X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежнойполитики Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение

МБОУ Школа № 154

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ

(ID 3495101)

Учебного предмета

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

(для 1–4 классов образовательныхорганизаций)

Нижний Новгород 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа начальногообщего образования по физической культуре составлена на основе требований крезультатам освоения основной образовательной программы начального общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательномстандарте начального общего образования, а также на основе характеристикипланируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания исоциализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобренарешением ФУМО от 02.06.2020 г.).

При создании программыучитывались потребности современного российского общества в воспитанииздорового поколения, государственная политика с национальными целями увеличенияпродолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры,представляющая закономерности двигательной деятельности человека. Здоровьезакладывается в детстве, и качественное образование в части физическоговоспитания, физической культуры детей дошкольного и начального возраста определяетобраз жизни на многие годы.

Основными составляющими вклассификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся системфизического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.

По данной классификациифизические упражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения,характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий,эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение ифункции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностьювсех движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий(бега, бросков и т.п.), которые выполняются в разнообразных вариантах всоответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективностивлияния на организм в целом и по конечному результату действия; туристическиефизические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий,ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях,эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм ирезультативностью преодоления расстояния и препятствий на местности; спортивныеупражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственностандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификациейи является предметом специализации для достижения максимальных спортивныхрезультатов.

Основные предметные результаты по учебномупредмету «Физическая культура» в соответствии с

Федеральнымгосударственным образовательным стандартом начального общего образования (далее— ФГОС НОО) должны обеспечивать умение использовать основные гимнастическиеупражнения для формирования и укрепления здоровья, физического развития,физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности.

В программе отведено особоеместо упражнениям основной гимнастики и играм с использованием гимнастическихупражнений. Овладение жизненно важными навыками гимнастики позволяет решитьзадачу овладения жизненно важными навыками плавания. Программа включаетупражнения для развития гибкости и координации, эффективность развития которыхприходится на возрастной период начальной школы. Целенаправленные физическиеупражнения позволяют избирательно и значительно их развить.

Программа обеспечивает «сформированностьобщих представлений о физической культуре и спорте, физической активности,физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основныхфизических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических и спортивных)».

Освоение программыобеспечивает выполнение обучающимися нормативов Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса ГТО и другие предметные результаты ФГОС НОО,а также позволяет решить воспитательные задачи, изложенные в примернойпрограмме воспитания, одобренной решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20).

Согласно своему назначениюпримерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочихпрограмм образовательных учреждений: она даёт представление о целях, общейстратегии обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках учебногопредмета «Физическая культура»; устанавливает обязательное предметноесодержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование поразделам и темам курса, определяет количественные и качественные характеристикисодержания; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделами рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных ивнутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностейобучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований крезультатам освоения основной образовательной программы начального общегообразования, а также требований к результатам обучения физической культуре науровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательнойдеятельности / учебных действий ученика по освоению учебного содержания.

В программе нашли своёотражение: Поручение Президента Российской Федерации об обеспечении внесения впримерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего,основного общего и среднего общего образования изменений, предусматривающихобязательное выполнение воспитанниками и учащимися упражнений основнойгимнастики в целях их физического развития (с учётом ограничений, обусловленныхсостоянием здоровья); условия Концепции модернизации преподавания учебногопредмета «Физическая культура» в образовательных организациях РоссийскойФедерации, реализующих основные общеобразовательные программы, научные иметодологические подходы к изучению физической культуры в начальной школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Предметом обучения физическойкультуре в начальной школе является двигательная деятельность человека собщеразвивающей направленностью с использованием основных направленийфизической культуры в классификации физических упражнений по признакуисторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт — и упражненийпо преимущественной целевой направленности их использования с учётомсенситивных периодов развития учащихся начальной школы. В процессе овладенияэтой деятельностью формируется костно-мышечная система, укрепляется здоровье,совершенствуются физические качества, осваиваются необходимые двигательныедействия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Учебный предмет «Физическаякультура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств иметодов обучения. Существенным компонентом содержания учебного предмета«Физическая культура» является физическое воспитание граждан России. Учебныйпредмет

«Физическаякультура» обогащает обучающихся системой знаний о сущности и общественномзначении физической культуры и её влиянии на всестороннее развитие личности. Такиезнания обеспечивают развитие гармоничной личности, мотивацию и способностьобучающихся к различным видам деятельности, повышают их общую культуру.

Программа основана на системенаучных знаний о человеке, сущности физической культуры, общих закономерностяхеё функционирования и использования с целью всестороннего развития людей инаправлена на формирование основ знаний в области физической культуры, культурыдвижений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательныхдействий, укрепление здоровья.

В программе учтены приоритеты в обучении науровне начального образования, изложенные в

Концепциимодернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» вобразовательных организациях Российской Федерации, которые нашли отражение всодержании программы в части получения знаний и умений выполнения базовыхупражнений гимнастики для правильного формирования опорно-двигательногоаппарата, развития гибкости, координации, моторики; получения эмоциональногоудовлетворения от выполнения физических упражнений в игровой деятельности.

Программа обеспечиваетсоздание условий для высокого качества преподавания учебного предмета«Физическая культура» на уровне начального общего образования; выполнениетребований, определённых статьёй 41 Федерального закона «Об образовании вРоссийской Федерации» «Охрана здоровья обучающихся», включая определениеоптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, создание условий дляпрофилактики заболеваний и оздоровления обучающихся; способствует решениюзадач, определённых в Стратегии развития физической культуры и спорта вРоссийской Федерации на период до 2030 г. и Межотраслевой программе развитияшкольного спорта до 2024 г., и направлена на достижение национальных целейразвития Российской Федерации, а именно:

а) сохранение населения, здоровье иблагополучие людей;

б) создание возможностей для самореализации иразвития талантов.

Программа разработана всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования.

В основе программы лежатпредставления об уникальности личности каждого учащегося начальной школы,индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества вцелом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системыобразования, создающих условия для максимально полного обеспеченияобразовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательногопространства Российской Федерации.

Ценностные ориентирысодержания программы направлены на воспитание творческих, компетентных иуспешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,общественной и профессиональной деятельности. Обучение по программе позволяетформировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и укреплениездоровья; освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни;выполнить нормы ГТО.

Содержание программынаправлено на эффективное развитие физических качеств и способностейобучающихся начальной школы; на воспитание личностных качеств, включающих всебя готовность и способность к саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу;формирует творческое нестандартное мышление, инициативность,целеустремлённость; воспитывает этические чувства доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; учит взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде;проявлять лидерские качества.

Содержание программы строитсяна принципах личностно-ориентированной, личностноразвивающей педагогики,которая определяет повышение внимания к культуре физического развития,ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач развитиякультуры движения, физическое воспитание.

Важное значение в освоениипрограммы уделено играм и игровым заданиям как простейшей форме физкультурно-спортивнойдеятельности. В программе используются сюжетные и импровизационнотворческиеподвижные игры, рефлексивно-метафорические игры, игры на основе интеграцииинтеллектуального и двигательного компонентов. Игры повышают интерес к занятиямфизической культурой, а также содействуют духовно-нравственному воспитаниюобучающихся. Для ознакомления с видами спорта в программе используютсяспортивные эстафеты, спортивные упражнения и спортивные игровые задания. Дляознакомления с туристическими спортивными упражнениями в программе используютсятуристические спортивные игры. Содержание программы обеспечивает достаточныйобъём практико-ориентированных знаний и умений.

В соответствии с ФГОС НООсодержание программы учебного предмета «Физическая культура» состоит изследующих компонентов:

—  знания о физической культуре(информационный компонент деятельности);

—  способы физкультурной деятельности(операциональный компонент деятельности);

—  физическое совершенствование (мотивационно-процессуальныйкомпонент деятельности), которое подразделяется на физкультурно-оздоровительнуюи спортивно-оздоровительную деятельность.

Концепция программы основана на следующихпринципах:

Принцип систематичности ипоследовательности. Принцип систематичности ипоследовательности предполагает регулярность занятий и систему чередованиянагрузок с отдыхом, а также определённую последовательность занятий ивзаимосвязь между различными сторонами их содержания. Учебный материалпрограммы должен быть разделён на логически завершённые части, теоретическаябаза знаний подкрепляется практическими навыками. Особое внимание в программеуделяется повторяемости. Повторяются не только отдельные физические упражнения,но и последовательность их в занятиях. Также повторяется в определённых чертахи последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и другихциклов. Принцип систематичности и последовательности повышает эффективностьдинамики развития основных физических качеств младших школьников с учётом ихсенситивного периода развития: гибкости, координации, быстроты.

Принципы непрерывности ицикличности. Эти принципы выражают основныезакономерности построения занятий в физическом воспитании. Они обеспечиваетпреемственность между занятиями, частоту и суммарную протяжённость их вовремени. Кроме того, принцип непрерывности тесно связан с принципом системногочередования нагрузок и отдыха. Принцип цикличности заключается в повторяющейсяпоследовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности,улучшает физическую подготовленность обучающегося.

Принцип возрастнойадекватности направлений физического воспитания. Программаучитывает возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьноговозраста, что способствует гармоничному формированию двигательных умений инавыков.

Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкоеиспользование зрительных ощущений, восприятия образов, так и постоянную опоруна свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигаетсянепосредственный эффект от содержания программы. В процессе физическоговоспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельностьобучающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальныхзадач всестороннее развитие органов чувств.

Принцип доступности ииндивидуализации. Принцип доступности ииндивидуализации означает требование оптимального соответствия задач, средств иметодов физического воспитания возможностям обучающихся. При реализациипринципа доступности учитывается готовность обучающихся к освоению материала,выполнению той или иной физической нагрузки и определяется мера доступностизадания. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического иинтеллектуального развития, а также от их субъективной установки, выражающейсяв преднамеренном, целеустремлённом и волевом поведении обучающихся.

Принцип осознанности иактивности. Принцип осознанности и активностипредполагает осмысленное отношение обучающихся к выполнению физическихупражнений, осознание и последовательность техники выполнения упражнений(комплексов упражнений), техники дыхания, дозированности объёма и интенсивностивыполнения упражнений в соответствии с возможностями. Осознавая оздоровительноевоздействие физических упражнений на организм, обучающиеся учатсясамостоятельно и творчески решать двигательные задачи.

Принцип динамичности. Принцип динамичности выражает общую тенденцию требований, предъявляемыхк обучающимся в соответствии с программой, которая заключается в постановке ивыполнении всё более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма иинтенсивности и связанных с ними нагрузок. Программой предусмотрено регулярноеобновление заданий с общей тенденцией к росту физических нагрузок.

Принцип вариативности. Принцип вариативности программы предполагает многообразие и гибкостьиспользуемых в программе форм, средств и методов обучения в зависимости отфизического развития, индивидуальных особенностей и функциональных возможностейобучающихся, которые описаны в программе. Соблюдение этих принципов позволитобучающимся достичь наиболее эффективных результатов.

Освоение программыпредполагает соблюдение главных педагогических правил: от известного кнеизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Планированиеучебного материала рекомендуется в соответствии с постепенным освоениемтеоретических знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельнойфизкультурной, оздоровительной деятельности.

В основе программы лежитсистемно-деятельностный подход, целью которого является формирование уобучающихся полного представления о возможностях физической культуры. Всодержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов, чтопозволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных,метапредметных и личностных.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Цели изучения учебногопредмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитойличности, способной активно использовать ценности физической культуры дляукрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовойдеятельности и организации активного отдыха.

Цели и задачи программыобеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начальногообщего образования по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии сФГОС НОО.

К направлению первостепеннойзначимости при реализации образовательных функций учебного предмета «Физическаякультура» традиционно относят формирование знаний основ физической культуры какнауки области знаний о человеке, прикладных умениях и навыках, основанных нафизических упражнениях для формирования и укрепления здоровья, физическогоразвития и физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности,и как одного из основных компонентов общей культуры человека.

Используемые в образовательнойдеятельности технологии программы позволяют решать преемственно комплексосновных задач физической культуры на всех уровнях общего образования.

В содержании программы учтеныосновные направления развития познавательной активности человека, включаязнания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке(психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологическиеосновы деятельности).

Задача учебного предметасостоит в формировании системы физкультурных знаний, жизненно важных прикладныхумений и навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления здоровья(физического, социального и психологического), освоении упражнений основнойгимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека; овладение умениямиорганизовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (распорядок дня, утренняягимнастика, гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры и т.д.);умении применять правила безопасности при выполнении физических упражнений иразличных форм двигательной деятельности и как результат — физическоевоспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.

Наряду с этим программа обеспечивает:

—  единство образовательного пространства натерритории Российской Федерации с целью реализации равных возможностейполучения качественного начального общего образования;

—  преемственность основных образовательныхпрограмм дошкольного, начального общего и основного общего образования;

—  возможности формирования индивидуальногоподхода и различного уровня сложности с учётом образовательных потребностей испособностей обучающихся (включая одарённых детей, детей с ограниченнымивозможностями здоровья);

—  государственные гарантии качестваначального общего образования, личностного развития обучающихся;

—  овладение современными технологическимисредствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровыхобразовательных сред для проверки и приобретения знаний, расширениявозможностей личного образовательного маршрута;

—  формирование у обучающихся знаний о местефизической культуры и спорта в национальной стратегии развития России, ихисторической роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное наследие;

—  освоение обучающимися технологийкомандной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач,осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командныхвозможностей.

Приоритет индивидуальногоподхода в обучении позволяет обучающимся осваивать программу в соответствии свозможностями каждого.

Универсальными компетенциямиучащихся на этапе начального образования по программе являются:

—  умение организовывать собственнуюдеятельность, выбирать и использовать средства физической культуры длядостижения цели динамики личного физического развития и физическогосовершенствования;

—  умение активно включаться в коллективнуюдеятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей,проявлять лидерские качества в соревновательной деятельности, работоспособностьв учебно-тренировочном процессе, взаимопомощь при изучении и выполнениифизических упражнений;

—  умение доносить информацию в доступной,яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстникамии взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на заданную тему пообщим сведениям теории физической культуры, методикам выполнения физическихупражнений, правилам проведения общеразвивающих подвижных игр и игровых заданий;

—  умение работать над ошибками, в том числепри выполнении физических упражнений, слышать замечания и рекомендациипедагога, концентрироваться при практическом выполнении заданий, ставить передсобой задачи гармоничного физического развития.

Место учебного предмета«Физическая культура» в учебном плане

Общее число часов,отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в начальной школе,составляет 405 ч (три часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 99 ч; 2 класс —102 ч; 3 класс — 102 ч; 4 класс — 102 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

1 КЛАСС

Физическая культура. Культурадвижения. Гимнастика. Регулярные занятия физической культурой в рамках учебнойи внеурочной деятельности. Основные разделы урока.

Исходные положения вфизических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа, сидя, у опоры.

Правила поведения на урокахфизической культуры. Общие принципы выполнения гимнастических упражнений.Гимнастический шаг. Гимнастический (мягкий) бег. Основные хореографическиепозиции.

Место для занятий физическимиупражнениями. Спортивное оборудование и инвентарь. Одежда для занятийфизическими упражнениями. Техника безопасности при выполнении физическихупражнений, проведении игр и спортивных эстафет.

Распорядок дня. Личная гигиена. Основныеправила личной гигиены.

Самоконтроль. Строевые команды, построение,расчёт.

Физические упражнения

Упражнения по видам разминки

Общая разминка. Упражнения общей разминки. Влияние выполнения упражнений общей разминкина подготовку мышц тела к выполнению физических упражнений. Освоение техникивыполнения упражнений общей разминки с контролем дыхания: приставные шагивперёд на полной стопе (гимнастический шаг), шаги с продвижением вперёд наполупальцах и пятках («казачок»), шаги с продвижением вперёд на полупальцах свыпрямленными коленями и в полуприседе («жираф»), шаги с продвижением вперёд,сочетаемые с отведением рук назад на горизонтальном уровне («конькобежец»).Освоение танцевальных позиций у опоры.

Партерная разминка. Освоение техники выполнения упражнений для формирования и развитияопорно-двигательного аппарата: упражнения для формирования стопы, укреплениямышц стопы, развития гибкости и подвижности суставов («лягушонок»); упражнениядля растяжки задней поверхности мышц бедра и формирования выворотности стоп(«крестик»); упражнения для укрепления мышц ног, увеличения подвижноститазобедренных, коленных и голеностопных суставов («велосипед»).

Упражнения для укрепления мышцтела и развития гибкости позвоночника, упражнения для разогревания методомскручивания мышц спины («верёвочка»); упражнения для укрепления мышц спины иувеличения их эластичности («рыбка»); упражнения для развития гибкостипозвоночника и плечевого пояса («мост») из положения лёжа.

Подводящие упражнения

Группировка, кувырок всторону; освоение подводящих упражнений к выполнению продольных и поперечныхшпагатов («ящерка»).

Упражнения для развития моторики и координации сгимнастическим предметом

Удержание скакалки. Вращениекистью руки скакалки, сложенной вчетверо, — перед собой, сложенной вдвое —поочерёдно в лицевой, боковой плоскостях. Подскоки через скакалку вперёд,назад. Прыжки через скакалку вперёд, назад. Игровые задания со скакалкой.

Удержание гимнастического мяча. Баланс мяча наладони, передача мяча из руки в руку.

Одиночный отбивмяча от пола. Переброска мяча с ладони на тыльную сторону руки и обратно.

Перекат мяча пополу, по рукам. Бросок и ловля мяча. Игровые задания с мячом.

Упражнения для развития координации и развития жизненноважных навыков и умений

Равновесие — колено вперёд попеременно каждойногой. Равновесие («арабеск») попеременно

каждой ногой.Повороты в обе стороны на сорок пять и девяносто градусов. Прыжки толчком сдвух ног вперёд, назад, с поворотом на сорок пять и девяносто градусов в обестороны.

Освоение танцевальных шагов: «буратино»,«ковырялочка», «верёвочка».

Бег, сочетаемый с круговыми движениями руками.

Игрыиигровыезадания, спортивныеэстафеты

Музыкально-сценические игры. Игровые задания.Спортивные эстафеты с мячом, со скакалкой.

Спортивные игры сэлементами единоборства.

Организующиекомандыиприёмы

Освоение универсальных умений при выполненииорганизующих команд.

2 КЛАСС

Гармоничное физическое развитие. Контрольныеизмерения массы и длины своего тела. Осанка.

Занятия гимнастикойв Древней Греции. Древние Олимпийские игры. Символ победы на

Олимпийских играх.Возрождение Олимпийских игр. Современная история Олимпийских игр. Видыгимнастики в спорте и олимпийские гимнастические виды спорта. Всероссийские имеждународные соревнования. Календарные соревнования.

Упражнения по видам разминки

Общая разминка. Упражнения общей разминки. Повторение разученных упражнений. Освоениетехники выполнения упражнений общей разминки с контролем дыхания:гимнастический бег вперёд, назад; приставные шаги на полной стопе вперёд сдвижениями головой в стороны («индюшонок »); шаги в полном приседе («гусиныйшаг»); небольшие прыжки в полном приседе («мячик»); шаги с наклоном туловищавперёд до касания грудью бедра («цапля»); приставные шаги в сторону с наклонами(«качалка»); наклоны туловища вперёд, попеременно касаясь прямых ног животом,грудью («складочка»).

Партерная разминка. Повторение и освоение новых упражнений основной гимнастики дляформирования и развития опорно-двигательного аппарата, включая: упражнения дляформирования стопы, укрепления мышц стопы, развития гибкости и подвижностисуставов; упражнения для развития эластичности мышц ног и формированиявыворотности стоп; упражнения для укрепления мышц ног, рук; упражнения дляувеличения подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов.

Освоение упражнений дляукрепления мышц спины и брюшного пресса («берёзка»); упражнения для укреплениямышц спины («рыбка», «коробочка»); упражнения для укрепления брюшного пресса(«уголок»); упражнения для укрепления мышц спины и увеличения их эластичности(«киска»); упражнения для развития гибкости: отведение ноги назад стоя наколене (махи назад) поочерёдно правой и левой ногой; прямые ноги разведены встороны, наклоны туловища попеременно к каждой ноге, руки вверх, прижаты к ушам(«коромысло»); упражнение для укрепления мышц живота, развития координации,укрепления мышц бедер («неваляшка»).

Разминка у опоры. Освоение упражнений для укрепления голеностопных суставов, развитиякоординации и увеличения эластичности мышц: стоя лицом к гимнастической стенке(колени прямые, туловище и голова прямо, плечи опущены, живот и таз подтянуты,руки в опоре на гимнастической стенке на высоте талии, локти вниз), полуприсед(колени вперёд, вместе) — вытянуть колени — подняться на полупальцы — опуститьпятки на пол в исходное положение. Наклоны туловища вперёд, назад и в сторону вопоре на полной стопе и на носках. Равновесие «пассе» (в сторону, затем вперёд)в опоре на стопе и на носках. Равновесие с ногой вперёд (горизонтально) и мах вперёдгоризонтально. Приставные шаги в сторону и повороты. Прыжки: ноги вместе (спрямыми и с согнутыми коленями), разножка на сорок пять и девяносто градусов(вперёд и в сторону).

Подводящие упражнения, акробатические упражнения

Освоение упражнений: кувыроквперёд, назад; шпагат, колесо, мост из положения сидя, стоя и вставание изположения мост.

Упражнениядляразвитиямоторикиикоординациисгимнастическимпредметом

Удержание скакалки. Вращениекистью руки скакалки, сложенной вдвое, перед собой, ловля скакалки. Высокиепрыжки вперёд через скакалку с двойным махом вперёд. Игровые задания соскакалкой.

Бросок мяча в заданную плоскость и ловля мяча.Серия отбивов мяча.

Игровые задания, в том числе смячом и скакалкой. Спортивные эстафеты с гимнастическим предметом. Спортивные итуристические физические игры и игровые задания.

Комбинацииупражнений.Осваиваемсоединениеизученныхупражненийвкомбинации Пример:

Исходное положение: стоя в VIпозиции ног, колени вытянуты, рука с мячом на ладони вперёд (локоть прямой) —бросок мяча в заданную плоскость (на шаг вперёд) — шаг вперёд с поворотом телана триста шестьдесят градусов — ловля мяча.

Пример:

Исходное положение: сидя вгруппировке — кувырок вперед-поворот «казак» — подъём — стойка в VI позиции, рукиопущены.

Упражнениядляразвитиякоординациииразвитияжизненноважныхнавыковиумений

Плавательная подготовка

Правила поведения в бассейне.Упражнения ознакомительного плавания: освоение универсальных умений дыхания вводе. Освоение упражнений для формирования навыков плавания: «поплавок»,«морская звезда», «лягушонок», «весёлый дельфин». Освоение спортивных стилейплавания.

Основная гимнастика

Освоение универсальных умений дыхания во времявыполнения гимнастических упражнений.

Освоение техники поворотов вобе стороны на сто восемьдесят и триста шестьдесят градусов на одной ноге(попеременно); техники выполнения серии поворотов колено вперёд, в сторону;поворот «казак», нога вперёд горизонтально. Освоение техники выполнения прыжковтолчком с одной ноги вперёд, с поворотом на девяносто и сто восемьдесятградусов в обе стороны.

Освоение танцевальных шагов:шаги с подскоками (вперёд, назад, с поворотом); шаги галопа (в сторону,вперёд), а также в сочетании с различными подскоками; элементы русского танца(«припадание»), элементы современного танца.

Освоение упражнений на развитие силы: сгибаниеи разгибание рук в упоре лёжа на полу.

Игрыиигровыезадания, спортивныеэстафеты

Ролевые игры и игровые задания сиспользованием освоенных упражнений и танцевальных шагов.

Спортивные эстафетыс мячом, со скакалкой. Спортивные игры. Туристические игры и задания.

Организующиекомандыиприёмы

Освоение универсальных умений при выполненииорганизующих команд и строевых упражнений:

построение и перестроение в одну, две шеренги,стоя на месте; повороты направо и налево; передвижение в колонне по одному сравномерной скоростью.

3 КЛАСС

Нагрузка. Влияние нагрузки намышцы. Влияние утренней гимнастики и регулярного выполнения физическихупражнений на человека. Физические упражнения. Классификация физическихупражнений по направлениям. Эффективность развития физических качеств всоответствии с сенситивными периодами развития. Гимнастика и видыгимнастической разминки.

Основные группы мышц человека. Подводящиеупражнения к выполнению акробатических упражнений.

Моделирование физическойнагрузки при выполнении гимнастических упражнений для развития основныхфизических качеств.

Освоение навыков посамостоятельному ведению общей, партерной разминки и разминки у опоры в группе.

Освоение и демонстрацияприёмов выполнения различных комбинаций гимнастических упражнений сиспользованием танцевальных шагов, поворотов, прыжков, гимнастических иакробатических упражнений.

Подбор комплекса идемонстрация техники выполнения гимнастических упражнений по преимущественнойцелевой направленности их использования.

Демонстрация умений построенияи перестроения, перемещений различными способами передвижений, включаяперекаты, повороты, прыжки, танцевальные шаги.

Организующиекомандыиприёмы

Выполнение универсальныхумений при выполнении организующих команд и строевых упражнений: построение иперестроение в одну, две шеренги; повороты направо и налево; передвижение вколонне по одному с равномерной скоростью.

Спортивно-оздоровительнаядеятельность

Овладение техникой выполненияупражнений основной гимнастики, комплексов гимнастических упражнений; подбор ивыполнение комплексов физкультминуток, утренней гимнастики.

Овладение техникой выполненияупражнений основной гимнастики на развитие отдельных мышечных групп.

Овладение техникой выполненияупражнений основной гимнастики с учётом особенностей режима работы мышц(динамичные, статичные).

Овладение техникой выполнениясерии поворотов и прыжков, в том числе с использованием гимнастическихпредметов.

Демонстрация универсальныхумений: выполнение бросков гимнастического мяча в заданную плоскостьпространства одной рукой (попеременно), двумя руками; имитация падения вгруппировке с кувырками; бег (челночный), метание теннисного мяча в заданнуюцель; прыжки в высоту, в длину; плавание.

Овладение техникой плавания надистанцию не менее 25 метров (при материально-технической базы).

Освоение правил вида спорта(на выбор), освоение физических упражнений для начальной подготовки по данномувиду спорта.

Выполнение заданий в ролевых играх и игровыхзаданий.

Овладение техникой выполнениястроевого шага и походного шага. Шеренги, перестроения и движение в шеренгах.Повороты на месте и в движении.

Различные групповые выступления, в т.ч.освоение основных условий участия во флешмобах.

4 КЛАСС

Физическое воспитание ифизическое совершенствование. Спорт и гимнастические виды спорта.Принципиальные различия спорта и физической культуры. Ознакомление с видамиспорта (на выбор) и правилами проведения соревнований по виду спорта (навыбор).

Освоение методов подбораупражнений для физического совершенствования и эффективного развития физическихкачеств по индивидуальной образовательной траектории, в том числе для утреннейгимнастики, увеличения эффективности развития гибкости, координации.Самостоятельное проведение разминки по её видам.

Освоение методов организации и проведенияспортивных эстафет, игр и игровых заданий,

принципы проведенияэстафет при ролевом участии (капитан команды, участник, судья, организатор). Туристическаяигровая и спортивная игровая деятельность. Обеспечение индивидуального иколлективного творчества по созданию эстафет, игровых заданий, флешмоба.

Овладение техникой выполненияпростейших форм борьбы. Игровые задания в рамках освоения упражненийединоборств и самообороны.

Освоение навыков туристическойдеятельности, включая сбор базового снаряжения для туристического похода,составление маршрута на карте с использованием компаса.

Освоение принципов определениямаксимально допустимой для себя нагрузки (амплитуды движения) при выполнениифизического упражнения.

Способы демонстрации результатов освоенияпрограммы.

Спортивно-оздоровительнаядеятельность

Овладение техникой выполнениякомбинаций упражнений основной гимнастики с элементами акробатики и танцевальныхшагов.

Овладение техникой выполнениягимнастических упражнений для развития силы мышц рук (для удержаниясобственного веса).

Овладение техникой выполнениягимнастических упражнений для сбалансированности веса и роста; эстетическихдвижений.

Овладение техникой выполнениягимнастических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса, спины, мышцгруди: «уголок» (усложнённый вариант), упражнение для рук; упражнение «волна»вперёд, назад; упражнение для укрепления мышц спины и увеличения эластичностимышц туловища.

Освоение акробатическихупражнений: мост из положения стоя и поднятие из моста; шпагаты: поперечный илипродольный; стойка на руках; колесо.

Овладение техникой выполнениягимнастической, строевой и туристической ходьбы и равномерного бега на 60 и 100м.

Освоение прыжков в длину ивысоту с места толчком двумя ногами, в высоту с разбега (при наличииспециального спортивного легкоатлетического оборудования).

Овладение одним или более изспортивных стилей плавания на время и дистанцию (на выбор) при наличииматериально-технического обеспечения).

Освоение правил вида спорта(на выбор) и освоение физических упражнений для начальной подготовки по данномувиду спорта в соответствии со стандартами спортивной подготовки.

Демонстрация универсальных умений:выполнение бросков гимнастического мяча в заданную плоскость пространства однойрукой (попеременно), двумя руками; имитация падения в группировке с кувырками;перемещение на лыжах; бег (челночный), метание теннисного мяча в заданную цель;прыжки в высоту, в длину; плавание.

Выполнение заданий в ролевых, туристических,спортивных играх.

Освоение строевого шага и походного шага.Шеренги, перестроения и движение в шеренгах.

Повороты на месте ив движении.

Овладение техникой выполнения групповыхгимнастических и спортивных упражнений.

Демонстрация результатов освоения программы.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с требованиямик результатам освоения основных образовательных программ начального общегообразования ФГОС программа направлена на достижение обучающимися личностных,метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоенияпрограммы начального общего образования достигаются в ходе обучения физическойкультуре в единстве учебной и воспитательной деятельности организации всоответствии с традиционными российскими социокультурными идуховно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализацииобучающихся.

Личностные результаты освоенияпредмета «Физическая культура» в начальной школе отражают готовностьобучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опытадеятельности на их основе.

Патриотическое воспитание:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

—  ценностное отношение к отечественномуспортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значенияфизической культуры в жизни современного общества, способность владетьдостоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спортана международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденцияхразвития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научныхзнаниях о человеке.

Гражданское воспитание:

—  представление о социальных нормах иправилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразнойсовместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоениеи выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление квзаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовностьоценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных иправовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильнойпомощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий,доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов ихустранения.

Ценности научногопознания:

—  знание истории развития представлений офизическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогическойтрадиции;

—  познавательные мотивы, направленные наполучение новых знаний по физической культуре, необходимых для формированияздоровья и здоровых привычек, физического развития и физическогосовершенствования;

—  познавательная и информационная культура,в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочнойлитературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

—  интерес к обучению и познанию,любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательскойдеятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения вдальнейшем.

Формирование культурыздоровья:

—  осознание ценности своего здоровья длясебя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиямфизической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плаваниякак важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни,необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культуройи спортом.

Экологическое воспитание:

—  экологически целесообразное отношение кприроде, внимательное отношение к человеку, его потребностям вжизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение ксобственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюденияправил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

—  экологическое мышление, умениеруководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результатыосвоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение универсальнымипознавательными действиями.

В составе метапредметныхрезультатов выделяют такие значимые для формирования мировоззрения формынаучного познания, как научный факт, гипотеза, теория, закон, понятие,проблема, идея, категория, которые используются в естественно-научных учебныхпредметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формироватьпредставление о целостной научной картине мира, и универсальные учебныедействия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формированиеготовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебнойдеятельности.

Метапредметные результатыосвоения образовательной программы по физической культуре отражают овладениеуниверсальными учебными действиями, в том числе:

1) Познавательныеуниверсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающегомира:

—  ориентироваться в терминах и понятиях,используемых в физической культуре (в пределах изученного), применять изученнуютерминологию в своих устных и письменных высказываниях;

—  выявлять признаки положительного влияниязанятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья иэмоционального благополучия;

—  моделировать правила безопасногоповедения при освоении физических упражнений, плавании;

—  устанавливать связь между физическимиупражнениями и их влиянием на развитие физических качеств;

—  классифицировать виды физическихупражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: попризнаку исторически сложившихся систем физического воспитания, попреимущественной целевой направленности их использования, преимущественномувоздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;

—  приводить примеры и осуществлятьдемонстрацию гимнастических упражнений, навыков плавания, ходьбы на лыжах (приусловии наличия снежного покрова), упражнений начальной подготовки по видуспорта (по выбору), туристических физических упражнений;

—  самостоятельно (или в совместнойдеятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальнымдозированием физических упражнений;

—  формировать умение понимать причиныуспеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективногоразвития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивнымипериодами развития, способности конструктивно находить решение и действоватьдаже в ситуациях неуспеха;

—  овладевать базовыми предметными имежпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения междуобъектами и процессами; использовать знания и умения в области культурыдвижения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебныхпредметов;

—  использовать информацию, полученнуюпосредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, дляэффективного физического развития, в том числе с использованием гимнастических,игровых, спортивных, туристических физических упражнений;

—  использовать средстваинформационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практическихзадач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективностьинформации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач.

2) Коммуникативныеуниверсальные учебные действия, отражающие способность обучающегосяосуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретныхучебных и внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию речевойдеятельности в устной и письменной форме:

—  вступать в диалог, задавать собеседникувопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственноемнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения,учитывать их в диалоге;

—  описывать влияние физической культуры наздоровье и эмоциональное благополучие человека;

—  строить гипотезы о возможныхотрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений,в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;

—  организовывать (при содействии взрослогоили самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражненийв коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей,выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижениярезультата;

—  проявлять интерес к работе товарищей; вдоброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказыватьсвои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;

—  продуктивно сотрудничать (общение,взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физическихупражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольнойфизкультурной деятельности;

—  конструктивно разрешать конфликтыпосредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

3) Регулятивные универсальные учебныедействия, отражающие способности обучающегося строить учебно-познавательнуюдеятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства,контроль, оценка):

—  оценивать влияние занятий физическойподготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшениенастроения, уменьшение частоты простудных заболеваний);

—  контролировать состояние организма на урокахфизической культуры и в самостоятельной повседневной физической деятельности попоказателям частоты пульса и самочувствия;

—  предусматривать возникновение возможныхситуаций, опасных для здоровья и жизни;

—  проявлять волевую саморегуляцию при планированиии выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности; проявлятьстремление к успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной,деятельности; анализировать свои ошибки;

—  осуществлять информационную,познавательную и практическую деятельность с использованием различных средствинформации и коммуникации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты изученияучебного предмета «Физическая культура» отражают опыт учащихся в физкультурнойдеятельности.

В составе предметныхрезультатов по освоению обязательного содержания, установленного даннойпрограммой, выделяются: полученные знания, освоенные обучающимися; умения испособы действий, специфические для предметной области «Физическая культура»периода развития детей возраста начальной школы; виды деятельности по получениюновых знаний, их интерпретации, преобразованию и применению в различных учебныхи новых ситуациях.

В состав предметныхрезультатов по освоению обязательного содержания включены физические упражнения:

—  гимнастические упражнения,характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий,эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение ифункции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностьювсех движений;

—  игровые упражнения, состоящие изестественных видов действий (элементарных движений, бега, бросков и т. п.),которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейсяигровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом ипо конечному результату действия (точнее бросить, быстрее добежать, выполнить всоответствии с предлагаемой техникой выполнения или конечным результатомзадания и т. п.);

—  туристические физические упражнения,включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, ездуна велосипеде, эффективность которых оценивается комплексным воздействием наорганизм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;

—  спортивные упражнения объединяют тугруппу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано всоответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметомспециализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последнейгруппе в программе условно относятся некоторые физические упражнения первыхтрёх трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастическиеупражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные туристическиеупражнения).

Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся определённых умений.

1 КЛАСС

1) Знания о физическойкультуре:

—  различать основные предметные областифизической культуры (гимнастика, игры, туризм, спорт);

—  формулировать правила составленияраспорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены, требований кодежде и обуви для занятий физическими упражнениями в зале и на улице; иметьпредставление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного образажизни;

—  знать и формулировать основные правилабезопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивномзале, на спортивной площадке, в бассейне);

—  знать и формулировать простейшие правилазакаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями,уметь применять их в повседневной жизни; понимать и раскрывать значениерегулярного выполнения гимнастических упражнений для гармоничного развития;знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития гибкости икоординационных способностей;

—  знать основные виды разминки.

2) Способы физкультурнойдеятельности:

Самостоятельныезанятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:

—  выбирать гимнастические упражнения дляформирования стопы, осанки в положении стоя, сидя и при ходьбе; упражнения дляразвития гибкости и координации;

—  составлять и выполнять индивидуальныйраспорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, выполненияупражнений гимнастики; измерять и демонстрировать в записи индивидуальныепоказатели длины и массы тела, сравнивать их значения с рекомендуемыми длягармоничного развития значениями.

Самостоятельныеразвивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые упражнения:

—  участвовать в спортивных эстафетах,развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, с заданиями на выполнениедвижений под музыку и с использованием танцевальных шагов; выполнять игровыезадания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами туристическойдеятельности; общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; выполнятькоманды и строевые упражнения.

3) Физическоесовершенствование:

Физкультурно-оздоровительнаядеятельность:

—  осваивать технику выполнениягимнастических упражнений для формирования опорнодвигательного аппарата,включая гимнастический шаг, мягкий бег;

—  упражнения основной гимнастики наразвитие физических качеств (гибкость, координация), эффективность развитиякоторых приходится на возрастной период начальной школы, и развития силы,основанной на удержании собственного веса;

—  осваивать гимнастические упражнения наразвитие моторики, координационно-скоростных способностей, в том числе сиспользованием гимнастических предметов (скакалка, мяч);

—  осваивать гимнастическиеупражнения, направленные на развитие жизненно важных навыков и умений (группировка,кувырки; повороты в обе стороны; равновесие на каждой ноге попеременно; прыжкитолчком с двух ног вперёд, назад, с поворотом в обе стороны; —  осваиватьспособы игровой деятельности.

2 КЛАСС

1)  Знания о физической культуре:

—  описывать технику выполнения освоенныхгимнастических упражнений по видам разминки; отмечать динамику развития личныхфизических качеств: гибкости, силы, координационноскоростных способностей;

—  кратко излагать историю физическойкультуры, гимнастики, олимпийского движения, некоторых видов спорта; излагать инаходить информацию о ГТО, его нормативов; описывать технику удержания на водеи основных общеразвивающих гимнастических упражнений как жизненно важныхнавыков человека; понимать и раскрывать правила поведения на воде;формулировать правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн;гигиенические правила при выполнении физических упражнений, во время купания изанятий плаванием; характеризовать умение плавать.

2)  Способы физкультурной деятельности

Самостоятельныезанятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:

—  выбирать и уметь составлять комплексыупражнений основной гимнастики для выполнения определённых задач, включаяформирование свода стопы, укрепление определённых групп мышц, увеличениеподвижности суставов;

—  уметь использовать технику контроля засоблюдением осанки и правильной постановки стопы при ходьбе; характеризоватьосновные показатели физических качеств и способностей человека (гибкость, сила,выносливость, координационные и скоростные способности) и перечислятьвозрастной период для их эффективного развития;

—  принимать адекватные решения в условияхигровой деятельности; оценивать правила безопасности в процессе игры;

—  знать основные строевые команды.

Самостоятельныенаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью:

—  составлять письменно и выполнятьиндивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики,физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики; измерять, сравниватьдинамику развития физических качеств и способностей: гибкости, координационныхспособностей; измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений привыполнении упражнений с различной нагрузкой;

—  классифицировать виды физическихупражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: попризнаку исторически сложившихся систем физического воспитания, попреимущественной целевой направленности их использования, по преимущественномувоздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.

Самостоятельныеразвивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, командные перестроения:

—  участвовать в играх и игровых заданиях,спортивных эстафетах; устанавливать ролевое участие членов команды; выполнятьперестроения.

3) Физическоесовершенствование

Физкультурно-оздоровительнаядеятельность:

—  осваивать физические упражнения наразвитие гибкости и координационно-скоростных способностей;

—  осваивать и демонстрировать техникуперемещения гимнастическим шагом; мягким бегом вперёд, назад; прыжками;подскоками, галопом;

—  осваивать и демонстрировать техникувыполнения подводящих, гимнастических и акробатических упражнений, танцевальныхшагов, работы с гимнастическими предметами для развития моторики,пространственного воображения, меткости, гибкости, координационноскоростныхспособностей;

—  демонстрировать равновесие стоя и вполуприседе на каждой ноге попеременно; прыжки на месте с полуповоротом спрямыми ногами и в группировке (в обе стороны);

—  осваивать технику плавания одним илинесколькими спортивными стилями плавания (при наличии материально-техническогообеспечения).

3 КЛАСС

1) Знания о физическойкультуре:

—  представлять и описывать структуруспортивного движения в нашей стране; формулировать отличие задач физическойкультуры от задач спорта;

—  выполнять задания на составлениекомплексов физических упражнений по преимущественной целевой направленности ихиспользования; находить и представлять материал по заданной теме; объяснятьсвязь физических упражнений для формирования и укрепления здоровья, развитияпамяти, разговорной речи, мышления;

—  представлять и описывать общее строениечеловека, называть основные части костного скелета человека и основные группымышц;

—  описывать технику выполнения освоенныхфизических упражнений;

—  формулировать основные правилабезопасного поведения на занятиях по физической культуре;

—  находить информацию о возрастных период,когда эффективно развивается каждое из следующих физических качеств: гибкость,координация, быстрота; сила; выносливость;

—  различать упражнения по воздействию наразвитие основных физических качеств и способностей человека;

—  различать упражнения на развитиемоторики;

—  объяснять технику дыхания под водой,технику удержания тела на воде;

—  формулировать основные правила выполненияспортивных упражнений (по виду спорта на выбор);

—  выявлять характерные ошибки привыполнении физических упражнений.

2) Способы физкультурнойдеятельности

Самостоятельныезанятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:

—  самостоятельно проводить разминку по еёвидам: общую, партерную, разминку у опоры; характеризовать комплексыгимнастических упражнений по целевому назначению;

—  организовывать проведение игр, игровыхзаданий и спортивных эстафет (на выбор).

Самостоятельныенаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью:

—  определять максимально допустимую длясебя нагрузку (амплитуду движения) при выполнении физического упражнения;оценивать и объяснять меру воздействия того или иного упражнения (по заданию)на основные физические качества и способности;

—  проводить наблюдения за своим дыханиемпри выполнении упражнений основной гимнастики.

Самостоятельные развивающие,подвижные игры и спортивные эстафеты:

—  составлять, организовывать и проводитьигры и игровые задания;

—  выполнять ролевые задания при проведенииспортивных эстафет с гимнастическим предметом / без гимнастического предмета(организатор эстафеты, главный судья, капитан, член команды).

3) Физическоесовершенствование

Физкультурно-оздоровительнаядеятельность:

—  осваивать и выполнять техникуразучиваемых физических упражнений и комбинаций гимнастических упражнений сиспользованием в том числе танцевальных шагов, поворотов, прыжков;

—  осваивать и выполнять технику спортивногоплавания стилями (на выбор): брасс, кроль на спине, кроль;

—  осваивать технику выполнения комплексовгимнастических упражнений для развития гибкости, координационно-скоростныхспособностей;

—  осваивать универсальные умения привыполнении организующих упражнений и жизненно важных навыков двигательнойдеятельности человека, такие как: построение и перестроение, перемещенияразличными способами передвижения, группировка; перекаты, повороты, прыжки,удержание на воде, дыхание под водой и т.д.;

—  проявлять физические качества: гибкость,координацию—и демонстрировать динамику их развития;

—  осваивать универсальные умения посамостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий;

—  осваивать строевой и походный шаг.

Спортивно-оздоровительнаядеятельность:

—  осваивать и демонстрировать техникустилей спортивного плавания (брасс, кроль) с динамикой улучшения показателейскорости при плавании на определённое расстояние;

—  осваивать комплексы гимнастическихупражнений и упражнений акробатики с использованием и без использованиягимнастических предметов (мяч, скакалка);

—  осваивать универсальные умения прыжков,поворотов, равновесий, включая: серию поворотов и прыжков на девяносто и стовосемьдесят градусов; прыжки с толчком одной ногой, обеими ногами с прямыми исогнутыми коленями, прямо и с полуповоротом, с места и с разбега; прыжки иподскоки через вращающуюся скакалку;

—  осваивать универсальные умения ходьбы налыжах (при возможных погодных условиях), бега на скорость, метания теннисногомяча в заданную цель, прыжков в высоту через планку, прыжков в длину и иное;

—  осваивать универсальные умения привыполнении специальных физических упражнений, входящих в программу начальнойподготовки по виду спорта (по выбору).

4 КЛАСС

1) Знания о физическойкультуре:

—  определять и кратко характеризоватьфизическую культуру, её роль в общей культуре человека; пересказыватьтексты поистории физической культуры, олимпизма; понимать и раскрывать связь физическойкультуры с трудовой и военной деятельностью;

—  называть направления физической культурыв классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихсясистем физического воспитания;

—  понимать и перечислять физическиеупражнения в классификации по преимущественной целевой направленности;

—  формулировать основные задачи физическойкультуры; объяснять отличия задач физической культуры от задач спорта;

—  характеризовать туристическую деятельность,её место в классификации физических упражнений по признаку историческисложившихся систем физического воспитания и отмечать роль туристическойдеятельности в ориентировании на местности и жизнеобеспечении в трудныхситуациях;

—  давать основные определения поорганизации строевых упражнений: строй, фланг, фронт, интервал, дистанция,направляющий, замыкающий, шеренга, колонна;

—  знать строевые команды;

—  знать и применять методику определениярезультатов развития физических качеств и способностей: гибкости,координационно-скоростных способностей;

—  определять ситуации, требующие примененияправил предупреждения травматизма;

—  определять состав спортивной одежды взависимости от погодных условий и условий занятий;

—  различать гимнастические упражнения повоздействию на развитие физических качеств

(сила, быстрота, координация, гибкость).

2) Способы физкультурнойдеятельности:

—  составлять индивидуальный режим дня,вести дневник наблюдений за своим физическим развитием, в том числе оцениваясвоё состояние после закаливающих процедур;

—  измерять показатели развития физическихкачеств и способностей по методикам программы

(гибкость, координационно-скоростныеспособности);

—  объяснять технику разученныхгимнастических упражнений и специальных физических упражнений по виду спорта(по выбору);

—  общаться и взаимодействовать в игровойдеятельности;

—  моделировать комплексы упражнений позаданной цели: на развитие гибкости, координации, быстроты, моторики, улучшениеподвижности суставов, увеличение эластичности мышц, формирование стопы иосанки, развитие меткости и т.д.;

—  составлять, организовывать и проводитьподвижные игры с элементами соревновательной деятельности.

3) Физическоесовершенствование

Физкультурно-оздоровительнаядеятельность:

—  осваивать универсальные умения посамостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий(гимнастические минутки, утренняя гимнастика, учебнотренировочный процесс);

—  моделировать физические нагрузки дляразвития основных физических качеств и способностей в зависимости от уровняфизической подготовленности и эффективности динамики развития физическихкачеств и способностей;

—  осваивать универсальные умения поконтролю за величиной физической нагрузки при выполнении упражнений на развитиефизических качеств по частоте сердечных сокращений;

—  осваивать навыки по самостоятельномувыполнению гимнастических упражнений при различных видах разминки: общей,партерной, разминки у опоры — в целях обеспечения нагрузки на группы мышц вразличных положениях (в движении, лёжа, сидя, стоя);

—  принимать на себя ответственность зарезультаты эффективного развития собственных физических качеств.

Спортивно-оздоровительнаядеятельность:

—  осваивать и показывать универсальныеумения при выполнении организующих упражнений;

—  осваивать технику выполнения спортивныхупражнений;

—  осваивать универсальные умения повзаимодействию в парах и группах при разучивании специальных физическихупражнений;

—  проявлять физические качества гибкости,координации и быстроты при выполнении специальных физических упражнений иупражнений основной гимнастики;

—  выявлять характерные ошибки привыполнении гимнастических упражнений и техники плавания;

—  различать, выполнять и озвучиватьстроевые команды;

—  осваивать универсальные умения повзаимодействию в группах при разучивании и выполнении физических упражнений;

—  осваивать и демонстрировать техникуразличных стилей плавания (на выбор), выполнять плавание на скорость;

—  описывать и демонстрировать правиласоревновательной деятельности по виду спорта (на выбор);

—  соблюдать правила техники безопасностипри занятиях физической культурой и спортом;

—  демонстрировать технику удержаниягимнастических предметов (мяч, скакалка) при передаче, броске, ловле, вращении,перекатах;

—  демонстрировать технику выполненияравновесий, поворотов, прыжков толчком с одной ноги (попеременно), на месте и сразбега;

—  осваивать технику выполненияакробатических упражнений (кувырок, колесо, шпагат/полушпагат, мост изразличных положений по выбору, стойка на руках);

—  осваивать технику танцевальных шагов,выполняемых индивидуально, парами, в группах;

—  моделировать комплексы упражнений общейгимнастики по видам разминки (общая, партерная, у опоры);

—  осваивать универсальные умения всамостоятельной организации и проведении подвижных игр, игровых заданий,спортивных эстафет;

—  осваивать универсальные умения управлятьэмоциями в процессе учебной и игровой деятельности;

—  осваивать технические действия изспортивных игр.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет