Костюкова Марина Ивановна
Бастобинский сервисно – технический колледж
преподаватель информатики
«Формирование цифровых компетенций студентов
на уроках информатики»
Цифровые технологии становятсянеотъемлемой частью жизни человека, формальные знания перестают быть значимыми,формируется новая система ценностей, в которой обладание знаниями, умениями,навыками становится необходимым, но уже недостаточным. Требуются такие умения,которые помогут ориентироваться в информационных потоках, осваивать новыетехнологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, бытьмобильными.
Нарастающие темпы цифровизацииопережают развитие умений и навыков наших студентов, и требуют другого подхода к организации самого обучения. Этоговорит о том, что сегодня остро встает вопрос о цифровой грамотности,необходимой для безопасного и эффективного использования цифровых технологий иресурсов Интернета. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции,которые помогают решать разнообразные задачи с использованием информационныхтехнологий. Развитие цифровой компетентности в рамках обучения позволит коммуницировать,и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении.
Цифровые компетентности включают в себянабор способностей человека, связанных с использованием ИКТ в различных сферахжизни с целью повышения результативности деятельности. Цифровая компетенцияоснована на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией,ответственностью, т.е. ведет к постоянному развитию. Включаетв себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использованиефункционала социальных сетей, сбору данных и их обработке и анализу,взаимодействие с другими людьми, компьютерное программирование, способностьрешать разнообразные задачи в области использования ИКТ, а также мотивацию кучастию в цифровой культуре.
Цифровые компетенции являются неотъемлемой частьюцелостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность
Для того чтобывоспитать и обучить будущего высококвалифицированного специалиста, сформироватьцифровые компетенции, Я, как учительинформатики, использую разные ЦОР для организацииобучения:
‒ сопровождениеизложения нового материала мультимедийными средствами (например, при помощипрограммы презентаций PowerPoint, YouTube канал
‒ проведениевиртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ (образовательнаяплатформа Bilimland
‒ закреплениеизложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);
‒ проверка,тестирование и контроль (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
‒ самостоятельнаяработа (обучающие программы, электронные учебники, методические пособия, базыданных, энциклопедии и т. д.).
Облачное пространствоЯндекс Диск, образовательная платформа Bilimland(видеофильмы, тренажёры, тестовые задания для использования науроках), платформа GoogleClassroom, Learning Apps – это те ЦОР, которыележат в основе привития цифровых компетенций студентам.
В последнее время в моюпрактику вошло использование мобильных технологий в образовательном процессе. Мобильныеустройства используются не только для общения и развлечения, но и вобразовательных целях (мобильная линейка, конвертор при переводе единицизмерения, уроки раздела «Системы счисления» можно проводить,используя приложение «Калькулятор систем счисления», заменяющие наглядные пособия и бумажные справочники)
Знания, полученные науроках информатики, студенты применяют в учебном процессе на урокахобщеобразовательных и спецдисциплин: составляют презентации, выполняютвиртуальные практические и лабораторные работы по химии, физике, биологии,создают анимационные маршруты движения транспорта, схемы кирпичной кладки,составляют и обрабатывают технологические и калькуляционные карты, рассчитываютсебестоимость работ и произведенной продукции, умеют найти верную информацию иобработать ее, составление баз данных и другое
Бастобинский сервисно-техническийколледж
Планучебного занятия
Тема занятия: |
Информационные процессы и системы Покупки «Онлайн». Безопасные покупки в Интернете |
Наименование модуля/дисциплины:
|
Информатика |
Подготовил педагог: |
Костюкова М. И. |
1. Общиесведения
Курс,группа: 1курс, 211 группа
Типзанятия: изучениенового материала
2.Цели:
Все
Объяснитьчто такое покупки «Онлайн»
Большинство
совершатьинтернет покупки;
объяснить мошеннические действия в отношении банковских карт, при совершении интернетпокупки;
Некоторые
распознатьмошеннические действия и намерения;
уметьпротивостоять мошенническим действиям.
3. Перечень ожидаемых результатов
§ Умеет осуществлятьинтернет — покупки
§ распознатьмошеннические действия и намерения
4. Необходимыересурсы:
§ P.А.Кадиркулов, Г.К. Нурмуханбетова. Информатика. Учебник для 10 кл.Алматыкітап, 2019
§ Г.И.Салгараева,Ж.Б.Базаева, А.С. Маханова. Информатика. Учебник для 10кл, Арман-ПВ, 2019
Оснащение: Интерактивнаядоска, мультимедийный проектор, ПК, презентация по теме, рабочая тетрадь потеме
5.Ход занятия
5.1 Организационныймомент –
Организационноеначало урока
1) психологический настрой студентов наурок (просмотр видео ролика)
2) постановка целей урока;
3)сообщение плана урока
5.2Подготовка к изучению нового учебного материала
Задание 1. Преждечем мы с вами приступим к изучению сегодняшней темы, давайте вспомним, чтотакое Интернет? (Интернет —это глобальная компьютерная сеть, в которойлокальные, региональные и корпоративные сети соединены между собоймногочисленными каналами передачи информации с высокой пропускной способностью.)
Каждый из васиспользует, так или иначе в своей учебной деятельности ресурсы Интернет.
Каким образом выих используете? (ответы студентов).
Всем вам известнотакое слово как коммерция. Что оно означает? (ответы студентов).
А что означаеттермин «электронная коммерция»? (ответы студентов).
Электроннойкоммерцией называют коммерческую деятельность в сфере рекламы и распространениятоваров и услуг посредством использования сети Интернета. Среди всех возможныхобластей деятельности человека электронная коммерция в Интернете развивается,пожалуй, активнее всего.
Задание 2. Какие виды электронной коммерции вызнаете (материал прошлого урока)
Задание 3. Мне необходимо продать автомобиль. Каким образомя могу это сделать, используя ресурсы Интернет?
5.3 Изложение нового материала
слайдыпрезентации (8-13)
Задание 4. Искала книгу на прилавках магазина, но ее нигденет. Где еще я могу осуществить поиск и покупку интересующей меня книги?
Анализировать действия, чтобы не стать обманутыми мошенниками при покупке книги в Интернете
5.4 Закреплениенового материала методом собеседования по вопросам плана.
Задание5. Вы получили письмо по электронной почте отнекой компании, которая просит доступ к вашимконфиденциальным данным — логину, паролю, данным лицевых счетов и банковскихкарт. Ваши действия? Назовите вид мошенничества?
6.Подведение итогов урока, выставление оценок.
Рефлексия
7. Задание на дом
Задание 6. Оценитьнегативное явление фишинга на электронную коммерцию (эссе)
Рабочая тетрадь по информатике |
|
Группа |
|
Раздел:
Тема: |
Информационные процессы и системы Покупки «Онлайн». Безопасные покупки в Интернете |
Знание : (D) 50-54
|
Задание 1 Ответьте на вопросы: 1. Что такое Интернет? 2. Каждый из вас использует, так или иначе, в своей учебной деятельности ресурсы Интернет. Каким образом вы их используете? 3. Всем вам известно такое слово как коммерция. Что оно означает? 4. А что означает термин «электронная коммерция»? Дескриптор: Отвечает на вопросы |
Понимание: (D+, C-, C ) 55-69
|
Задание 2.Какие виды электронной коммерции вы знаете?
Дескрипторы: 1. Называет виды электронной коммерции 2. Описывает каждый вид электронной коммерции |
Применение: (C+, B-) 70-79 |
Задание 3. Мне необходимо продать автомобиль. Каким образом я могу это сделать используя ресурсы Интернет? _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Дескриптор: 1. Верно перечисляет пути продажи автомобиля, используя виды электронной коммерции |
Анализ: (B) 80-84
|
Задание 4. Искала книгу на прилавках магазина, но ее нигде нет. Где еще я могу осуществить поиск и покупку интересующей меня книги? Анализировать действия, чтобы не стать обманутыми мошенниками при покупке книги в Интернет _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Дескриптор: Верно анализирует и перечисляет пути покупки книги |
Синтез: (B+) 85-89
|
Задание 5. Вы получили письмо по электронной почте от некой компании, которая просит доступ к вашим конфиденциальным данным — логину, паролю, данным лицевых счетов и банковских карт. Ваши действия? Определите вид мошенничества? _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Дескрипторы: 1. Составляет алгоритм действий 2. Правильно определяет вид мошенничества |
Оценка: (A-, A) 95-100 |
Задание 6.Оценить негативное явление фишинга на электронную коммерцию (эссе)
|