X-PDF

Жанры живописи План-конспект к уроку в 6 классе.

Поделиться статьей

Раменскиймуниципальный район

Муниципальноеобразовательное учреждение

Дергаевскаясреднеобразовательная школа №23

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытогоурока

 для6 класса

«Жанрыизобразительного искусства»

 

Преподавателькласса

РябининаЕлена Владимировна

 

 

Датаи место проведения урока

11.02.2022г.

ДергаевскаяСОШ №23

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

 

План-конспектоткрытого урока в 6 классе

 

Тема:«Жанры изобразительного искусства»

Цель:повторение пройденного и ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство иразнообразие жанров изобразительного искусства), формирование новых знаний,умений, навыков.

Задачиурока:

—  образовательная:усвоить жанры ИЗО, создать условия для наблюдения и проникновения учащихся всущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека,одухотворенности и красоты;

—  воспитательная:воспитывать эстетический вкус, внимание, наблюдательность;

—  развивающая: развиватьобразное мышление, память, творческий потенциал, эстетическое понятие,расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей.

Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков

Формы урока:фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают еесамостоятельно или под руководством учителя, репродуктивный,информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный).

Оборудование:зрительный ряд, раздаточный материал.

Зрительный ряд:репродукции картин и работы учащихся разных жанров и видов изобразительногоискусства.

Словарь:жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, анималистический,мифологический, батальный, марина.

Структура урока:

1. Организационный этап(2 мин.)

2. Основная часть(35мин.):

— Постановка цели,вступительное слово учителя;

— Повторение пройденногоматериала;

— Введение новых знаний;

— Физ. минутка;

— Продолжение введенияновых знаний.

— Освоение новых знаний:инд. работа — соединить репродукции и соответствующее им название жанраискусства стрелками

— Работа в парах –взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.

— Домашнее задание иинструктаж по его выполнению.

3. Подведение итогов (3мин)

Ход урока:

1. Организационныймомент.

Ученики занимают своиместа. Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. ТестНастроение”.  

– Поднимите сигнальныекарты и покажите, в каком настроении вы пришли на урок.

2. Основная часть: Постановкацели. Вступительное слово учителя.

 — Самые древние изсохранившихся произведений искусства были созданы в период позднего палеолита –более 40 тыс. лет назад! Уже тогда наши предки стремились украсить свою жизнь,пусть грубо и неумело: никто ведь их этому не учил.

 Первобытные художникистроили жилища и сооружали гробницы и святилища, высекали из камня и лепили изглины фигурки, украшали скалы росписями, рисунками, выполненные углем, вырезалиузоры по камню и кости, изготавливали и расписывали глиняные сосуды, составлялибусы из разноцветных камешков. Через много — много лет рядом с художниками появились — искусствоведы – люди, изучающие искусство.

 — Вот они — то, чтобыбыло удобнее изучать искусство, выделили виды, нашли у каждого из них своиотличительные признаки.

 -Сейчас вы выступите в роли искусствоведов.

 Повторениепройденного материала: виды изобразительного искусства (графика, живопись,скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Ответыучащихся по видам изобразительного искусства после их демонстрации:

-Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды искусства. Это несложно,нужно лишь найти ответы на два вопроса: «Чем сделано?» и «На чем сделано?».Например:

 -если красками на стене или холсте –это… (ответ)

 -карандашом на бумаге – это…

Введениеновых знаний:

 -Но все виды искусства лишь помогают художнику выразить свои мысли и чувства,поделиться ими с людьми.

«Чторисовать?» — вот главный вопрос для него.

 -Рисование на ту или иную тему получило название «жанр».

А)Ученик:

Есливидишь на картине

Чудоваза на столе,

В ней стоит букеткрасивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картинуназывают – натюрморт (ответ учащихся).

Учитель:

-А что такое натюрморт с точки зрения художника?

Натюрморт– от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства(главным образом живописи и графики), который посвящен изображениюнеодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу.Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либосочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могутизображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественнойсреды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрмортоформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это словопереводится с французского как мертвая натура”, натюрморт рассказывает окрасоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны,творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

-А теперь предлагаюпосмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу вжанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает. Ученик описывает работу в жанренатюрморт.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Б) Ученик:

Если видишь на картине:

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или  ливень,

Илисолнечный денек.

Нарисованнымбыть может

Илисевер, или юг.

Илюбое время года

Мыв картине разглядим,

Незадумываясь, скажем:

Называется…пейзажем (ответ учащихся)

Учитель:Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительномискусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметомизображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивынеотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия,часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники обращаютсяк непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективногопостроения пейзажного пространства.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в жанре пейзаж. Пожалуйста, кто желает.

Ученик описывает работу вжанре пейзаж.

В) Ученик:

Если видишь на картине

Чей – то профиль ильанфас,

Или, может быть, задорный

И веселый чей то глаз,

 Может, грустный илисмелый

Может, добрый или злой.

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я

Нарисованы в картине,

Может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется… портрет (ответучащихся)

Учитель: — Что такоепортрет?

Портрет– от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либогруппы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один изведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основежанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшимусловием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем нетолько внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человекакак представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальнойсреды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаетсянепосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительногосовершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте,почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенныхжанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный,подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в жанре портрет. Пожалуйста, кто желает.

Ученикописывает работу в жанре портрет.

3.Физкультминутка.

Учительпросит учащихся принять 2-3 позы натурщика, портрет которого пишут в полныйрост.

Г) Ученик:

Если на картине танки

В бой лавиною пошли

Или быстрые тачанки,

Или в море – корабли,

Иль, штыков мерцаясталью,

В бой пехота поднята, —

Называется… батальным(ответ учащихся)

Жанр картин таких всегда…

Учитель:Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства,посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанрезанимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художникстремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показатьгероику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, чтосближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах,казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в батальном жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в батальном жанре.

Д) Ученик:

Если на картине лоси

Нарисованы,

Или собрались, встречаяосень,

К перелету журавли,

Или как живут пингвины

В стуже антарктической.

Знай, что жанр такойкартины-

Анималистический… (ответучащихся)

Учитель: — Значит, накартинах будут изображены кто? (Животные)

Древнейший– анималистический (от фраflЦ.Animale – животное). Именно ему больше всеговнимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животныхбыли символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, вассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой –кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и слитературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал ипроиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистическогожанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в анималистическом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в анималистическом жанре.

Е) Ученик:

Если видишь на картине

Ты мифических зверей,

Или сказочных град-Китеж,

Или трех богатырей-

Славных витязей былинных,

Иль кувшин магический,

Помни,- у такой картины

Жанр …мифологический…(ответ учащихся)

Учитель:Мифологический (сказочный) – жанр изобразительного искусства, герои которогоперсонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственныхжанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки —это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегдаторжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисункаи живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы нашихнациональных сказочных героев.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в мифологическом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в мифологическом жанре.

Ж)Учитель: Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённыйповседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. Кбытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура,преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древнихвремён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцветбытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистическиххудожественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовойдеятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальныхвопросов.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в бытовом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в бытовом жанре.

З)Учитель: Особое место принадлежит историческому жанру, который включаетпроизведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительныедля истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптурерассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовымжанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: этомогут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческоезначение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительногоискусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющихисторическое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами– бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом(портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж”),батальным жанром.

 -Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в историческом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в историческом жанре.

И)Учитель: Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – жанризобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морскогосражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностьюпейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделиласьв начале XVII века в Голландии.

-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в жанре марина. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в жанре марина.

Освоениеновых знаний: инд. работа — соединить репродукции исоответствующее им название жанра изобразительного искусства стрелками(Приложение №1)

Работав парах – взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.

Домашнеезадание и инструктаж по его выполнению – записать в тетрадь жанрыизобразительного искусства, дать каждому краткую характеристику.

3.Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Вместес детьми подводится итог урока со славами: Мы молодцы, мы справились, мыузнали много нового и интересного”.

Спасибоза внимание!

Приложение №1

https://theslide.ru/img/thumbs/2adb350e13d4d1358c44b8f61313ccff-800x.jpg


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет