X-PDF

Статистика расходов населения

Поделиться статьей

Важнейшее место в системе показателей уровня жизни населения занимает характеристика расходов и потребления населением товаров и услуг. В этом блоке представлены общий объем расходов и потребления товаров и услуг, структура и динамика расходов и потребления, уровень потребления отдельных товаров и услуг, степень удовлетворения потребностей.

Потребление неразрывно связано с расходами на приобретение необходимых благ и услуг и во многих случаях может оцениваться с их помощью.

Денежные расходы населения представляют собой использование доходов населения на покупку товаров и услуг и различного рода платежи.

Основные виды расходов населения следующие:

  • покупка товаров и оплата услуг .
  • покупка недвижимости .
  • расходы населения на приобретение иностранной валюты .
  • обязательные платежи и добровольные взносы .
  • прирост сбережений во вкладах и ценных бумаг .
  • прочие расходы.

Общий объем потребления населением товаров и услуг представляет собой их полную стоимость, в том числе платные, льготные и бесплатные товары и услуги, полученные населением за счет заработной платы, доходов от собственности, поступлений из финансовой системы и некоммерческих организаций. Объем потребления товаров и услуг в стоимостном выражении определяется как в текущих (фактических), так и в сопоставимых ценах.

Для характеристики потребления отдельных видов товаров и услуг используют показатели объема потребления в натуральном выражении.

В составе товаров и услуг, потребляемых населением, выделяют:

  • продукты питания .
  • непродовольственные товары .
  • услуги.

Объем потребления продуктов питания определяется с учетом как прямого (по конкретным продуктам – молоко, масло, сыр), так и косвенного потребления (потребление молочных продуктов в пересчете на молоко). Учитывается потребление по следующим группам продуктов питания: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо . молоко и молочные продукты в пересчете на молоко . яйца . рыба и рыбопродукты . сахар и кондитерские изделия . масло растительное и другие жиры . картофель . овощи и бахчевые . фрукты и ягоды . хлебные продукты.

При изучении потребления непродовольственных товаров краткосрочного пользования выделяют следующие группы: одежда, обувь, белье, ткани . предметы для отдыха и увлечений . транспортные средства . строительные материалы . топливо . товары и принадлежности по ведению хозяйства, мебель . табачные изделия . предметы личной гигиены . фармацевтические и медицинские товары и др. Потребление этих товаров определяется с помощью показателей в натуральном выражении в расчете на душу населения.

Потребление предметов длительного пользования характеризуется показателями обеспеченности населения либо на 1000 человек, либо на 100 семей с выделением конкретных предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения: телевизоры, радиоприемники, видеомагнитофоны и видеокамеры . музыкальные центры . персональные компьютеры . холодильники и морозильники . стиральные машины . электропылесосы . швейные и вязальные машины . легковые автомобили.

Показатели объема потребления услуг рассчитываются как в целом по видам услуг, так и по их отдельным видам – бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицинские, санитарно-оздоровительные, учреждений культуры и системы образования.

В статистике используют следующие показатели расходов и потребления населения: потребительские расходы населения, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств, коэффициент удовлетворения потребностей в i-м товаре, коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам, индивидуальный индекс объема потребления отдельных продуктов, индивидуальный индекс среднедушевого потребления, общий индекс физического объема потребления, общий индекс потребления на душу населения, коэффициент эластичности потребления от изменения дохода и т.д.

Потребительские расходы населения — это часть денежных расходов, которая направляется домашними хозяйствами непосредственно на приобретение потребительских товаров и личных услуг для текущего потребления.

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств — включает расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от органов государственного управления и от некоммерческих организаций бесплатно в виде социальных трансфертов в натуре.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств — включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг, а также на потребление товаров и услуг в натуральной форме, произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда, и различных видов вспомоществования.

Коэффициент удовлетворения потребностей в i-м товаре определяется по формуле:

, (31)

где — фактическое потребление i- го товара на душу населения .

— нормативный уровень потребление i -го товара на душу населения.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам определяется по формуле:

(32)

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

где q – количество фактически потребленных товаров .

p – цена товара .

y – количество фактически потребленных услуг .

t – фактический тариф за определенную услугу .

— норматив потребления определенного товара на душу населения .

— норматив потребления определенного вида услуг на душу населения .

— средняя численность населения за период.

Индивидуальный индекс объема потребления отдельных продуктов вычисляется по формуле:

, (33)

где — объемы потребления данного вида материальных благ в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах.

Индивидуальный индекс среднедушевого потребления определяется следующим образом:

, (34)

где — средняя численность населения в отчетном и базисном периодах.

Общий индекс физического объема потребления вычисляется по формуле:

, (35)

где — сопоставимые цены каждого вида продукта.

Общий индекс потребления на душу населения определяется по формуле:

(36)

Коэффициент эластичности потребления от изменения дохода (формула А. Маршалла) показывает, на сколько процентов возрастает или снижается потребление товаров и услуг при росте дохода на 1%. Его величина определяется по формуле:

, (37)

где – начальный доход и потребление .

— их приращения за некоторый период или при переходе от одной группы населения к другой.

Если , то потребление растет быстрее доходов, если , то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость, а если , то потребление увеличивается медленнее, чем доход.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет