Цена — это основная категория рынка. Все понятия, составляющие основу товарных рынков, аккумулируются в ценах на товар и составляют их сущность. Цена является характеристикой товара. В цене товара выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и свершения сделки. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др.
Цены играют весьма значительную, а зачастую и решающую роль в движении товаров и во влиянии этого движения на общее состояние экономики. Иными словами, цены выполняют ряд функций, свойственных только им.
Функции цены и основные ценообразующие факторы:
1. Учетная функция цены. Цена в ее окончательном виде устанавливается на рынке. Фактически она может заметно отличаться от той цены, которую хотел бы получить продавец, готовя свой товар на продажу. Продавец стремится к тому, чтобы цена товара позволяла покрывать его издержки (трудовые, финансовые, материальные и др.) и обеспечить достойную прибыль. В случае конкуренции фактическая цена товара служит мерилом правильности производственных затрат. По фактической рыночной цене товара можно судить о таких показателях, как рентабельность производства, производительность труда, фондоотдача, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции и т. д.
2. Стимулирующая функция цены. Сущность этой функции заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных видов товаров. Под действием цен также может изменяться структура личного потребления и в конечном счете уровень спроса. Это осуществляется за счет различных ставок налогов с продаж, налогов на добавленную стоимость и др., системы договорных цен, в том числе на сырье и т. д.
3. Распределительная функция цены. На основании объективно возникающей цены происходит перераспределение дохода между различными экономическими субъектами. Перераспределение денежных сумм может происходить за счет прямого регулирования цен, осуществляемого государством. Кроме того, оно может осуществляться и с помощью финансово-кредитной системы. В отличие от уровня цен, которые касаются всех, финансовые потоки могут быть адресованы определенным социальным группам. В качестве таких действующих избирательно финансовых потоков можно назвать заработную плату, пенсии, пособия и др. Они также косвенно воздействуют на уровень цен, вызывая перераспределение денежных доходов в пользу тех групп населения, которым они адресованы.
4. Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется взаимосвязь между производством (продажей) и потреблением (покупкой). На основании цены данного товара можно судить о разбалансировке между спросом и предложением.
5. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Под воздействием законов рынка (законов конкуренции и спроса) предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов туда, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на вложенный капитал. В современных условиях этому способствуют глубокие маркетинговые исследования, то есть изучение всех факторов рынка, в первую очередь действующих цен и их динамики.
6. Измерительная и соизмерительная функция цены. Цена отражает различные издержки изготовителя (трудовые, материальные, финансовые и др.), которые понес изготовитель для вывода данного товара на рынок. Но фактическая рыночная цена может отличаться от суммы издержек как в ту, так и в другую сторону, принося продавцу как прибыль (высокую или низкую), так и убыток.
Зная цену рабочей силы, а также сумму денег, которую покупатель должен уплатить, а продавец — получить за проданный товар, можно вычислить величину денежных платежей за продаваемые товары и предлагаемые услуги. В этом состоит измерительная функция цены.
Уровень цен в рыночной экономике определяется действием ценообразующих факторов. Вот важнейшие из них.
В любой экономической системе значительное влияние на формирование цен оказывают издержки производства. Они включают затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, оплату труда и его страхование, амортизацию оборудования и зданий, различные накладные расходы, связанные, например с управлением производством, затратами на научные исследования, проектированием и конструированием, охраной помещений и т.п. Все эти виды издержек обычно осуществляет предприятие. Издержки предприятия подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные.
По степени и способу регулирования цены разделяются на группы:
1. По характеру обслуживаемого оборота:
— оптовые (отпускные) цены — это цены, по которым предприятия и оптово-сбытовые организации продают продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
— закупочные цены (относятся к числу оптовых) – по которым реализуют продукцию сельскохозяйственные производители для последующей переработки.
— биржевые цены – также относятся к оптовым — это цены контрактов, заключаемых на товарных биржах.
— розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю в так называемой розничной торговой сети. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обсуживаются конечные потребители, домашние хозяйства и граждане.
Можно выделить также:
Цены на строительную продукцию —
· сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта .
· прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продукции объекта строительства (например: 1 кв. м. площади) .
· договорная цена — цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.
Тарифы на услуги транспорта — это плата за перемещение грузов и пассажиров.
Тарифы на услуги, оказываемые населению — тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и прочее.
2. В зависимости от государственного воздействи я, регулирования,степени конкуренции на рынке различают свободные и регулируемые цены.
· Свободные —цены, которые свободно формируются под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного воздействия. К ним относятся: цены спроса, цены предложения, цены производства.
· Регулируемые — испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов по формированию цен, министерств и ведомств, ограничивающих рост или снижение цен в разной степени.
К ним относятся: предельные (выше которых предприятия не могут устанавливать цены), фиксируемые (цены, устанавливаемые на определенном уровне), рекомендуемые, пороговые цены.
3. По способу установления, фиксации:
· Твердые ( постоянные)— цены, которые зафиксированы в контракте в момент его заключения и не подлежат изменению на протяжении всего срока действия контракта.
· Подвижные — цены, которые зафиксированы в контракте в момент его заключения и могут быть изменены к моменту фактического выполнения поставки при определенных условиях (например: при изменении рыночной цены).
· Скользящие — цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции. Эти цены, как правило, устанавливаются на продукцию длительного изготовления.
4. По способу получения информации:
· Публикуемые — цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные и прейскурантные цены (публикуются в статистических справочниках, журналах, прейскурантах и каталогах), цены аукционов и торгов, биржевые котировки.
· Расчетные — цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей, эти цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении.