Раменскиймуниципальный район
Муниципальноеобразовательное учреждение
Дергаевскаясреднеобразовательная школа №23
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытогоурока
для6 класса
«Жанрыизобразительного искусства»
Преподавателькласса
РябининаЕлена Владимировна
Датаи место проведения урока
11.02.2022г.
ДергаевскаяСОШ №23
2022г.
План-конспектоткрытого урока в 6 классе
Тема:«Жанры изобразительного искусства»
Цель:повторение пройденного и ознакомление с новым материалом (раскрыть богатство иразнообразие жанров изобразительного искусства), формирование новых знаний,умений, навыков.
Задачиурока:
— образовательная:усвоить жанры ИЗО, создать условия для наблюдения и проникновения учащихся всущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека,одухотворенности и красоты;
— воспитательная:воспитывать эстетический вкус, внимание, наблюдательность;
— развивающая: развиватьобразное мышление, память, творческий потенциал, эстетическое понятие,расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей.
Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков
Формы урока:фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения:частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают еесамостоятельно или под руководством учителя, репродуктивный,информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный).
Оборудование:зрительный ряд, раздаточный материал.
Зрительный ряд:репродукции картин и работы учащихся разных жанров и видов изобразительногоискусства.
Словарь:жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, анималистический,мифологический, батальный, марина.
Структура урока:
1. Организационный этап(2 мин.)
2. Основная часть(35мин.):
— Постановка цели,вступительное слово учителя;
— Повторение пройденногоматериала;
— Введение новых знаний;
— Физ. минутка;
— Продолжение введенияновых знаний.
— Освоение новых знаний:инд. работа — соединить репродукции и соответствующее им название жанраискусства стрелками
— Работа в парах –взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.
— Домашнее задание иинструктаж по его выполнению.
3. Подведение итогов (3мин)
Ход урока:
1. Организационныймомент.
Ученики занимают своиместа. Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. ТестНастроение”.
– Поднимите сигнальныекарты и покажите, в каком настроении вы пришли на урок.
2. Основная часть: Постановкацели. Вступительное слово учителя.
— Самые древние изсохранившихся произведений искусства были созданы в период позднего палеолита –более 40 тыс. лет назад! Уже тогда наши предки стремились украсить свою жизнь,пусть грубо и неумело: никто ведь их этому не учил.
Первобытные художникистроили жилища и сооружали гробницы и святилища, высекали из камня и лепили изглины фигурки, украшали скалы росписями, рисунками, выполненные углем, вырезалиузоры по камню и кости, изготавливали и расписывали глиняные сосуды, составлялибусы из разноцветных камешков. Через много — много лет рядом с художниками появились — искусствоведы – люди, изучающие искусство.
— Вот они — то, чтобыбыло удобнее изучать искусство, выделили виды, нашли у каждого из них своиотличительные признаки.
-Сейчас вы выступите в роли искусствоведов.
Повторениепройденного материала: виды изобразительного искусства (графика, живопись,скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
Ответыучащихся по видам изобразительного искусства после их демонстрации:
-Итак, вы научились отличать друг от друга разные виды искусства. Это несложно,нужно лишь найти ответы на два вопроса: «Чем сделано?» и «На чем сделано?».Например:
-если красками на стене или холсте –это… (ответ)
-карандашом на бумаге – это…
Введениеновых знаний:
-Но все виды искусства лишь помогают художнику выразить свои мысли и чувства,поделиться ими с людьми.
«Чторисовать?» — вот главный вопрос для него.
-Рисование на ту или иную тему получило название «жанр».
А)Ученик:
Есливидишь на картине
Чудоваза на столе,
В ней стоит букеткрасивых
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды
И стеклянной и простой
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив
А еще в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картинуназывают – натюрморт (ответ учащихся).
Учитель:
-А что такое натюрморт с точки зрения художника?
Натюрморт– от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства(главным образом живописи и графики), который посвящен изображениюнеодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу.Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либосочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могутизображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественнойсреды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрмортоформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это словопереводится с французского как мертвая натура”, натюрморт рассказывает окрасоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны,творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.
-А теперь предлагаюпосмотреть репродукции картин разных жанров. Найти и проанализировать работу вжанре натюрморт. Пожалуйста, кто желает. Ученик описывает работу в жанренатюрморт.
Б) Ученик:
Если видишь на картине:
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Илисолнечный денек.
Нарисованнымбыть может
Илисевер, или юг.
Илюбое время года
Мыв картине разглядим,
Незадумываясь, скажем:
Называется…пейзажем (ответ учащихся)
Учитель:Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительномискусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметомизображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивынеотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия,часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники обращаютсяк непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективногопостроения пейзажного пространства.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в жанре пейзаж. Пожалуйста, кто желает.
Ученик описывает работу вжанре пейзаж.
В) Ученик:
Если видишь на картине
Чей – то профиль ильанфас,
Или, может быть, задорный
И веселый чей то глаз,
Может, грустный илисмелый
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я
Нарисованы в картине,
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется… портрет (ответучащихся)
Учитель: — Что такоепортрет?
Портрет– от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либогруппы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один изведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основежанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшимусловием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем нетолько внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человекакак представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальнойсреды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаетсянепосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительногосовершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте,почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенныхжанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный,подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в жанре портрет. Пожалуйста, кто желает.
Ученикописывает работу в жанре портрет.
3.Физкультминутка.
Учительпросит учащихся принять 2-3 позы натурщика, портрет которого пишут в полныйрост.
Г) Ученик:
Если на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли,
Иль, штыков мерцаясталью,
В бой пехота поднята, —
Называется… батальным(ответ учащихся)
Жанр картин таких всегда…
Учитель:Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства,посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанрезанимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художникстремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показатьгероику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, чтосближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах,казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в батальном жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в батальном жанре.
Д) Ученик:
Если на картине лоси
Нарисованы,
Или собрались, встречаяосень,
К перелету журавли,
Или как живут пингвины
В стуже антарктической.
Знай, что жанр такойкартины-
Анималистический… (ответучащихся)
Учитель: — Значит, накартинах будут изображены кто? (Животные)
Древнейший– анималистический (от фраflЦ.Animale – животное). Именно ему больше всеговнимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животныхбыли символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, вассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой –кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и слитературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал ипроиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистическогожанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в анималистическом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в анималистическом жанре.
Е) Ученик:
Если видишь на картине
Ты мифических зверей,
Или сказочных град-Китеж,
Или трех богатырей-
Славных витязей былинных,
Иль кувшин магический,
Помни,- у такой картины
Жанр …мифологический…(ответ учащихся)
Учитель:Мифологический (сказочный) – жанр изобразительного искусства, герои которогоперсонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственныхжанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки —это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегдаторжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисункаи живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы нашихнациональных сказочных героев.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в мифологическом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в мифологическом жанре.
Ж)Учитель: Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённыйповседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. Кбытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура,преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древнихвремён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцветбытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистическиххудожественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовойдеятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальныхвопросов.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в бытовом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в бытовом жанре.
З)Учитель: Особое место принадлежит историческому жанру, который включаетпроизведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительныедля истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптурерассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовымжанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: этомогут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческоезначение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительногоискусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющихисторическое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами– бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом(портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж”),батальным жанром.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в историческом жанре. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в историческом жанре.
И)Учитель: Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – жанризобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морскогосражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностьюпейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделиласьв начале XVII века в Голландии.
-Атеперь предлагаю посмотреть репродукции картин разных жанров. Найти ипроанализировать работу в жанре марина. Пожалуйста, кто желает. Ученикописывает работу в жанре марина.
Освоениеновых знаний: инд. работа — соединить репродукции исоответствующее им название жанра изобразительного искусства стрелками(Приложение №1)
Работав парах – взаимопроверка. Оценка по предложенному учителем критерию.
Домашнеезадание и инструктаж по его выполнению – записать в тетрадь жанрыизобразительного искусства, дать каждому краткую характеристику.
3.Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Вместес детьми подводится итог урока со славами: Мы молодцы, мы справились, мыузнали много нового и интересного”.
Спасибоза внимание!
Приложение №1
