Угрозы экономической безопасности— это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.
Внешние угрозы экономической безопасности обусловлены противоборством экономических и политических интересов, взаимодействующих на мировой арене торговых партнеров, а также обострением общемировых экологических проблем.
Внутренние угрозы экономической безопасности связаны с состоянием собственной экономики, динамикой политических процессов, уровнем социальной напряженности, а также наличием либо отсутствием природных ресурсов и т. д.
Необходимо отметить, что внешние угрозы могут ослаблять или усиливать действие внутренних вызовов и наоборот.
Кроме деления угроз на внешние и внутренние их также классифицируют на реальные – уже свершившиеся изменения, и потенциальные – могут произойти по какой-либо причине. К ним принято относить глобальные и общенациональные, прямые, первичные угрозы реального характера.
Таблица. Общая классификация угроз экономической безопасности
Угрозы экономической безопасности | |
Внутренние | Внешние |
1. Продолжающийся спад производства | 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия |
2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность | 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта |
3. Низкая конкурентоспособность продукции | 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам |
4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала | 4. Высокий уровень внешнего долга |
5. Свертывание научной сферы | 5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта |
6. Структурная деформированность экономики | 6. Скупка за бесценок российской собственности |
7. Рост безработицы | 7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов |
8. Усиление имущественного расслоения населения | |
9. Слабое использование разведанных недр | |
10. Криминализация экономики | |
11. Региональный сепаратизм | |
12. Слабость нормативно-правовой базы | |
13. Локальная концентрация бедных слоев населения | |
14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции | |
15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов | |
16. Просчеты политики реформирования |
Структурная деформация экономики. Суть унаследованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрезвычайно слабом развитии отраслей и сфер производства, работающих непосредственно на человека, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др.
Меры: направление прямых инвестиций в сельское хозяйство, поддержка легкой и пищевой промышленности с помощью льготного налогообложения, усиление специализации на предприятиях тяжелой промышленности и т.д.
Снижение инвестиционной и инновационной активности. Выхода из инвестиционного и инновационного кризиса, обеспечение экономической безопасности можно достичь с помощью активизации инвестиционной деятельности по обновлению основного капитала . создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансово-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и технологическим структурам . осуществления мер по стимулированию частных инвестиций . разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций . создания условий для трансформации накоплений и сбережений населения в инвестиции.
Снижение топливно-сырьевого потенциала. В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из России на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В целом на топливо и сырье, и продукты их переработки приходится ныне около 80% экспорта. Фактические данные говорят об исчерпаемости сырьевой базы в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных ископаемых хватит: нефти на 39 лет, газа — на 77 лет, угля — на 60 — 180 лет, железной руды — на 42 года, меди — на 40 лет, никеля — на 28 лет, свинца — на 15 лет, кобальта — на 42 г., титана — на 22 г., сурьмы — на 14 лет. Ставить же задачу немедленного и масштабного сокращения вывоза сырья и топлива, как это иногда предлагают, Россия не может. Речь идет лишь о рациональном экспорте сырьевой базы.
Зависимость от импорта продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20—25%. Превышение этой черты может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка. Если говорить о России, то в 90-е гг. импортная зависимость по продовольствию достигала 60%. Особенно высокий удельный вес импорта наблюдался в лекарственных препаратах (55—60%), телевизорах, обуви и др.
Утечка из страны валютных ресурсов. Одним из проявлений угрозы безопасности российской экономики является утечка российского капитала за границу, вывоз за пределы страны валютных ресурсов. К числу наиболее существенных побудительных мотивов, вызывающих «бегство» капитала, относятся высокий уровень инфляции . незащищенность собственности . недостаточная законодательная база для предпринимательства . чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции . финансовые ограничения . угроза девальвации . невыполнение правительством своих финансовых обязательств . стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли . долларизация экономики (по данным Центрального банка России, на руках у населения находится 30 млрд. долл.). Меры: борьба со всеми этими негативами.
Имущественное расслоение населения. В России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3—5% очень богатых людей — удачливых предпринимателей, обогатившихся, как правило, за счет удачного бизнеса с государственным имуществом, на аномалии российской экономики, значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает соотношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в отношении 1:6—8), то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12—14. По отдельным городам и регионам оно еще выше. Меры: прежде всего, необходимо ликвидировать базу воспроизводства бедности: преодолеть кризисное состояние экономики. Важно повысить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, увеличив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходимо также усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.
Проблемы внешнего долга. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, процентов по нему, неустойки и т. д.). Безопасным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений страны. Заметим, что в отдельные годы Россия вынуждена была направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга России, то на начало 2001 г. он составлял более 148 млрд. долл. На сегодняшний день внешних долгов у России практически нет.
Криминализация экономики. По имеющимся данным, в начале 21 века в сфере экономики было выявлено более 300 тыс. преступлений (10% от общего числа всех совершенных преступлений). Наибольшей криминализации подвержена кредитно-финансовая сфера. Наиболее широкое распространение получили такие противоправные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денежных знаков и др.
Меры: устранить в действующем законодательстве так называемые «правовые дыры».
Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляющими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской экономики и демократических преобразований в стране, существуют также и угрозы внешние, которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести:
— возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания России в научно-технической сфере .
— негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных, рынков на еще не окрепший финансовый рынок России .
— возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье и некоторые другие.
Преодоление этих внешних угроз связано с экономическим развитием страны, решением внутриэкономических проблем.
Таковы основные угрозы экономической безопасности России на современном историческом этапе ее развития