Аннотация: В статье рассматривается ученическое самоуправление вобразовательной организации как форма коллективной деятельности и как одна иззадач развития организации; определено понятие «самоуправление»; указаныпризнаки самоуправления. Утверждается, что в современной образовательнойорганизации орган самоуправления представляет собой коллективную деятельность,форму организации досуга учеников, которая позволяет им проявить важныеличностные качества: ответственность, целеустремленность, инициативность,активность и другие.
Ключевые слова: образовательная организация, самоуправление, коллективнаядеятельность.
Цель исследования: изучение теоретических основ организацииученического самоуправления в образовательном учреждении, а также разработкапроектной модели школьного самоуправления.
Научно-исследовательскиецели:
— рассмотреть основные понятия, сущность,функции самоуправления;
— изучить особенности личностнойсамореализации старших школьников.
Самоуправление как способ расширения прав и возможностейв системе высшего образования. Самоуправление как способ расширения прав ивозможностей. Процесс реформирования высшего образования, демократизацияобщества, а также интеграция в мировые образовательные системы предъявляютбольшие требования к образованию и профессиональной подготовке каждого ученика.У молодежи есть неотложная цель получить необходимые знания для того, чтобыбыть конкурентоспособной личностью в современной рыночной экономике, а такжедля приобретения определенных лидерских навыков, для обучения тому, какпринимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Важным фактомявляется то, что учащиеся информированы о своих правах и возможностях в областиобразования. Исследуя педагогический потенциал самоуправления, В.М.Певзнервыделяет три важных критерия:
1) успешная реализация образовательныхфункций организаций, связанных с социальным, профессиональным и личностнымобразованием;
2) реализация образовательных функций самоуправления,связанное с этим использование самоуправления как ресурс самоорганизацииакадемической деятельности;
3) эффективная реализация развивающихфункций самоуправления, которая обеспечивает развитие организационных,коммуникативных и творческих способностей.
Наряду с тем, что самоуправление являетсясоставной частью образовательной системы, это также особая форма инициативной,самостоятельной и общественно полезной деятельности учеников по решениюразличных проблем молодежи:
— организация образования, быта, досуга,развитие социальной активности и поддержка социально приемлемые инициативы;
— самоуправление как форма независимойсоциальной активности для реализации функций управления жизнью;
— идеи о главном приоритете самоуправления,организационной деятельности в учебной среде и защите интересов и прав,развитии конкурентоспособного специалиста особенно важны;
— как целостная система, самоуправлениеотражает различные организационные формы, обеспечивающие участие в управлениигруппами.
Существует твердое убеждение, чтосамоуправление создает оптимальные условия для реализации каждым учеником своейроли в управлении социальными и образовательными процессами, повышает уровеньих ответственности за качество образования, позволяет им овладеватьпрактическими навыками в системе социального взаимодействия как на микроуровне,так и на макроуровне социально-экономического развития. Политические,социально-экономические и социокультурные отношения. В то же время превращение учениковв социальных партнеров администрации университета ипрофессорско-преподавательского состава открывает доступ к раскрытиюсоциального потенциала молодежи, а также способствует воспитаниюсамоорганизованных ответственных граждан с устойчивыми ценностнымиориентациями.
Теперь можно сделать вывод, что системасамоуправления создает благоприятные возможности для развития аксиологическогопотенциала учеников, поскольку решает следующие задачи:
— реализация внутренних сил учеников, ихпотребностей, способностей и интересов в различных областях и формахобщественной деятельности;
— более глубокое понимание своих прав ивозможностей в сфере образования;
— повышение осведомленности учеников и ихтребований к уровню их знаний, навыков и умений;
— воспитание патриотического отношения кдуху и традициям университета;
— содействие в реализации социально значимыхмолодежных инициатив;
— вовлечение в формирование общественногомнения о молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе для развития общества.
Инициатива молодых людей, их вовлеченность иинтерес к пониманию своих прав в сфере образования важны для повышения качествавысшего образования.
В то же время самоуправление является уникальным факторомреформирования современной системы воспитательного процесса вобщеобразовательных учреждениях. Ученики принимают активное участие вразработке, реализации и аккредитации образовательных программ, являютсяэкспертами по аккредитации Национального агентства по обеспечению качества вобразовании.
Современная образовательная организация определяет одну из задачсвоего развития как создание успешной ситуации для всех участниковобразовательного процесса.
Успех для ребенка в образовательной организации означает наличиесоциальных навыков, умение взаимодействовать в обществе, работать в команде,строить грамотные отношения с окружающими, быть вежливым, уважать мнение другихи уметь решать возникающие вопросы.
Термин «самоуправление» в педагогической практике используетсядавно и его понимание не свободно от неясностей.
Так, например, в педагогическом словаре это понятие определяетсякак «способ организации жизни группы учащихся, обеспечивающий развитие ихсамостоятельности в принятии решений для достижения общественно значимых целей»[6, с. 254].
В. М. Коротов дает определение ученическомусамоуправлению какметоду организации воспитательного коллектива [2] Ю. П. Сокольников как способ организациидеятельности школьников [8] Л. И. Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана,организацию учета и контроля [4].
Большаязаслуга в разработке теории и совершенствовании практики самоуправленияпринадлежит А. С. Макаренко. В разработанной им системе образования ученическоесамоуправление является важной составляющей, неотъемлемой частью организацииучебного коллектива. Выявлены роль и функции органов самоуправлениясоответственно для каждого из четырех этапов организации и развитиявоспитательного коллектива, показана связь движения коллектива по системеперспективных направлений деятельности органов самоуправления А. С. Макаренкоразработал теорию детского отряда и его самоуправления, доказал, что цельюсамоуправления является повышение роли отряда в социальном воспитании детей.Система самоуправления, разработанная А. С. Макаренко, основана на общественнозначимой деятельности детей, конкретных действиях и постоянном расширении сферыдеятельности [3].
Существенныйвклад в развитие детского самоуправления на современном этапе развития школы внесВ. А. Караковский. В своей работе он дает следующее определение«…самоуправление – это непременный признак, атрибут ученического коллектива,ибо, чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив» [1]. В. А.Караковский утверждает, что самоуправление — это средство самовоспитанияличности, механизм вовлечения детей в «самоуправленческую деятельность»(дежурство, выполнение поручений, работа в органах ученического самоуправленияи др.) [1].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «воспитание» – это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностейи принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества и государства» [5].
Для реализации поставленных задач образовательные организациисоздают собственную образовательную систему, которая определяется социальнойсредой района, территориальным расположением (центр города, удаленность -близость к центру города), социально-демографическими,социально-экономическими, экологическими, социокультурная ситуация.
Самоуправление в системе образования образовательной организациизанимает одно из важнейших мест, так как законом определяется правообучающегося на участие в ее управлении.
Организация самоуправления осуществляется на основании Уставаобразовательной организации, программы воспитательной работы и Положения обсамоуправлении.
Основными характеристиками самоуправления являются: — участие всехучащихся в деятельности;
— в образовательной организации действует постоянно действующийорган ученического самоуправления;
— созданы условия для развития самоуправления в образовательнойорганизации.
Самоуправление сегодня в образовательной организации реализуется вформе ролевой игры, где дети играют разные роли. Распространенными формамиорганизации самоуправления являются: Школьная Дума, Совет руководителей.Самоуправление – это, прежде всего, активность Ученика и его готовностьпроявлять инициативу, принимать решения и нести ответственность за результат.
Автономияв современной образовательной организации представляет собой управляемыйпроцесс, в котором учащиеся во взаимодействии с преподавателем осуществляютдеятельность: планирование, организацию работы, анализ результатов и обобщение.Он позволяет учащимся развивать в себе качества, необходимые для самореализацииво взрослой жизни, — ответственность, целеустремленность, активность и умениепринимать решения. Чем интереснее занятие, тем больше дети ставят перед собойзадач и добиваются отличных результатов. Но все это невозможно без грамотногоруководителя — учителя. Поэтому школьная автономия является частьюпедагогического процесса.
Вывод.Таким образом, автономия играет важную роль в становлении школьника какгражданина Российской Федерации, формирует в нем важные социальные качества,позволяющие современному ребенку стать полноправным участником демократическихотношений в школьной среде.
Список литературы
2. Дьяков С.И. Стрессоустойчивость Учеников: парадигмасубъектной самоорганизации личности / С.И. Дьяков // Образование и наука. 2016. №6. С.97–109. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6—97-109.
3. Емельяненко А. А. Особенности психологической структуры учебной деятельности с учетом гендерно-половых характеристик курсантов военных вузов / А.А. Емельяненко // Фундаментальные исследования.2015. № 2 (13). С. 2965–2969.
4. Котова С. С. Компетенции самоорганизации учебно—профессиональной деятельности / С.С. Котова // Научные труды SWorld. 2008. Т. 17. № 1. С. 59–61.
5. Об образовании в Российской Федерации»: закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. Москва:Большая Рос. энцикл., 2009. 527 с.
7. Радомысльская Е. А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединениях через призм истории / Е.А. Радомысльская // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.2011. № 24. С. 752–755.