Государства отличаются друг от друга не только особенностями исторического, национального и иного развития, но и формой государства, внутренней организацией, порядком образования и структурой органов государственной власти, организацией территории, методами управления и другими. Государства отличаются друг от друга не только особенностями исторического, национального и иного развития, но и формой государства, внутренней организацией, порядком образования и структурой органов государственной власти, организацией территории, методами управления и другими.
Составными частями формы государства являются: I) форма правления . 2) государственное устройство . 3) государственно-правовой режим.
Республики — наиболее распространенная форма правления в современном мире. Для любой республики (парламентарной или парламентской, президентской, смешанной) характерны выборность и сменяемость представительной власти, подконтрольность власти народу, коллегиальность правления.
|
|
В зависимости от соотношения властных полномочий президента, парламента, правительства республики классифицируют на парламентские (иногда в литературе используют другое название -парламентарные), президентские и смешанные {полупрезидентские или президентско-премьерские).
В парламентских, президентских, полупрезидентских (смешанных) республиках имеется глава государства. Однако в отличие от парламентской в президентской республике он еще и глава исполнительной власти, что существенно усиливает властные полномочия президента В парламентской республике наряду с парламентом наиболее значительными полномочиями обладает не президент, а правительство, которое обычно в таких республиках явно доминирует на политической сцене. Для смешанной республики характерно сочетание признаков парламентской и президентской республики.
В парламентарной республике президент, юридически и фактически являясь только главой государства, представляет государство внутри страны и во внешних отношениях, подписывает международные договоры, назначает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от дипломатических представителей зарубежных стран, принимает в гражданство, осуществляет помилование, предоставляет убежище, осуществляет награждение.
Президент в парламентской республике обычно избирается парламентом, однако несмотря на это часто обладает правом роспуска парламента по основаниям, предусмотренным Конституцией.
В президентской республике президент обладает полномочиями как главы государства, так и главы исполнительной власти. Он самостоятелен в формировании правительства, которое не может быть отправлено парламентом в отставку (ни в полном составе, ни отдельный министр). Он получает власть не от парламента, а от народа, избирается прямым голосованием (в США -коллегией выборщиков), что обеспечивает его независимость от коллегиального представительного органа. В такой республике президент обычно не обладает правом роспуска парламента, здесь обеспечивается классическое разделение властей. Если в парламентской республике возможно сочетание парламентского мандата и должности в правительстве, то в президентской проводится более строгое разделение властей. Вместе с тем, здесь явно доминирует президент. Нельзя считать, что в президентской республике президент и правительство вообще находятся вне парламентского контроля. Нет. Существует множество механизмов такого контроля, в том числе контроль за исполнением законов, парламентские слушания, утверждение бюджета и отчета о его исполнении и др.
|
|
В смешанных республиках, т.е. сочетающих в себе важнейшие элементы президентских и парламентских республик, власть президента, парламента и правительства по отношению друг к другу часто проявляется в зависимости от фактической расстановки политических сил в обществе, т.е. не всегда зависит только от юридических полномочий, закрепленных а Конституции. Когда есть в парламенте большинство, поддерживающее президента или правительство, тогда усиливается их статус и воздействие на политическую жизнь страны, если наблюдается противостояние между президентом и парламентом, то это ослабляет позиции главы государства, который вынужден искать больше вариантов для политического маневра
РБ по форме правления является смешанной республикой что свидетельствует в пользу вывода о смешанной форме правления в РБ, а не президентской республики? Ряд следующих особенностей, которые свидетельствуют о заимствовании элементов парламентской республики. Причем это заимствование часто ведет не к ослаблению власти Президента, а к ее усилению. И в этом смысле можно говорить о смешанной форме правления лишь с формальной стороны. Так как в результате трансформации от президентской республики (по Конституции в редакции от 15 марта 1994 года) к смешанной форме правления (по Конституции в редакции от 24 ноября 1996 года) произошло усиление властных полномочий Президента Хотя система сдержек и противовесов осталась, однако она дополнена новыми элементами, использование которых закреплено за Президентом, например, роспуск палат парламента в случае систематического или грубого нарушения Конституции.