X-PDF

Женщина-мать — символ красоты Урок литературы в 10-11 классах

Поделиться статьей

Урок литературы. «Женщина – мать-символ красоты»

 

Подготовилаи провела учитель русского языка и литературы Колодько Т.И.

Оборудование:Стенгазета с фотографиями мам.
Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Музыка
Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – МАТЬ!»

 

ХОДУРОКА
Звучит музыка (песня О. Газманова)

Учитель:
«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда внеоплатном долгу. Это МАТЬ».

МАМА.Для каждого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мама –самый родной человек на свете. Всё лучшее в каждом из нас исходит из неё, отматери, давшей нам самое бесценное – жизнь.
Как гимн звучат слова А. М. Горького: «Всё прекрасное в человеке – от лучейсолнца и от молока матери, — вот что насыщает нас любовью к жизни! Вся гордостьмира – от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, безженщины нет любви
, без матери – нет нипоэта, ни героя!»
Ей, женщине – матери, мы посвящаем наш урок.
Теме его – «Женщина – мать – символ красоты».

Учитель:
Внимательно вглядитесь в репродукцию картины Рафаэля«Сикстинская мадонна». Что на ней изображено?
(Картина перед учащимися)
Ученик:
Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакамнавстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должнаотдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муки. Она в последнийраз любовно прижимала его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широкораскрытых глазах тревога. Мария смущенна зрелищем неустроенного мира, миратревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст,отец. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуяего горестную судьбу.
Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву.Мария – идеал материнства.

Ученик:
читает стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна»)
Я глазами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души светлели.
Не сводил с неё взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня.
Просто Мать.

Учитель:
«Женщина – великое слово. В ней чистота девушки,самоотверженность подруги, подвиг матери», — сказал Н. А. Некрасов. – Каждомуиз нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстнуюлюбовь, заботу, привязанность».
Ученик
(читает стихотворение А. Деменьтьева)
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею и умом.
Ещё весельем, если в доме праздник.
И верностью, когда разлука в нём.
Не их наряды и не профиль римский –
Нас покоряет женская душа.
И молодость её. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.

Учитель:
Мама. Это слово первым произносят младенческие уста. Любовь к матери незнает преград.
— вспомните, какой трогательный образ матери создал Н. В.
Гоголь в повести «Тарас Бульба».
…Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят…

Ученик:
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих,она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всколоченныекудри и смачивала ихслезами.
Она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся, превратившись в однозрение и не могла наглядеться. Она, как степная чайка, вилась над детьмисвоими. Вся любовь, все чувства – всё обратилось у неё в одно материнскоечувств.

Учитель:
Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далекожизнь не увела нас от родительского крова, всегда останется для нас мамой, а мы– её детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем мама.
Это очень хорошо отраженно в рассказе А. Толстого «Русский характер».
Послушайте отрывок из него.
Учитель читает начало отрывка:
— Для восстановления здоровья Егор Дрёмов получил
двадцатидневный отпуск и поехал домой к отцу с матерью.
Но решил: нельзя испугать своим видом старенькую маму. Но материнские чувстваникогда не обманывают.

 

Ученик:
«Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старшийлейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой сложкой.
Легли спать. Мать всю ночь не спала…
Вернувшись в свой полк, Егор получил письмо:

Ученик:
«Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Был у нас один человек от тебя. С техпор не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Человек этот спал, а я шинельего вынесла на двор – почистить, да припаду к ней, да заплачу, — он это, егоэто».

Учитель:
Ребята, смотрели ли вы внимательно в мамины глаза? Какие они! Наверное, невсе знают это. Я не имею ввиду их цвет. А ведь них – вся наша жизнь. Иногда вмаминых глазах прочитаешь мир, покой. Они подобны озеру. А иногда эти глазатемнеют, как темнеет воздух перед грозой.
Подтверждением моих слов является стихотворение Пляцковского «Мамины глаза».

Ученик:
(читает стихотворение М. Пляцкрвского «Мамины глаза»)
Дождинка упадёт на землю, как слеза,
И вдаль поманит утром нас дорога.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нам вслед посмотрят ласково и строго.
Всё в жизни может быть – и радость, и гроза
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Мы в поисках души меняем адреса,
Нам дома письма редкие прощают.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нас в детство по привычки возвращают.
Грубеют на ветру мальчишек голоса,
И девочки становятся взрослее…
А мамины глаза, а мамины глаза
С годами все добрее и светлее.

Учитель:
А что мы знаем о маминых руках? Наверное, только то, что рукимамы чудотворны. Послушайте, как об этом сказа герой романа А. Фадеева «Молодаягвардия» Олег Кошевой.

Ученик
«Мама, мама! Я помню руки твои с того момента, кА я сталсознавать себя на свете. Может быть, они были и грубее, руки твои – ведь имстолько выпало работы в жизни. Нет ничего на свете, чего бы не сумели рукитвои! Но больше всего я запомнил, как нежно гладили они мои волосы, грудь, шею.
Я целую чистые, святые руки твои».

Учитель:
Поэтесса В. Инбер пишет следующее:

Ученик:
Заботливая женская рука.
На вид она не очень то крепка,
Когда дитя качает в колыбели.
Но как, друзья, крепка она на деле –
Заботливая женская рука.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Учитель:
Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детствазнает материнскую люовь, ласку, заботу. А вы, дети, должны отвечать ей тем же –любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся клюдям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают еёстарость, дарят ей покой и радость.

Ученик:
(читает стихотворение Р. Гамазатова)
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысячи слов земля и океан
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входила в дымный круг.
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становился вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому.
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся, — мама говорю я, —
всё хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана».
И по-аварски – ласково «баба».

УЧИТЕЛЬ:
Любовь к матери никого никогда не унизила, даже самых великих людей,напротив, сделала их ещё более благородными и достойными уважения.
Мне хочется вспомнить сейчас слово писателя А. Алексина. Вот они:
«Быть сыном или дочерью- это высокое предназначение. Я прихожу к мае, склоняюсьнад гранитной плитой. Вовремя, при жизни их, мы должны сказать матерям всёдоброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать».
«Прости меня, мама».
— И как не вспомнить слова Олега Кошевого.

 

УЧЕНИК:
«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи,кого ты обижал в жизни больше, чем мать,- не от меня ли, не от тебя, не отнего, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя сделают наши матери?А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это дляматеринской могилы.
Мама! Мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешьпрощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости».

УЧЕНИК:
(читает стихотворение Р.Гамзатова)
Трудно жить, навеки, мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова:
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова
Знайте: дети ранят всех больней!
Мать умрёт- и не изглядишь шрамы,
Мать умрёт- и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму
Дети мира, берегите мать!

УЧИТЕЛЬ:
— К этим словам можно добавить: берегите матерей так, как они берегут нас.
— Но то, что может мать, может только она.
-У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают:
«Отец, мать живы- здоровы?»
— Если ответите «да», то вам скажут: «Ты самый богатый на этом белом свете».
— Да, наши родители- наше богатство. Чтобы это богатство не ушло от нас раньшевремени, мы с честью должны выполнить свой долг.

УЧИТЕЛЬ:
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»,- этупесню знает каждый.
И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будетрядом.
Вот почему сейчас надо учиться любить так. Чтобы эта любовь насытилась её инаше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались сильнеесамой смерти.
Перед ними фотографии (лежат на столе) ваших мА, для каждого из вас одна лучшевсех. Хорошо об этом сказал Р. Рождественский.

УЧЕНИК:

На земле хороших людей немало,
Сердечко людей немало.
И всё-таки лучше всех на земле-
Мама. Моя мама.
(песня Столбовская Л.А.)

УЧИТЕЛЬ:
— А сколько пережили матери в годы Великой Отечественной войны?! Какаябезмерная тяжесть легла на женские плечи! Работая у станков, на полях, какпереживали они за своих сыновей, ушедших на войну!
Послушайте стихотворение Н. Рублёва.

УЧЕНИК:
Все люди спят.
Но мать не спит сейчас.
И не смыкает мать усталых глаз.
Была война.
Был сын убит в бою,
Прикрыл он сердцем Родину свою.
Перед ним открыто было сто дорог-
Он быть ученым мог.
Он стать поэтом мог.
Но верит мать и ждёт-
Раздался в двери стук,
И сын вернётся вдруг…
Все люди спят,
Но мать не спит сейчас.
И льются слёзы из усталых глаз.
И много дней, и много лет
Она всё сын ждёт,
А сына нет….

УЧИТЕЛЬ:
— Прочитайте, пожалуйста, понравившиеся вам стихи о матерях, их судьбе.

УЧЕНИК:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас.
Всё ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать- старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили.
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко-
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую Серебряную прядь.
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

УЧЕНИК:
-Я хочу прочитать стихотворение О. Митяева, положенное на музыку.

 

Почтиу каждого из нас бывает драма,
Она, казалось бы, решается легко:
Одна в осеннем городе скучает мама
И этот город расположен далеко.
И мы сначала ничего не замечаем,
И дни разлуки складываются в года.. .
И обещаем написать и забываем,
И наши мамы нас прощают, как всегда.. .

А когда-то мальчик был обеспокоен,
Если только мама покидала дом,
И, уткнувшись взглядом в пальмы на обоях,
Ел горбушку хлеба с сахарным песком.
И ждал, когда в подъезде ржавая пружина
Скрипнет, возвращая ласку и покой.. .
А у нее работа, а потом дружина,
И под вечер с полной сумкою домой.

Как две заботливые птицы, эти руки
Нас успевали защитить и пожалеть,
А мы смотрели с братом только на зарубки
На косяке дверном, мечтая повзрослеть.
И дождик летний капал, и земля парила,
И, как в войну, мы продолжали в жизнь играть,
И все, что раньше мама нам не говорила,
Мы начинаем только-только понимать:

Почему так много было кукурузы,
Почему в апреле запахи острей,
Почему зимою хочется арбуза.. .
А вообще-то было все, как у людей.
И тот пьянящий запах новеньких сандалий,
И в кульке за рубль десять карамель,
В шариковой ручке радостный Гагарин.. .
Так ничто не может радовать теперь.

Но раз в году хотя бы, кажется, так просто
Вернуться к тихой радости родимых глаз,
Но мы спешим к вершинам творческого роста
И мамы понимая, не тревожат нас.. .
И ждут, и врут опять немножечко соседям,
Похлебывая тот же ягодный кисель,
Что, может быть, на Новый Год домой приедем,
А нас несет опять за тридевять земель.

Но, как с пластинки пыльной,
Пляжный визг нам слышен,
Память наша пленкой рвется, как в кино.
И как же мы бессильны пирожками с вишней
Возвратить ту радость детства своего.. .

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет