Уважаемые коллегидобрый день, как видите на данном графике обозначено три периода развития нашей цивилизации.
1слайд. По производству новых знаний и поизменениям условий жизни, можно условно разбить весь период существованиянашей цивилизации на три этапа.
1.Это период накоплениязнаний до 1900г, условия жизни менялись не серьезно,т.е человек рождался вкаких условиях, в таких условиях и умерал. Устойчивость жизни обеспечиваласьрепродуктивным образованием, достаточно было освоить одну профессию, посколькуновых знаний производилось в данный период очень мало, т.е репродуктивноеобразование обеспечивало устойчивость жизни на Земле, поскольку человек несталкивался с большим количеством нестандартных для него задач.
2)В 20 вв. всеизменилось и этот период условно можно назвать – переходным периодом,количество нестандартных задач стало определенно возрастать, увеличилсямногократно обьем знаний, те. Например, за период жизни человека транспортизменился от автомобильного до космического.
В этот период,поскольку количество знаний возрастало, репродуктивное образование началодавать сбой.
3)В настоящеевремя мы с вами живем в так называемый период гиперразвития, те количествознаний становится все больше и больше, НТП идет семимильными шагами и дляобеспечения устойчивости жизни на Земле, недостаточно освоить одну профессию,так как сложно прогнозировать, какие профессии будут востребованы в будущем,также возрастает количество нестандартных задач и обьем знаний и информации,поэтому произошел переход от репродуктивного образования к творческому.
Извсего этого мы можем сделать следующие выводы:
Возрастает объемнаучных знаний, а с ним возрастает количество задач, встающих перед человеком;
Высокое развитиетехнологий;
Все труднеестановится прогнозировать востребованность профессий;
Происходит переходот репродуктивного образования к творческому;
Наиболеевостребованной становится сформированность мягких навыков, поскольку ониуниверсальны
Во всем мире внастоящее время актуальна образовательная повестка , направленная на созданиеусловий для развитиия ключевых навыков 21 века. Наиболее важные из них –этокритическое мышление, креативность, командная работа и коммуникация.
Критическоемышление — способность анализировать информацию,делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а такжеформировать
собственное мнениеи отстаивать свою позицию.
способностькачественно работать с информацией, нестандартно мыслить, генерировать идеи,создавать собственный продукт, обладающий субъективной или объективной новизнойи оригинальностью.
Креативность-способностькачественно работать с информацией, нестандартно мыслить, генерировать идеи,создавать собственный продукт, обладающий субъективной или объективной новизнойи оригинальностью.
Команднаяработа — умение взаимодействовать и работать вкоманде, коллективно сотрудничать.
Коммуникация— умение общаться, доносить свою мысль, слышатьсобеседника, договариваться.
Именно развитиевот этих навыков способствует ориентирование подростков нашем сложном мире, втом числе и будущим инженерам
3слайд
Насовременном этапе реформирования системы образования вновь возникланеобходимость в переоценке отношения педагогов к формированию и развитиюинженерно мышления. Современные требования педагогики основываются навнимательном изучении индивидуальных особенностей личности каждогообучающегося, в развитии заинтересованности, в самореализации и поискемаксимальной реализации его способностей и склонностей. В связи с этим одной изглавных целей образования является развитие инженерно-технического образования обучающихся.Но развитие инженерно-технического образования невозможно без развитияаналитического ума, технической пытливости, познавательного интереса,инженерного мышления.
Инженерное мышление —мышление, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами,осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующеесякак политехничное, конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее,творческое, социально-позитивное.
Кто такой инженер — этоисследователь, организатор работы команды. Основу профессиональной компетенцииинженера составляет единство технического, естественно-научного игуманитарного направлений. Одним из основных качеств инженера сегодня являетсявладение гибкими навыками: тимбилдинг (командообразование),коммуникабельность, умение общаться с заказчиками и клиентами, способностьискать и находить компромисс.
Спектринженерных профессий очень широк:
инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов,
инженер по автоматизации и метрологии,
инженер службы энерговодоснабжения,
инженер по электрохимической защите,
инженер службы связи,
инженер-химик,
инженер группы по охране природы и лабораторномуконтролю и т.д.
В последнеевремя, так же в обществеи государстве возрослопонимание важности естественнонаучной подготовки будущих квалифицированных кадров для высокотехнологичного производства.
4слайд.Для развития инженерного мышления, я как учитель географии использую различныеформы организации обучения, такие как:
• Решение проблем –постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего ихразрешения.
• Моделирование– введение ученика в ситуации реального опыта.
• Экспертиза– изучение части материала, исследование.
• Мониторинг –наблюдение за живыми объектами.
• Работа с интернет источниками инаучно-популярной литературой.
• Практическая работа –использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.
5слайд. Изменения по ФГОС
Согласноприказу Минист
Изменинияво
Особуюроль в развитии инженерного мышления играет развитие
функциональнойграмотности, а именно глобальных компетенций.
Глобальная компетентность – это сформированность знаний, умений, ценностей и отношенийличности, которые способствуют:
изучению вопросовместного,
международногои глобального значения;
пониманию и оценке точки зрения и мировоззрения других;
участию в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
содействию коллективному благополучию и устойчивому развитию.
Понятие «Глобальнаякомпетентность», как задача формирования этого вида функциональнойграмотности, абсолютно согласуются с требованиями к образовательнымрезультатам, определенным в ФГОС основного общего образования. Чтобы убедитьсяв этом, достаточно сравнить набор основных компетенций, определяющих глоб комп,с требованиями ФГОС к ряду метапредметных и предметных образовательныхрезультатов.
|
Инженерное мышление |
Требования ФГОС к Образовательным результатам |
1. |
Техническое мышление умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в измененных условиях , |
|
2 |
Логическое мышление историческая форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях; при этом используются логические конструкции и готовые понятия
|
|
3 |
Экономическое мышление рефлексия качества процесса и результата деятельности с позиций требований рынка (умение презентовать свои возможности и реализовывать результат деятельности |
|
Особую роль в развитииинженерного мышления играет развитие
функциональнойграмотности, а именно глобальных компетенций.
Глобальная компетентность – это сформированность знаний, умений, ценностей и отношенийличности, которые способствуют:
изучению вопросовместного,
международногои глобального значения;
пониманию и оценке точки зрения и мировоззрения других;
участию в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
содействию коллективному благополучию и устойчивому развитию.