X-PDF

Знакомство с традициями чувашского народа

Поделиться статьей

Знакомствос традициями чувашского народа через игры

 

 Современное общество характеризуется ростомнационального самосознания, стремлением понять и познать историю, культурусвоего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснованиянационально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение ивозрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную рольв воспитании подрастающего поколения. Концепции развития личности ребенка, атакже региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учрежденияхпредполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развитияребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своейпринадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы егожизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера ивыработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенностиразвития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, винтенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенномизменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослыхдают основание предположить следующее: период пяти — шести лет являетсянаиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средстваминародных традиций. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте идет процессцеленаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Приобщениедошкольников к национальным традициям в ДОУ будет эффективным, если соблюдаютсяследующие условия:

1.обеспечена взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческогокомпонентов культурной компетентности ребенка;

2.реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель» впроцессе приобщения детей к национальным традициям;

3.организованпроцесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, свободнойдеятельности, игры;

4.достигнутытакие результаты, как приобретение представлений о традициях, развитие интересак ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.

Раскрытиеличности в ребенке полностью возможно через включение его в культурусобственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание вкультуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничныйкруг. В детском саду ознакомление дошкольников с культурой чувашского народанеобходимо осуществлять через игру, творческую деятельность, общение,повседневную жизнь, непосредственно образовательную деятельность, беседы,народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальную работу,фольклор и т.п. Использовать разнообразных методы и приемы, способствующиеформированию и обогащению знаний каждого ребенка. Чувашские народные игрыобеспечивают комплексное воздействие на развитие личности ребенка и егоздоровье. Радость движений в народных играх сочетается с духовным обогащениедетей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре роднойстраны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотическихчувств: любви и преданности Родине. Но игры развивают не только ловкость,быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд,национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Подетским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игрподсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например,игры «В лошадку («Лашалла») «Резвые белки» («Çивĕчпакшасем»), «Рыбаки»(«Пулăçсем»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипеçиппи») и многие другие. Наличие вомногих играх таких элементов подражания пробуждало трудовые интересы и готовилодетей к практической деятельности.

Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народнымподвижным и музыкальным играм разучиваются с детьми на чувашском языке, чтоделает процесс игры более интересным и увлекательным. Игры сохранили своюхудожественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор,поэтому включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенноевлияние на формирование умственных, духовно — нравственных и эстетическихкачеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовойдеятельности. В чувашских народных играх присутствует единая цель иодноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющиеместо варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны посодержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в нихпроизводятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играхсюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами имузыкальным сопровождением. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены музыкальнымтекстом, который определяет характер движений и их последовательность. Почтивсе игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждогоучастника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует многоразнообразных игр на испытание коллективной силы. Команда игроков формируютсяпо ходу игры, завершающим этапом которой является борьба за перетягиваниеигроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок борется уже не засвою команду, а за ту, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна исолнце» (Уйах е хевел), «Тилирам» (Ал татмалла). С помощью коллективных игрприучаются дети к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общихинтересов. Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования, чтоспособствует повышению воспитательного значения детских игр. Поощренияскладывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получаетправо ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему.

Анализ и сравнения детских игр, произведений устногонародного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияниетворчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, этодружба проникала и в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Прятки», а такжепесенки «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Работа с детьми в этом направлении предполагаетобязательное проведение традиционных национальныхкалендарно-обрядовыхпраздников.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей