Технологичекая карта урока литературы
составила Асирян Анастасия Павловна
Дата |
10.12.2022 |
Класс |
9 «б» класс |
УМК |
Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. — 17-е изд., пеераб. М. : Просвещение, 2010. 334 с. |
Тема урока |
Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского |
Тип урока |
Комбинированный |
Цели урока |
воспитывающие: ü способствовать нравственному воспитанию обучающихся путем анализа поступков героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; ü формировать читательскую самостоятельность при работе с текстом произведения, собственную позицию читателя; развивающие: ü развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения; ü совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы путем анализирования отдельных эпизодов романа; ü развивать критическое мышление учащихся путем ведения дискуссии; ü развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать аналитическую работу с текстом; обучающие: ü обучить приемам извлечения из текста необходимой информации, анализ текста и тд.; ü создать условия для усвоения следующих теоретико-литературных понятий: типический, типичный, индивидуальный. |
Планируемые результаты деятельности |
личностные: ü развитие эмоционально-образного мышления; ü потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей деятельности; ü развитие читательских умений и навыков работы с текстом, активизация читательского восприятия через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом; предметные: ü имеют представление о творчестве А.С. Пушкина; ü умеют извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст; ü умеют вести дискуссию; метапредметные: ü определяют и формулируют цели и задачи урока; ü обобщают и систематизируют полученные знания; ü делают выводы и заключения по теме урока; ü самооценка, самоанализ. |
Методы и формы обучения |
Методы: проблемно – поисковый, частично-поисковый, наглядный, метод эмоционально-образного постижения слова; метод творческого чтения; практический; формы работы: индивидуальная, групповая. |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация к уроку |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД (универсальные учебные действия) |
1 |
2 |
3 |
5 |
I. Организационо-мотивационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.
|
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Сегодня нам предстоит окунуться в мир русской литературы. |
Выходят дети в костюмах эпохи 19-го века. Девушка: «Ах, как кружится голова, я так надеюсь, что увижу его на балу…» Далее заходит молодой человек со словами: «Сударыня, могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс?» Девушка делает реверанс, после чего они начинают танцевать. Молодой человек уходит, оставив в руке девушки письмо. Девочка читает письмо: «Сударыня, с особым почтением и уважением относясь к Вам, я постараюсь быть сдержанным в своих словах. Но я не могу не сказать, какой душевный восторг я испытал, когда впервые увидел Вас! Я так рад нашей скорой помолвке, мой ангел! Вы не представляете, насколько вы осчастливите меня. Я влюблен в вас самой нежной любовью! Ваши глаза – сияющие звезды. Взглянув в них, я потерял покой. Искренне Ваш Павел.
|
Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока.
|
Как вы думаете, к какой эпохе относится данная сцена? Как вы это поняли? Давайте посмотрим, как же воспитывали молодежь 19 века. (Далее после просмотра видео) Ребята, напомнило ли вам просмотренное видео кого-то из литературных персонажей? Вы абсолютно правы. Скажите, пожалуйста, что же такое «типичный»? Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 Как вы считаете, в Онегине и Ленском присутствует только типические черты? Да, все верно. Теперь сформулируем тему нашего урока. Каковы ваши предположения?
|
Предположения детей. Просмотр видеоролика.
Да, видео описывает воспитание молодых людей 19 века, в частности, Онегина и Ленского, поскольку они являются типичными представителями молодежи 30-х годов 19 века.
Типическое, типичное — нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира. Нет, не смотря на то, что эти образы показывают нам типичный портрет молодого человека, мы видим в них индивидуальные качества, принадлежащие только героям. «Типическое и индивидуальное о образах Онегина и Ленского»
|
Личностные: нравственно-этическая ориентация обучающихся. Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.
|
III.Сопоставительный анализ образов Онегина и Ленского Цель этапа:
|
Мы с вами выяснили, что Онегин и Ленский – это представители молодежи 30-х годов 19 века. Так же определили, что в образах есть и типические, и индивидуальные черты. Теперь нам предстоит выяснить то, чем наши герои отличаются, а в чем заключается их сходство Ваша задача состоит в том, чтобы поработать в группах. Первая группа будет искать сходства между героями, а вторая найдет различия. (Через 5-7 минут) Я приглашаю к выступлению представителей первой группы. Теперь послушаем представителей второй группы.
В начале урока мы сказали о том, что эти герои обладают и типическим, и индивидуальным. Что из перечисленного вами можно считать типическим, а что индивидуальным? |
7. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского. (см.приложение 1)
Нам нужно было найти сходства между Онегиным и Ленским. (Перечисляют) Нашей задачей было найти различия между Онегиным и Ленским (перечисляют)
Типическое: происхождение, воспитание, образование, поиск цели жизни, эгоцентризм. Индивидуальное: любовь, дружба, отношение к жизни, окружение.
|
Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, оценка правильности выполнения действия. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания» |
V. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. Прием «Акрослово»
Выставление оценок за работу на уроке. |
Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали. Теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание. Мы с вами составим акрослово. Обратите внимание на слайд. Первая группа возьмет Онегина, а вторая – Ленского. |
Смотрят на образец на слайде. За несколько минут составляют свое акрослово и несколько детей зачитывают получившиеся ассоциации. После этого дети получают оценочные листы, а в них отмечают все графы. |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VI. Домашнее задание Цель этапа: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. |
Обратите внимание, что у вас на столе лежат голубые листочки. На них напечатана таблица «Сравнительная характеристика сестер Лариных», вам необходимо будет заполнить пустые графы. На этом наш урок окончен. Благодарю за внимание. |
подают дневники на оценки |
Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем. |