Предвозрождение (Проторенессанс) – этап в истории итальянской культуры конца 13 века и начала 14 столетия, подготовивший почву для искусства Возрождения.
Проторенессансу были свойственны:
· пробуждающийся интерес к античному наследию,
· стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы,
· к убедительности пространственных построений,
· эмоциональной выразительности образов,
· материальной осязаемости форм,
· характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья).
Проторенессанс связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями. В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового».
Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? — 1337). Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. Он был родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.
Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.
Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.
Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.
Джотто первый в этом периоде, кто начал разрабатывать композицию.
Увидеть и сравнить на сколько Джотто изменил живопись мы можем по работе его учителя (Чимабуза) и работе самого Джотто на примере картины «Мадонна».
В 1334 г Джотто как архитектор Джотто начал строительство колокольни. Он стал вторым архитектором, работавшим над возведением собора Санта-Мария-дель-Фьори после смерти Арнольфо ди Камбио. Однако, Джотто занимался именно строительством кампанилы, фундамент которой уже был заложен главным архитектором собора в 1298 году. Для собора он успел разработать только эскизы фасада. По замыслу архитектора, колокольня должна была сочетаться с общим цветовым исполнением собора.
Джотто удалось построить только первый ярус кампанилы, поскольку через три года после начала работ он умер.
Колокольня Джотто является составной частью кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьори, хотя и расположена отдельно справа от собора.
Колокольня Джотто достигает в высоту 84,7 метров.
Сама по себе колокольня представляет настоящий шедевр архитектуры в стиле итальянской готики. Она построена в едином цветовом стиле с собором и украшена многочисленными статуями. Одновременно воздушная и монументальная мозаичная кампанила восхищает изящностью и богатством своего убранства.
А со смотровой площадки колокольни можно увидеть всю Флоренцию!