Концепции проекции.
Проекция – основная описательная и объяснительная категория проективного метода.
Впервые термин проекция был использован З. Фрейдом для объяснения патологических симптомов паранойи в 1896 г. Приписывание другим людям социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает сам себе. В основе лежит процесс самозащиты.
Потом Зигмунд Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Классическая защитная проекция – приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера.
Виды проекции (Мюрстейн и Прайер).
1. Классическая защитная проекция.
2. Атрибутивная проекция – приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.
3. Аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребностями воспринимающего.
4. Рациональная проекция – проекция с рациональной мотивировкой (Например, студентов попросили высказать свои замечания о структуре учебного процесса: на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики . на квалификацию преподавателей – двоечники). Таким образом приписывается ответственность за собственные неудачи другим людям, внешним обстоятельствам. Всегда находится оправдание нежелательным собственным чертам личности и поведения.
Классификация видов проекции по Д. Холмсу.
Два измерения проекции:
1. что проецируется: субъект воспринимает в другом свои собственные черты или черты ему самому не присущие .
2. осознает ли субъект обладание той чертой или нет.
Комбинация измерений.
Осознание субъектом проецируемой черты | Наличие у субъекта проецируемой черты | Отсутствие проецируемой черты |
Субъект не осознает свою черту | Симилятивная проекция | Проекция Панглосса или Кассандры |
Осознает | Атрибутивная проекция | Комплементарная проекция |
Симилятивная проекция выполняет защитную функцию, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает чертой.
Проекция Панглосса или Кассандры – вариант защитного механизма “реактивное образование” (замена “эго” – неприемлемых тенденций на прямо противоположные). (Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованным чувством ненависти к нему).
Комплементарная проекция. Если субъект ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих . приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния.
Концепция апперцетивного искажения Л. Беллака.
Отказ от понятия «Проекция» как объяснительной категории.
Критика фрейдовской концепции защитной проекции.
Содержание проекции не сводимо к асоциальным тенденциям. Объектом проекции может быть и положительное проявление личности. Проекция не может объяснить проективное поведение.
Апперцепция – процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий.
Семинарское занятие № 5. Проективные методы в психодиагностике (2 часа)
1. Общая характеристика и классификация проективных методов [52, С. 10-18 . 36, С. 68-70 . 44, С.290-299, 308-320].
2. История развития и обоснования проективного метода [52, С. 19-44, 58-70 . 36, С. 51-62 . 44, С. 285-287, 299-308].
3. Концепции проекции в обосновании проективного подхода [52, С. 44-57 . 36, С. 63-67 . 44, С.287-290].
Литература:
Основная: 36, 44, 52
Дополнительная: 3, 41, 45
Задачи и вопросы для самоконтроля:
Можно ли проективную методику считать тестом? Приведите классификацию проективных методов и примеры разных видов проективных методик. Каковы возможности и ограничения в применении проективных методов?
Какова роль стимула в проективном методе? Расскажите о постулатах Д. Кенни, объясняющих взаимосвязь стимул – реакция. Можно ли проникнуть в бессознательное психическое, используя проективные методики?
Назовите основные виды проекции и объясните их.
Назовите основные рисуночные тесты и кратко охарактеризуйте их.