Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования
«Детскаяшкола искусств» г.Северобайкальск
ДОКЛАД
«Методическиеособенности организации
коллективного музицирования вдетской школе искусств»
Подготовил:преподаватель по классу баяна Агафонов Алексей Петрович
г. Северобайкальск
2015 год
План:
1. Введение
2. Планирование иорганизация работы в детском музыкальном коллективе
З. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс вансамбле (оркестре)
4. Принципы подборарепертуара
5. Педагогическийавторитет руководителя детского коллектива
<<Методическиеособенности организации коллективного музицирования в детской школе искусств»
Введение
В процессе коллективного музицирования нарусских народных инструментах в частности — баян, аккордеон, происходитформирование личности учащегося, погружение его в мир искусства; вырабатываютсянавыки коллективной игры, ознакомление с классической и народной музыкой. А также активно протекает адаптация ребенка к взаимодействию в коллективе,развиваются способности восприятия музыки, воспитания егомузыкально-художественного вкуса.
Планирование и организация работы в детском музыкальном коллективе
Одним из условий успешной организациизанятий является планирование музыкально-образовательной, воспитательной иучебно-творческой работы коллектива. Работая над планом, важно учесть все многообразиепредстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания,продумать отбор средств и методов, которые должны быть применены в данныйпериод обучения. В практике коллективного музицирования различают нескольковидов рабочих планов, каждый из которых имеет свое назначение, — этоперспективные и текущие планы.
Перспективный (годовой) план составляетсяпо основным направлениям деятельности ансамбля (оркестра) и состоит изследующих разделов:
Основные задачи коллектива на текущий год.
Предлагаемый к изучению репертуар, конкретные пьесы,которые будут разучиваться по полугодиям.
Коллективные, групповые и индивидуальные занятия;Концертные выступления:
• в концертах, посвященных знаменательным датам;
• в творческих отчетных концертах.
Предложенная структура перспективногопланирования годовой работы детского музыкального коллектива должна носитьконкретный характер и ее объем не должен завышаться. Ответственность зареализацию плана в полной мере ложится на руководителя. Он обязан в деталяхпродумать, как его реализовать, добиться максимальной воспитательной,творческой отдачи от каждого проведенного мероприятия. Текущее планирование неимеет столь строгой регламентации. Подготовка к урокам — дело сугубоиндивидуальное. Каждый педагог исходит из реальной потребности в такомпланировании, опираясь на свой опыт и используя привычные формы самостоятельнойтворческой работы. Планируя работу детского коллектива, следует исходить израсчета двух- трех занятий в неделю не менее двух часов каждое. Специальныечасы отводятся для групповых и индивидуальных занятий. Текущий план работыцелесообразно составлять на одну неделю, то есть на два (три) занятия. Этимпланом предусматриваются: программные требования проводимых занятий,используемый репертуар, отдельные наиболее существенные приемы и способыобучения участников, использование конкретных методических пособий.
Успешной реализации текущего планапоможет планирование отдельных занятий. Они могут быть двух видов: общегохарактера и детально разработанные.
Развернутые планы занятий требуют отруководителя много времени, однако ценность их в учебно-воспитательной работеогромна. В них определяется цель занятия, содержание и схема его построения;какие знания должны быть приобретены; методы и методические приемы работы надучебно-инструктивным и художественным материалом. Указывается также время ипоследовательность ведения занятия. На каждом занятии дается столько материала,сколько могут легко усвоить ученики в отведенное время.
Переходить к изучению новых заданийможно лишь после того, как руководитель убедится в прочном закрепленииучащимися пройденного. Важным фактором в успешном проведении музыкальныхзанятий является определение учебного материала, его отбор и использование всоответствии с программными требованиями. Он подбирается с учетом музыкальногоразвития, технической подготовленности участников для каждого конкретногопериода обучения. Составление рабочих планов — процесс творческий, а неформальный. В умении хорошо спланировать свою работу и работу коллективапроявляются мастерство и опыт преподавателя. Ведь ему приходится координироватьустановки и требования программ с реальными условиями учебного процесса.
Помимо составления перспективных итекущих планов, руководитель ведет журнал посещаемости занятий. В журналевыделяются следующие графы: дата занятий, фамилия и имя, посещаемость, времязанятий, подпись руководителя. Расписание утверждается руководством учреждения.
Вся работа музыкального коллективастрого учитывается. Точный учет проделанной работы позволяет выявить результатыдеятельности коллектива, установить имеющиеся достижения и недостатки, чтоспособствует правильной организации и дальнейшему усовершенствованию занятий.
Учет имеющихся пробелов в знаниях позволяет руководителюопределить эффективность используемых методов обучения, вести необходимуюработу с коллективом, организовывая индивидуальные и групповые занятия с цельюликвидации тех или иных недочетов.
Неотъемлемой частьюучебно-воспитательного процесса является проверка знаний, умений и навыковучастников, правильная постановка которых в решающей степени обеспечиваеткачество результатов обучения, эффективность занятий. Ведя проверку,руководитель выявляет те знания, которые явятся основой для овладения новымучебным материалом. Проверка знаний дает возможность руководителю наблюдатьпроцесс их формирования у всего коллектива, выявлять индивидуальные особенностиучащихся, а участникам коллектива — видеть результат своих усилий. Лишь врезультате проверки можно выявить и объективно оценить знания, умения и навыкиучастников, что имеет большое воспитательное значение. Исходя из задач, стоящихперед коллективом в определенный период работы, руководитель применяет различныеформы проверки. Это могут быть, например, индивидуальное исполнение участникамисольных ансамблевых партий, отдельных трудноисполняемых мест, и др.
Предпочтительнее вестипроверку по группам или проверку нескольких учащихся, исполняющих общую партию.Групповая проверка к тому же позволяет руководителю экономить ограниченноерепетиционное время.
Наряду с проверкой практических навыковучащихся в процессе занятий выявляются знания по музыкальной грамоте, чтоделается с помощью краткого опроса, который может быть как индивидуальным, таки фронтальным. Индивидуальный опрос занимает много времени, поэтомупредпочтение отдается фронтальному опросу, позволяющему выявить общую картинуосвоения учащимися того или иного учебного материала.
Учет и проверка знаний, как известно,завершается оценкой. И выставлять оценку в баллах следует. Старания и успехиучеников обязательно следует отмечать. Сравнивая исходные знания с полученными,в итоге проделанной работы, руководитель может судить об эффективности занятий,о музыкальном росте учащихся, уровне подготовленности коллектива в целом.
Итоговый учет может быть проведен вконце учебного полугодия или года. Одним из видов учета постановкиучебно-воспитательной работы в детском коллективе являются его публичныевыступления. Это не только показ результатов повседневного труда коллектива, нои итоговая проверка всей его деятельности. На отчетных выступлениях и показахособенно ярко проявляются как положительные, так и отрицательные качестваансамблевого исполнительства, уровень подготовленности организационной стороныучебно-воспитательного процесса.
Музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешнопротекать при условии реализации взаимосвязанных между собой сторонучебновоспитательного процесса: формирование практических (технических,музыкальноисполнительских, ансамблевых) навыков; художественно-выразительныхсредств, основных направлений и стилей; развитие восприимчивости и отзывчивостина музыку, исполнительской воли. Усвоение перечисленных выше знаний позволитучастникам овладеть всем комплексом содержания общего музыкального образования,даст им возможность заниматься художественно-творческой деятельностью.Соблюдение вышеперечисленного возможно лишь при условии проведения работы попланированию и целенаправленной организации учебновоспитательного процесса вдетском музыкальном коллективе.
Влияниерепертуара на учебно-воспитательный процесс в ансамбле (оркестре)
Вопрос о том, что играть и включать в репертуар, являетсяопределяющим в деятельности любого коллектива. От умелого подбора произведенийзависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связанос исполнительскими задачами, то есть с тем, как играть.
В репертуар, прежде всего, включаетсярусская народная музыка. Народная песня, являющаяся источником классическоймузыкальной культуры — незаменимое средство развития основных музыкальныхспособностей учащихся. Без нее невозможно направленное музыкальное воспитание.Такие качества народной песни, как мелодизм, четкость ритмического рисунка,повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность формделают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихсяразличных возрастов.
Задача репертуара — неуклонно развивать исовершенствовать музыкальнообразное мышление участников коллектива, ихтворческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт. Этовозможно только через обновление и расширение музыкального материала.
Огромнейшие фонды классической музыкимогут стать одним из значительных источников формирования репертуара. Отличаясьглубиной содержания, произведения русской и зарубежной классики значительнообогащают художественный вкус, повышают интерес и потребности обучающихся.Классика — это проверенная временем, лучшая школа воспитания участниковколлектива и слушателей. В выборе таких пьес нужно особенно внимательно изучитьхарактер и качество инструментовки. Случается, к сожалению, что после небрежнойили неудовлетворительной инструментовки пьесы теряют свои художественныедостоинства, музыка с трудом узнается на слух. Необходимость тщательного отбораинструментовок вызвана и тем, что эти произведения хорошо известны широкойпублике. С ними слушатели знакомы в самой разнообразной трактовке, в исполненииразных коллективов и музыкантов. Естественно, что каждое новое их исполнениевызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгуювзыскательность, «придирчивость>>. Выносить такие пьесы на суд слушателейможно лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но исвидетельствуют об оригинальной творческой трактовке. Произведения, включаемыев репертуар коллектива, должны отличаться интонационной конкретностьюмузыкального языка, особой наглядностью художественных образов,выразительностью.
Принципыподбора репертуара
Для учебной работы лучше всего братьлегкие пьесы, мелодичные народные песни и танцы в легкой обработке, а такжепопулярные пьесы, написанные для детей. Эти пьесы с интересом играютсяучащимися и не представляют, как правило, больших технических и художественныхтрудностей.
Распределение партий по инструментамспособствует быстрому развитию мелодического слуха у участников, навыков чтениянот с листа, облегчает игру по руке дирижера. На практике проблему учебногорепертуара приходится решать в основном в первый период работы, когда участникивырабатывают навьжи коллективной игры, когда устанавливается тесноевзаимопонимание между участниками и руководителем. В дальнейшем репетиции,самостоятельные занятия, учебный процесс, строятся на разучивании таких пьес,которые составят концертный репертуар коллектива.
Однако нельзя считать, что учебныйрепертуар играется только в классе, на репетиции: многие из учебных пьесвключаются в концертный репертуар.
Основным требованием к подборумузыкальных произведений в коллективе, как уже отмечалось, является иххудожественная и эстетическая ценность. Это обусловлено тем, что творческаядеятельность вообще и воспитательная функция музыкального исполнительства, вчастности, могут быть успешно осуществлены лишь в процессе исполнениявысокохудожественных произведений. Подлинно художественные произведениязначительно сильнее пробуждают эмоции учащихся: содержание музыки вызываетинтерес, пробуждает их творческие способности.
Музыкальные произведения с ярковыраженной мелодией способствуют успешному формированию и развитию музыкальныхзадатков ансамблистов, дают большую возможность воспитывать их музыкальнограмотными.
Другое и тоже весьма существенное требование, предъявляемое кисполняемому репертуару, — его доступность. Отбираемые произведения должныотвечать в первую очередь требованиям доступности для восприятия. То есть, привыборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, круг знанийи представлений об окружающей действительности, уровень навыков восприятиямузыки, степень отзывчивости на нее, понимание средств музыкальнойвыразительности.
Репертуар должен быть доступен дляисполнения. Музыкальные произведения подбираются с учетом техническойпродвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыковна данном этапе обучения и воспитания. Каждый исполнитель обязан в совершенствеовладеть порученной ему партией и исполнять ее так, чтобы самому получить удовольствие.
Следующее условие правильного подборамузыкального репертуара — его педагогическая целесообразность, т.е. он долженспособствовать решению конкретных учебно-воспитательных задач, соответствоватьметодическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовкиучащихся.
Исполняемый репертуар долженвырабатывать исполнительские навыки и навыки коллективной игры, которые тесновзаимосвязаны между собой. И поскольку приобрести различные навыки наоднотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаютсяразнохарактерные произведения. Таким образом, действует принципмногоплановости. Это очень важно и для музыкально-эстетического воспитанияколлектива, так как художественные произведения, различные по жанрам,содержанию, стилевым особенностям делают возможным разностороннее музыкальноеразвитие учащихся.
При подборе музыкальных произведенийважно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задачзначительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей.Очевидно, содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостьюмузыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим.Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям,ставя перед участниками детского коллектива все новыехудожественно-исполнительские и познавательные задачи.
Не менее важное значение при подборерепертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным итехническим развитием учащихся. Неумелый, бессистемный подбор музыкальныхпроизведений отрицательно сказывается на музыкальном развитии детей,расхолаживает их, притупляет интерес к занятиям.
Путь от простого к сложному — главныйпринцип приобщения учащихся к музыкальному искусству. Сложность разучиваемыхпроизведений наращивается постепенно, последовательно и непрерывно, что, вконечном итоге, приводит к заметному росту исполнительского уровня коллектива.Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базенакапливаются музыкальнотеоретические знания, нарабатываются навыкиколлективной игры, складывается художественно-исполнительское направлениеансамбля (оркестра).
В целом у каждого коллектива со временемвырабатывается определенное репертуарное направление, накапливаетсярепертуарный багаж, соответствующих составу учеников, исполнительской манере,творческим задачам. Достигнув определенных вершин, накопив достаточныйпотенциал для нового роста мастерства, творческий коллектив ищет почву длясвоего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегдадолжен быть нацелен на перспективу.
Педагогическийавторитет руководителя детского коллектива
В воспитании детского коллектива огромнуюроль играет личность руководителя, и, прежде всего — как педагога ивоспитателя.
В силу специфики своей профессии,руководитель детского оркестрового коллектива формирует взгляды, убеждения,потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широкообразованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но идуховно развитой личностью в высоком значении этого слова.
Профессия педагога требует постоянногосовершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей.В организации учебновоспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощногопедагогического фактора, как характер воспитателя, свойство и качество еголичности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большаяобщественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанностьдетей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкийхарактер, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.
Сущность, специфические особенности ифункции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десяткиребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственныесостояния личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого моральноговыбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случаеучитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем.
Суть педагогического авторитета впостоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческойличности, подлинной духовности и интеллигенции. Ребенок авансирует воспитателюсвое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения овысоком качестве его личности, — это доверие необходимо оправдать. Авансдоверия возмещается, прежде всего, высокой нравственностью.
В современных условиях, видя вокруг себябезнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе,одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормыобщечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественноголицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской имолодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственныесамосовершенствования, высокая требовательность педагога к самому себе —главный путь укрепления самоуважения.
Другим важным условием личности педагогаявляется духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность,способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы, убеждать их,мужественно признавать свои ошибки и промахи.. Диалог воспитателя с детьми повопросам культуры, в котором господствует только одна сила — сила мысли,знания, аргументации, делает авторитет естественным и прочным.
Нравственно-эстетическое взаимопритяжениеесть самое благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия.Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сторонами своеймногогранной личности: выступает в качестве организатора, заинтересованногонаблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного,требовательного руководителя, товарища и друга. Это значит нужно серьезноанализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение,преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение игордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь.
Непосредственное общение с детьми,духовно-ценностное влияние на них требует от руководителя повышенного вниманияпсихическим переживаниям и состояниям детей, формирование их личностных качестви индивидуальных способностей. Воспитательный эффект велик тогда, когдавоспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание.
Цель музыкального обучения в ансамбле,оркестре баянов и аккордеонов — дать участникам знания, развить навыки,способствующие художественному образованию, формированию их творческихпобуждений, эстетических взглядов и идеалов.
С 2006г. являюсь руководителем оркестрабаянов и аккордеонов в детской школе искусств. Учитывая наличие в оркестреучащихся разных классов, нужно подобрать произведения доступные по содержанию,технике исполнения, вызывающие эмоциональные отклик в душе каждого оркестранта.Поэтому все переложения и аранжировки для оркестра выполняю сам. Подборинтересного нотного материала является одним из ключевых факторов не толькоуспешной работы, но и успешного концертного выступления.
Оркестр постоянно принимает участие вконцертной жизни школы, ежегодно участвует в фестивале военной и солдатскойпесни, посвященном Дню Победы, в благотворительных концертах «Построим Храмвсем миром», «От сердца к сердцу», проводимых школой, а также в большихотчетных концертах школы искусств. Ребята занимаются в оркестре с большимжеланием и интересом, а выступления коллектива неизменно пользуются успехом узрителей.
Списокиспользуемой литературы
1. Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта. — В сб.: Методическиезаписки по вопросам музыкального воспитания. — М., 1996.
2. Гоноболин Ф. О некоторых психологических качествах личностиучителя. — В кн.: Хрестоматия по психологии. — М., 1972.
З. Иванов К. Все начинается с учителя. — М., 1983.
4. Иванов-Радкевич А.Пособие для начинающих дирижеров. — М., 1965.
5. Коллективноемузицирование: Оркестровый класс: Программа для детских музыкальных школ(музыкальных отделений школ искусств). — М., 1988.
6. КуусИ. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитанииучащихся. — В сб.: Вопросы методики начального музыкального образования. — М.,1981.