Использование самостоятельнойучебной деятельности учащихся при изучении химии
В соответствии с требованиями ФГОС,психолого-педагогические основы организации процесса обучения учебному предметупо химии определяются основными целями образования, которые состоят «в развитииличности школьников посредством формирования у них универсальных учебныхдействий (УУД), создания условий для развития творческих способностей иприобретения опыта деятельности».
Каждый современный учитель ищет своипути решения проблемы качественного знания предмета, чтобы его предмет вызывалглубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химическиеформулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умелилогически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, доставляющим радость иученикам, и учителю. Самым распространенным взаимодействием учителя и учеников– лекция, в ходе которой преподаватель рассказывает, ученики слушают, но этосчитается одним из самых неэффективных способов обучения. Отсюда делаем вывод,что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса.
Ученики хорошо усваивают информацию,если они заинтересованы предметом и включены в процесс собственнойдеятельностью. Использование самостоятельной учебной деятельности учащихся науроках химии особенно актуально на сегодняшний день. Учащиеся должны уметьиспользовать свои умения и навыки различных видов деятельности, применятьосновные методы познания для изучения различных сторон окружающейдействительности, уметь генерировать идеи и определять средства, необходимыедля их реализации, определять цели и задачи деятельности, использовать основныеинтеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,обобщение, систематизация [5].
Учителю в ходе подготовки к уроку иливнеклассному мероприятию требуется проработать большой объем информации,изучить, переосмыслить специальную и методическую литературу. Методикусовременного урока характеризует система самостоятельных работ, которыевыполняются по учебнику, по карточкам, лабораторные опыты. Внимание учениковследует обратить на необходимость осознания целей работы, на то, какие знания иумения они должны получить, выполняя задание.
Учитель обучает школьников всемнеобходимым компонентам познавательной деятельности: осознание цели, выполнениеработы, соотношение результатов работы с целью, оценивание своих достижений[6]. Во время своей практической работы учитель организует множество видовсамостоятельной работы: доклад, реферат, работа с учебником, работа покарточкам, проведение опытов.
Учитель создает обстановку, в которойученик не может сидеть на уроке, как отмечал К. Д. Ушинский: «Без мысли вголове, без дела в руках» Так как уровень знаний учащихся и степень мотивацииразные, следует применять разные по уровню сложности задания. Длямотивированных учеников, которые готовы к сложным заданиям, большая рольотводится индивидуальной самостоятельной работе, учитель контролирует усвоениезнаний, умений, помогает ученику добиться успеха.
Для учеников с низкой учебноймотивацией включение в учебный процесс должно проявляться не столько вструктуре заданий, но и в постоянной помощи учителя. Например, я наблюдаю заработой таких учеников, даю советы, наводящие вопросы. Индивидуальная работадолжна проводиться на всем протяжении урока: это помогает в усвоении новыхзнаний, их закреплении; обобщении и повторении пройденного, контроле знаний.Главное требование от самостоятельной работы – соответствие уровню подготовкиученика.
Применение системы самостоятельныхработ на уроках химии позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, формируетсоциально-адаптированную личность, способную адаптироваться в современнойжизни. Самостоятельная работа помогает развить познавательный интерес учащихсяна всех этапах урока и в домашнем задании, так как позволяет управлятьпроцессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления истимулирует учебную деятельность.
Она является неотъемлемым элементом впроцессе обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания исамостоятельного учения школьников. Учителю необходимо использовать методысамостоятельной работы, если он хочет развить самостоятельность учеников,умение рационально учиться, правильную организацию и осуществлениеучебно-познавательной деятельности.
Существуют три типа самостоятельнойдеятельности учащихся.
1. Репродуктивные (копирующие) –выполнение заданий заключающие в себе выполнение определенных действий пообразцу, в котором говориться, как и в какой последовательности решитьпоставленную задачу. Данный тип самостоятельной работы приводит к улучшениюосмысления нового, закреплению в памяти изученного материала [2,3]. Наначальном этапе изучения каждой темы для усвоения основных понятий химииученики, прежде всего, выполняют работы репродуктивного характера, которыеобеспечивают основу для дальнейшего выполнения заданий частично — поискового иисследовательского характера.
Репродуктивные задания помогаютученикам «уложить» знания в долговременную память, лучше осмыслить и закрепит.Подбор заданий учитель проводит так, чтобы ученики в процессе выполнения моглиприменить такие приемы учебной деятельности: решение задач по готовому образцу,ответы по вопросам по предложенному тексту, выполнение эксперимента по готовойинструкции, составление таблиц по тексту учебника, чтение таблиц, описаниесвойств веществ, явлений, устройств и приборов, пересказ текста, составлениесловаря. Пример, задание в виде таблицы № 1. Задание: Описать влияние элементовв составе стали на физические свойства
Таблица 1 – Свойствастали и её применение
Элемент |
Свойства стали |
Применение |
Сr |
Твердость и стойкость к коррозии |
Изготовление инструментов, резцов, зубил |
Ni |
Вязкость, механическая |
При изготовлении турбин для прочность, стойкость к коррозии электростанций и реактивных двигателей, измерительных приборов, деталей, используемых в условиях высоких температур |
Мn |
Твердость, механическая прочность, ударостойкость, трение |
Для изготовления дробильных установок и железнодорожных рельсов |
Тi |
Жаростойкость, механическая прочность при высоких температурах, стойкость к коррозии |
Используются в самолето-, ракето- и судостроении, для изготовления химической аппаратуры |
W |
Твердость и жаропрочность, износостойкость |
В изготовлении быстрорежущих инструментов, пил, фрез, штампов, нитей электрических ламп |
Мо |
Эластичность, жаростойкость и стойкость к коррозии |
В самолето- и автостроении; при изготовлении бронированных плит, лабораторной посуды, деталей электроламп |
Si |
Устойчивость к кислотам |
Изготовление трансформаторов, кислотостойких аппаратов, приборов |
V |
Высокая прочность, упругость, ударостойкость |
Производство ударостойких деталей, осей автомобилей, инстр. сталей. |
Во время составления систем заданийнеобходимо реализовывать развивающий принцип обучения, нацеливая учеников напостоянный переход от приемов репродуктивной к приемам частично-поисковой иисследовательской деятельности. Репродуктивные задания, с целью исследованиясвойств веществ, предусматривают проведение эксперимента эвристического характераи по готовой инструкции.
2. Частично-поисковые (эвристические)– самостоятельные работы побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности.Эвристические задания – тот элемент обучения, который может быть достаточноуспешно введен в образовательную среду на первом этапе инновационного процесса.Именно с включения подобных заданий в урок, в практику дополнительных занятий,домашних заданий, могут быть начаты и другие изменения в школьном образовании.
Постоянный поиск новых решений,обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершеннонестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными,вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Одним израспространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работявляется самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции,строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.
В виде примера мы приведем задание:
Таблица 2 –
Порядок работы |
Задания |
Наблюдения и выводы |
В пробирку с конц. азотной кислотой (1 мл) добавить немного медных стружек (Сu). Если эффект замедлен, подогреть пробирку. Продукты реакции вылить в канализационную трубу, смыть водой. Работы проводить под тягой |
Почему происходит выделение бурого газа с резким запахом? Написать уравнение реакции с образованием воды и нитрата меди(II) ,а так же в ионной форме. Составить схему электронного баланса. |
… |
Порошок мелкокристаллической серы (S) смешать с 1 мл конц. азотной кислоты, занести под тягу и подогреть. Проверить получившийся продукт несколькими каплями ВаCl2. Немедленно вылить полученное вещество. |
Из-за чего происходили наблюдаемые изменения? Написать уравнение данной реакции. Составить схему электронного баланса и иoннoе уравнение реакции. Что доказывают изменения, происходящие при взаимодействии полученного вещества с раствором BaCl2? |
… |
3. Исследовательские самостоятельныеработы – это небольшие исследования, в ходе которых ученики получают новыезнания или узнают новый способ действия. Примером исследовательскойсамостоятельной работы может служить выполнение учениками подобного задания:требуется получить в лаборатории хлорид меди (II) в кристаллической форме.Предложите и осуществите два наиболее удобных в практическом отношении способаполучения.
Исследовательская самостоятельнаяработа может быть как экспериментальной, так и теоретической. Например, если в9 классе нужно предсказать и сравнить свойства элементов той или инойподгруппы, а также строение и свойства их соединений, то ученикам можнопредложить самостоятельно поработать со справочной литературой. Там они найдутсведения о количественных показателях прочности и длины связи в молекулах, обэлектроотрицательности, о типах кристаллических решёток и т.п.
На основе такого исследования,требующего сопоставления, анализа, использования теории как метода объяснения ипрогнозирования, ученики сами смогут прийти к новому знанию об общих инекоторых особенных свойствах веществ, образованных элементами одногосемейства.
Исследовательская самостоятельнаяработа обучающихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий пообразцу. Однако потраченное временя на развитие исследовательских умений вбудущем компенсируется, ученики будут быстро и правильно выполнять работы, вследствии того, что повысится осознанность и прочность их знаний, появитсяустойчивый интерес к предмету.
К такому выводу приходят все учителя,систематически организующие самостоятельную исследовательскую работу на уроках[4]. Так же можно использовать тестирование, в котором задействуются все типысамостоятельной деятельности: Проверочная работа по теме: «Химические реакции»
1.Поставьте пропущенные коэффициентыв следующих уравнениях(задания репродуктивного типа):
1)Zn + O2 =ZnO; 3)Fe + Cl2= FeCl3
2)Ag + S = Ag22= NaCl;
2.Напишите уравнение, поставьтепропущенные коэффициенты(задания частично-поискового типа):
1)Mg + ? = MgO; 3)? + Сl2= AlCl3
2)? + ? = Al2S3+ O2= Na2O
3.Напишите название веществ иуравнения реакции, с помощью которых их можно получить(заданиеисследовательского типа):
1)FeCl222O52S3
На основе изученного материала, можнос уверенностью, что ученики должны применять умения и навыки различных видовдеятельности, использовать основные методы познания для изучения разных сторонокружающей действительности, уметь генерировать идеи и определять средства,необходимые для их реализации, определять цели и задачи деятельности,использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализи синтез, сравнение, обобщение, систематизация [6].
Овладение учениками отдельнымиумениями исследовательской деятельности нужно начинать на уроках химии восновной школе, потому что данный предмет имеет большой потенциал.
Список использованныхисточников
1. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования от 29.12.2014 № 1645 [Электронныйресурс]: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 05.04.2021).
2. Краткий словарь современнойпедагогики, Санжиева Т.Б., Резникова Ю.Г., Солодухина Т.К., Юмсунова Л.Н., 2001.
3. Лернер, И.Я. Факторы сложностипознавательных задач / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогическихнауках. – 1970. – №1. — С. 86-91.
4. Шамова, Т.И. Активизацияучения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
5. Есипов, Б.П. Самостоятельнаяработа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. — М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
6. Нильсон, О.А. Теория ипрактика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. — Тарту, 1972. – 184с.