев, точность и координацию движений.

6.Су – джок терапия

Впереводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

Су-Джоктерапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный методразвития одновременно и мелкой моторики, и двигательной активности, и речидошкольников. Применение Су-Джок -массажеров способствует созданиюфункциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательнойактивности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком,повышает умственную работоспособность детей.

Цель использованияметода — стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органовартикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.

Задачи:

-нормализоватьмышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;

-содействоватьснижению двигательной и эмоциональной расторможенности,

-нормализоватьмышечный тонус;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1198

-совершенствоватьнавыки пространственной ориентации;

-развиватьпамять, внимание, воображение и другие высшие психические функции.

Су-джоктерапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, являетсядостаточно хорошей системой самооздоровления.

Су– джок терапия широко используется при автоматизации различных звуков.Использование су-джок массажёров в сочетании с упражнениями по коррекциизвукопроизношения способствует повышению физической, умственнойработоспособности детей.

Су-джокиспользуют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительноулучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

7.Массаж и самомассаж.

Видыразвивающего массажа, используемые влогопедической практике:
— массаж и самомассаж лицевых мышц;
— массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
— аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
— массаж язычной мускулатуры.

Элементысамомассажа лица и пальцев применяются с цельюразвития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использованиеигрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетаниис сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлыеэмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повыситьэффективность коррекционной работы на занятиях. Дети делают себе массаж,развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуютукреплению своего здоровья.

Припроведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаютсярефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

·        Использование самомассажа широко применимопо нескольким причинам:

·        Можно проводить не только индивидуально,но и фронтально с группой детей одновременно.

·        Можно использовать многократно в течениедня, включая его в различные режимные моменты.

·        Можно использовать без специальногомедицинского образования.

8.Релаксация.

Релаксация— комплекс расслабляющих упражнений,снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Дляформирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлятьсвоим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромноеколичество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственнаядеятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнеевозбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышцтела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение,скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Выполнение такихупражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстрообучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению,каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равнойстепени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных иливолевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяетэнергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные,беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными итерпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретаютуверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такаясистемная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения ивосстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

9.Кинезиология.

Кинезеологическиеупражнения называют — «Гимнастикой для ума».

Кинезиология– это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методикиможно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощьюспециальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоихполушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологическиезаконы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательнуюкоординацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов,работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? Вчем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольноговозраста? Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практикифизиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины,хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана наулучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации вработе систем организма.

Основнаяцель кинезиологии — развитие межполушарного воздействия,способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

o   синхронизацияработы полушарий;

o   развитие мелкоймоторики;

o   развитиеспособностей;

o   развитие памяти,внимания, речи;

o   развитие мышления;

Поисследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное,образное, творческое. Левое полушарие головного мозга – математическое,знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается издеятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервныхволокон.

Использованиеупражнений кинезиологии позволяет:

·        укреплятьздоровье;

·        повышатьтонус;

·        снижатьусталость, утомляемость и раздражительность;

·        улучшатьпсихоэмоциональное состояние;

·        понижатьчрезмерную активность;

·        повышатьконцентрацию и умственную работоспособность;

·        улучшатьпамять;

·        стимулироватьразвитие слуха и речи;

·        улучшатьвнимание, мышление;

·        развиватьвосприятие, пространственные представления, воображение.

Изэтого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников неменее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различныепроблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии,гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений детистановятся более активными, сообразительными, энергичными, учатсяконтролировать свои психические процессы (негативное поведение,раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые идвигательные навыки, лучше концентрируются.

10.Биоэнергопластика.

Биоэнергопластика-это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей ипальцев рук.

Влогопедической практике существенную роль играет развитие у детейкинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствоватьразличные положения органов артикуляционного аппарата.

Иприменение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развитьу детей данные ощущения.

Данныйметод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развиваятонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мыактивизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследованияотечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир МихайловичБехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияниетонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головногомозга.

Основнойпринцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцеврук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевогоаппарата.

Коррекционнаяработа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей клогопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различныеигровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи,презентационные материалы.

Каждыйлогопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений,направленных на постановку звуков разных групп с применением метода«Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности взависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластикив качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный методможет использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Принципыздоровьесберегающих технологий:

Основныепринципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

-Созданиеобразовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в силыребенка, индивидуальный подход.

-Творческий подход к процессу обучения.

-Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

-Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъектобразования, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.

-Комплексная система закаливания.

Формыработы, используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ исемьи:

-Совместные открытые занятия с детьми и родителями;

-Индивидуальные беседы с родителями;

-Совместное создание предметно-развивающей среды;

-Общие и групповые родительские собрания;

-Участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;

-Выставки детских работ, изготовленные совместно с родителями;

-Коллективная трудовая деятельность (посадка деревьев, оформление участковдекоративными поделками, сооружение снежных горок).

Необходимоформировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка.Чаще привлекать к совместной работе по здоровьесбережению детей. Ведь какизвестно, личный пример мамы или папы намного лучше любого объяснения о том,что важно беречь жизнь и здоровье!

Всяэта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участиеммедицинских и педагогических работников: воспитателя, инструктора по физическойкультуре, музыкального руководителя. Необходимо уделять особое вниманиеобучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни,применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания средыздоровьесберегающего процесса.

Выборздоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типаи конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, организацииздоровьесберегающей среды, от программы, по которой работают педагоги,продолжительности пребывания детей в ДОУ, от показателей здоровья детей ипрофессиональной компетентности педагогов.

Анализтематической литературы показывает, что в ДОУ чаще всего используютздоровьесберегающие технологии по следующим направлениям

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Ктехнологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся такие как:релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы,гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др, гимнастика динамическая,корригирующая, ортопедическая.

Ктехнологии обучения здоровому образу жизни относятся: коммуникативные игры,физкультурные занятия, игро- терапия, точечный самомассаж.

Ккоррекционным технологиям относятся: технологии воздействия цветом,арт-терапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия,психогимнастика, фонетическая ритмика.

Здоровьесберегающимтехнологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте,когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, этосамое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые всочетании с обучением дошкольников методам здоровьесбережения приведут кположительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрастеотмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогаетнаиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи.

 

Литература:

 

1.    АкименкоВ. М. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону., Феникс, 2009

2.    АкименкоВ. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону., Феникс, 2011

3.    АксёноваЕ. Б., Кобзарь Л.С. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей сОВЗ и их использование в условиях введения ФГОС. Н.Новгород, НИРО, 2016 г.

4.    АтемаскинаЮ. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. С.-П.,Детство-пресс, 2011

5.    КудиноваМ. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. ж.Логопед №2, 2010

6.    КузнецоваС. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ.М.,ТЦ Сфера, 2008

7.    ЛисинаТ.В., Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников. М.: ТЦ Сфера,2014 г.

8.    МальгавкоН. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР. ж. Логопед №1,2012

9.    ПанфёроваИ. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. ж. Логопед №2,2011г.

10.                      Сековец Л. С., Дерябина О.В. Игровыетехнологии как средство формирования речевого общения заикающихсядошкольников.Н.Новгород, НИРО, 2016 г.

11.                      Сократов Н. В. Современные технологиисохранения и укрепления здоровья детей. М., ТЦ Сфера, 2005

12.                      Хабарова Т. В. Педагогические технологии вдошкольном образовании. С.-П. Детство-пресс, 2011

13.                      http://www.kindergenii.ru/metodiki/zdorovay-rech.htm

14.                      http://do.gendocs.ru/docs/index-103721.html

15.                      http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/59/2446/

16.                      https://www.defectologiya.pro/zhurnal/innovaczii_v_logopedii_metod_bioenergoplastika/

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1198

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет