Логико-смысловые модели
дидактической многомернойтехнологии (ДМТ)
технологии индивидуальногообучения (ТИО)
2 класс
УМК«Перспектива». «Окружающий мир» А. А. Плешаков
Темаурока: Зимав неживой природе
Цели урока:
-сформировать у обучающихся представление о зимних природных явлениях;
— вырабатывать способностиустанавливать причинно-следственные связи между
положением Солнца и зимнимиизменениями в природе; умение анализировать
с опорой на ранее изученныйматериал;
— развивать умения извлекать изтекста учебника информацию и составлять ЛСМ
— развивать интеллектуальные икоммуникативные общеучебные умения, навыки
самоконтроля и самооценки;
-развивать познавательной активности обучающихся;
-воспитывать бережное отношение к природе и необходимость соблюдения основбезопасной жизнедеятельности.
Ход урока
1.Организационныймомент. 13.00-13.07
Повторение
-Какой большой раздел вы начали изучать? (зима)
-Назовите зимние месяцы по порядку, какие старинные названия месяцев вамзапомнились? (декабрь — студень, холодень; январь — просинец, лютовей,перелом зимы, февраль — снежень, бокогрей, снегосей)
2. Актуализация знаний и умений.Целеполагание
— Посмотрите видеосюжет, послушайтемузыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета«Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима»)
— Какое название вы бы дали этому видеосюжету? Автороммузыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский,русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – «Вальсснежинок»
-В какое время года мы можем увидеть это явление в природе?
(Конечно, зимой! Ведь выпадение осадков в виде снега является самымхарактерным явлением для России и для Башкртостана зимой в отличие от другихстран…)
-Что такое природа? (Тела и явления нас окружающие)
-Какая бывает природа? ( Живая и неживая)
-Что относится к живой? Неживой природе? (табличкина доску)
Задание: выберите предметы неживой природы:
дерево |
небо |
снег |
солнце |
воздух |
корова |
муравей |
вода |
человек |
-А теперь подумайте, о чем мы будем говорить на уроке? (зима в неживойприроде)
«Зимав неживой природе» (тема урока открывается надоске)
-Предположите цель.(рассмотретьзимние явления в неживой природе)
— Молодцы! Вы показали блестящие знания. Изменение именно этих объектовнеживой природы сегодня вы будете изучать самостоятельно, работая по карточкам3 уровней и к концу урока мы заполним Логико-Смысловую Модель, которая лежит увас на столах.
3.Самостоятельное изучение нового материала по учебнику 13.07-13.24
Работа с разноуровневыми карточками.
Начинаем работу по 3 карточкам.
Самый лучший результат урока –пройти все три этапа — это «5», два этапа – это хорошо «4», если успеете толькоодин — это «3».
Итак, определитесь с оценкой, ккоторой вы будете стремиться, поставьте ее в верхнем правом уголке и приступаемк работе. У вас в распоряжении 17 минут. Будьте внимательны, успехов вам!
Физминутка13.25-13.27
Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг надруга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли весёлые в класс. С таким же отличным настроение мыпоработаем дальше.
4. Семинар повопросам.Заполнение ЛСМ. 13.28.-13.36
СЛАЙД ЛСМ
Луч К1 «Зимаидет»
-Что изменилось с приходом зимы?
· Солнце
· Дни(22 декабря, 25 декабря)
· Температура
· Осадки
· Водоемы
· Почва
Луч К2 «Оттепель»
-Какая обычно погода зимой?
-Каким бывает снег в эти дни?
Но иногда температура воздухаподнимается до 00 (о глобальном потеплении) и вызывает …оттепель:(картина художника) Рассмотрим картину на стр 120. Все написано с дивнойпростотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая вбесконечную даль.
· Таяниеснега
· Снеговик
· Опасность(сосульки, наст, сход снега)
Послеоттепели при малейшем похолодании возникают другие природные явления. Какие?
Луч К3 «Гололедица»
-При какой температуре возникает?
· Ниже00
-Как образуется?
· Вода- лед
· Опасность(травмы, ПДД )
Луч К4 «Изморозь»
— Как возникает?
· Бахрома
· Провода
· Деревья
· Опасность(обледенение проводов)
Луч К5 «Снегопад»
Послушайте загадку:
Пушистый ковер не рукамиткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяцесеребром блестит (снег)
— Когда снег идет густо, мы говорим… о снегопаде.
· Снежинки
· Хлопья
· Метель
· Сугробы
· Опасность(завалы на дорогах, обрывы проводов, обламывание веток)
ЛучК6 «Прогноз погоды»
· Температура
· Облачность
· Осадки
· Ветер
· Другиеявления
СЛАЙДЫ «Проверьсебя»
Повышениетемпературы зимой до 00 или чуть выше на некоторое время — …
Появившаяся вовремя оттепели вода и подтаявший снег замерзают и на дорогах образуется — …
Выпадение снега из облаков -…
Красоту зимней природы описываютхудожники, композиторы. А сейчас мы вспомним стихи о зиме и прочтем отрывки (карточка №3, задание 1).
6. Рефлексия. Подведениеитогов. 13.35-13.37
Какие задачи мы ставилив начале урока? Мы их достигли?
Молодцы! Если Вы считаете,что хорошо поработали, тогда ваша снежинка легкая воздушная, прикрепите ееповыше. А если были трудности, но вы справились – в середине и внизу,если не справились. Спасибо за урок!
7. Домашнее задание: 13.38-13.39
РТстр.8 № 4, пересказ текста.
Карточка №1
1.Посвоим наблюдениям подчеркни, что изменилось в природе с приходом зимы:
Солнце выглядывает редко и негреет; зеленеет травка; земля покрывается снегом; наступают жаркие дни;приходят морозы; тает снег; замерзают водоёмы; листопад; дни становятся короче, а ночи длиннее; идут дожди; дни становятсядлиннее, а ночи короче.
2. Почему произошли эти изменения? Счем связано общее похолодание? (Если затрудняешься, прочти первый абзац текстана странице 12 и найти ответ)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3. Отметь рисунок, на которомпоказано положение Солнца зимой.
4. Составь список зимних явлений в неживой природе с помощью текстаучебника (стр.12-15) и попробуй дать короткое определение (объяснение)
1.________________________________________________________________________________________________2.________________________________________________________________________________________________3.________________________________________________________________________________________________4.________________________________________________________________________________________________5.________________________________________________________________________________________________
Карточка № 2
1.Вспомни,чем примечателен день 23 сентября?
________________________________________________________________________________________________
2.Похожи ли зимние дни и ночи на летние? Объясни.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запиши даты:
День зимнего солнцестояния__________________________
День зимнего солнцеворота __________________________
4. Каждый луч логико-смысловоймодели соответствует зимнему явлению в природе. Напиши их названия на концахлучей К2, К3, К4, К5. Подумай, опасны ли эти явления? Напиши названия явленийприроды вызывающих следующие опасности:
· Опасность(сосульки, наст, сход снега) вызваны – _____________________________________
· Опасность(травмы, ДТП ) вызваны – _____________________________________
· Опасность(обледенение проводов) вызваны – _____________________________________
· Опасность(завалы на дорогах, обрывы проводов, обламывание веток) вызваны – ____________
________________________________________________________________________________________
Карточка № 3
1.Вспомни стихотворение о зиме любого автора изапиши отрывок.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какоезимнее явление описано в этом отрывке?
_______________________________________________________________________________
2. Попробуй «завязать узелки»(найти опорные слова в тексте, которые помогут тебе при пересказе этогоматериала) на луче «Оттепель».
3. Составь прогноз погоды на любойзимний день.
Температура воздуха:____________________________
Облачность: ___________________________________
Осадки:______________________________________
Ветер:_________________________________________