Теория человеческого капитала гласит, что экономический рост происходит в местах, где есть хорошо образованные люди. Отсюда напрашивается вопрос: почему креативные личности концентрируются в определенных местах? Что определяет выбор в пользу тех или иных городов в мире с высоким уровнем мобильности?
Все большее распространение находит теория креативного капитала. В сущности, теория состоит в том, что экономический рост регионов определяется выбором местожительства творческих людей — владельцев креативного капитала, которые предпочитают места, характеризующиеся разнообразием, терпимостью и открытостью новым идеям.
Теория креативного капитала является своего рода развитием теории человеческого капитала и отличается от нее в двух аспектах:
1. уточняет конкретный тип человеческого капитала (творческих людей) в качестве основы экономического роста .
2. определяет факторы, влияющие на принятие решений о месте работы и жительства для подобных людей, поскольку недостаточно заявить, что некоторым регионам просто везет с креативностью.
Ч. Лэндри предлагает теорию креативных городов. Суть теории заключается в том, что каждое поселение – в какой бы стране и на каком бы континенте оно не находилось – может вести свои дела с большей долей воображения, более творческим и новаторским образом.
Главным жизненно важным ресурсом города являются люди. Человеческий ум, желания, мотивы, воображение и творческие способности все чаще рассматриваются как стратегический резерв развития городов.
Чтобы деревня, небольшой город или мегаполис ступили на этот путь, должны быть созданы условия, позволяющие им думать, планировать и действовать творчески. Поэтому центральное место в теории креативных городов занимают проблемы принятой в том или ином месте организационной культуры.
В индустриальную эпоху экономической базой городов были крупные промышленные предприятия. В постиндустриальной экономике крупное промышленное производство уходит из большинства городов. На его место приходят новые производства и иные виды деятельности, позволяющие существенно сократить затраты (финансовые, людские, энергетические), повысить доход на единицу затраченных ресурсов и вписаться в строгое экологическое законодательство. Среди них значительное место занимают фирмы, связанные с туристическим бизнесом, медийно-развлекательной деятельностью, финансовым и техническим консалтингом, дизайном, предоставлением услуг и товаров, связанных с культурой, а также фирмы и индивиды, создающие произведения искусства. Именно этот процесс и был подхвачен и, в какой-то степени, сформирован стратегией «творческих индустрий».
Культурные ресурсы – это материал, используемый для создания базовых ценностей города, сырье, которое приходит на смену природным ресурсам. Креативность метод эксплуатации и возобновления этих ресурсов.
Задача городских властей – выявлять эти ресурсы, управлять ими и эксплуатировать их со всей ответственностью.
При таком подходе культура определяет технологию городского планирования, а не выступает как несущественное и малорентабельное дополнение к таким вопросам как жилищное строительство, транспорт и землепользование. Именно восприятие перспектив города сквозь призму культуры задает систему координат для планирования городской жизни, экономического и социального развития.
Когда перед нами раскрылся мир культурных ресурсов, стало ясно, что каждый город может иметь свою уникальную нишу. Принцип «сделать что-то из ничего» стал руководством для тех, кто развивает уродливые, холодные, знойные города.
Со временем стало понятно, что культурные ресурсы воплощаются в умениях и талантах людей. Они не сводятся лишь к осязаемым предметам, но проявляются и в деятельности, символах, ассортименте местной продукции, в сфере услуг.
Оценивая социальный и образовательный эффект культуры, можно сказать, что она способствует накоплению человеческого капитала и усиливает готовность общества реагировать на перемены.
Креативность как таковая свободна от ценностей. Ее можно использовать на благо или во вред, или со смешанным результатом. Цель применения креативности и определяет ее ценность. Креативность сама по себе не всегда служит гарантией успеха. Чтобы креативная идея прошла проверку реальностью, творческие качества должны сочетаться с иными. Необходима четкая комбинация таких видов деятельности как тестирование, мониторинг, менеджмент и навыки внедрения.
Примеры прекрасных, но неудачно реализованных идей и намерений демонстрируют опасность сведения творческого подхода лишь к стадии разработки идеи. Креативность должна сопровождать развитие инициативы с момента ее интуитивного зарождения, через внедрение, консолидацию ресурсов, распространение продукта — и вплоть до оценки результатов.
Креатив как эффективная технология решения нестандартных задач обеспечивает возможность комплексного развития территории. В условиях современного мира, наряду с развитием материально-технической, научной, социально-политической, производственной баз, для развития территории необходимо развитие креативной среды.
Лэндри задается вопросом, как города могут управлять креативным процессом. Хотя креативные способности часто пробуждаются благодаря неожиданным или непредсказуемым факторам, это не значит, что данная область окутана тайной, видимой только самым талантливым и проницательным из людей. Креатив, утверждает Лэндри, это процесс, и в большинстве случаев – процесс коллективный. Он исследует ряд техник, с помощью которых группы и организации могут понять и повысить свой креативный потенциал.
Круговорот городского творчества – это теоретическая концепция и динамичный инструмент, направленный на создание обновляемой городской энергии, которая может управлять городом. Эта концепция построена на убеждении, что можно направлять и использовать креативный потенциал для развития города, и, следовательно, точно так же, креативный потенциал может быть растрачен, если им не распорядиться стратегически и разумно. Концепция допускает, что креативный потенциал может проявляться во множестве разных форм, разными средствами и на разных уровнях процесса развития, и что он может выражать себя различными способами через множество действующих лиц. Раньше думали, что креативный потенциал – это просто «сила природы», находящаяся выше человеческого понимания, за исключением нескольких гениев из мира искусства и науки. Однако, креативный потенциал может и должен быть управляем.
Существуют пять стадий Круговорота:
1. Повышение способности города генерировать новые идеи. Как появляются новые идеи, прозрения, новаторские бизнес-модели, художественные произведения, изобретения и новые услуги? Достаточно ли в городе людей, обдумывающих новые идеи, и занимается ли кто-нибудь их выявлением? Существуют ли способы стимулировать больше людей выдавать идеи больше и чаще?
2. Воплощение идей в действительность. Креативные идеи хороши, но ими нельзя оплатить счета. Как убедиться, что у людей появилась возможность проверить свои идеи и реализовать их на практике в форме нового дела, продуктов или услуг? Какая поддержка и поощрение в виде денег, советов или оборудования им может потребоваться? И что произойдёт, если они потерпят неудачу и должны будут попробовать ещё раз?
3. Создание сетей и распространение идей. В городе может быть множество людей, воплощающих идеи в реальность, но превращает ли это его в креативное сообщество? Но когда люди начинают сотрудничать и делиться своим креативным потенциалом, своими ресурсами и секретами, могут быть созданы ещё большие ценности, и целое станет больше, чем сумма его частей. Какой механизм может помочь людям и организациям вести себя таким образом?
4. Обеспечение «платформ потребления». Безусловно, креативным людям и организациям требуется место, где они могли бы создавать продукты, услуги или произведения искусства, выражающие их творческие способности. Им нужна физическая и виртуальная инфраструктура, включающая бизнес-центры, производственные мощности, студии, галереи или веб-сайты, с соответствующими техническими условиями и по сходной цене.
5. Создание аудиторий и рынков. В конечном счёте, продукты, опыт или услуги не имеют никакой ценности, пока кто-то где-то не захочет воспользоваться ими или купить их. Есть ли у города возможность представить свои идеи и продукты в доступной и привлекательной для других форме? Есть ли у него возможность доставить их до аудитории или рынка в соответствии с принятыми стандартами?
Как правило, город может быть очень силен в одном или нескольких из этих пунктов, но слаб в других, или даже полностью игнорирует их. Часто, к примеру, города очень многое вкладывают в «платформы потребления»: в бизнес-центры, студии, культурные сооружения. Они очень заметны, часто престижны и создают впечатление, что что-то происходит. Городские политики, конечно же, в этом заинтересованы. Но если город не поощряет создание среды, в которой люди чувствуют себя комфортно, обдумывая новые идеи и делясь ими с окружающими, «платформы потребления» будут пустовать или использоваться для устаревших и вышедших из моды видов деятельности. Точно так же, город может быть полон прекрасных кафе и баров и хорошо оснащённых исследовательских площадок, где люди могут получать массу новых идей, но если город не может превратить их в продукты, которые можно продать на рынке, он никогда не сможет вознаградить своих творческих людей – и они предпочтут переехать в другое место.
Ч. Лэндри выделяет семь групп факторов, которые необходимо учитывать для раскрытия творческого потенциала города и внедрения креативности в саму его структуру:
1. Личностные качества людей проживающих на территории города. Творческие организации и города невозможны без творческих личностей – людей находчивых, открытых и гибко мыслящих, готовых к интеллектуальным рискам и трезвому осмыслению проблем.
2. Воля и лидерские способности людей работающих над изменением городов. Креативный город нуждается в людях, имеющих не только волю к творчеству, но и волю к достижению успеха путем перемен.
3. Человеческое разнообразие и доступ к различным талантам.
4. Организационная культура, способствующая открытости новым идеям и готовности обсуждать их в обществе.
5. Местная самобытность, поскольку сильная идентичность – важное условие формирования гражданской гордости, чувство принадлежности к местному сообществу и проявления заботы о городской среде.
6. Динамика сетевых взаимоотношений различных сообществ в рамках городской среды.
7. Городские пространства и объекты. Это одновременно и физическое пространство, и арена, где происходит обмен и взаимодействие – от физического общения до киберпространства.
Согласно Р.Флориды ключ к пониманию новой экономической географии и того, как она влияет на экономические показатели, лежит в факторах, которые он называет 3’Т’ экономического развития: технология, талант и толерантность. Каждый из этих элементов в отдельности является необходимым, но недостаточным условием: только наличие всех трех может привлечь творческих людей, генерировать новаторство и стимулировать экономический рост.
Эти 3 Т могут быть выражены количественно. Ричард Флорида подсчитывает их социологическими методами.
Некоторые авторы расширяют модель 3 Т до 6 Т, добавляя в нее еще 3 Т — транспорт, телекоммуникации, туризм, считая эти условия достаточными для построения креативного города.
Городские центры — это место, где формируется городская общность, где обитает дух места и складывается самосознание горожан. В этом смысле городской центр противостоит опасности пространственной изоляции социальных классов, так как здесь люди разных возрастов, сословий, этнических групп и образов жизни могут сталкиваться и смешиваться неформальным и непредвиденным образом.
В качестве такой нейтральной территории городские центры способствуют формированию творческих идей, поскольку здесь люди могут комфортно отдохнуть, испытывая при этом стимулирующее воздействие среды, социально более неоднородной, чем та, с которой они сталкиваются обычно. Сложившиеся городские центры играют роль витрин творческих идей и видов деятельности, появившихся во всех частях города, и мест скопления большинства городских объектов — музеев, кафе, площадей, кино, баров, ресторанов, театров, библиотек. Городские центры — средоточие общественной жизни.
Количество, качество, разнообразие и доступность различных объектов и услуг жизненно необходимы для стимулирования творческих процессов в городе. Красота города, здоровье жителей, транспорт, торговля, чистота и наличие парков — все это очень важные факторы благополучия, но три из них играют особую роль: исследовательские возможности, информационные ресурсы и объекты культуры.
Объекты культуры и происходящие в них события — существенный фактор, стимулирующий вдохновение, уверенность в себе, полемику и обмен идеями, а также формирование образа города. Интенсивная культурная жизнь способствует привлечению квалифицированных и талантливых специалистов, создает возможности для местных жителей.
Для поддержания информационных ресурсов необходима сложная информационная и коммуникационная система, включающая в себя библиотеки, консультативные центры и средства связи. Чем выше плотность информации и интенсивность информационного обмена, тем проще творческим людям и организациям быть в курсе событий и последних достижений — как в городе, так и за его пределами.
Интеллектуальная поддержка, необходимая для развивающегося творческого города, представляет собой сложную многоуровневую научно-образовательную систему, которая простирается от начальной школы до технических и гуманитарных университетов и включает в себя исследовательские мощности высшей школы, правительственных учреждений и частных организаций. При этом основополагающее значение имеет возможность перехода от теоретического знания к его практическому применению. Важны также научные парки, особенно если они связаны с университетами и бизнес-инкубаторами. Все это — ключевые факторы для удержания и привлечения квалифицированных специалистов, создающие возможности для их дальнейшего профессионального и личностного развития.
Для того чтобы понять роль университета в городе, необходимо оценить его влияние на те факторы, которые стоят в основе модели креативного города.
Рассмотрев место университета в городской среде с позиции модели 3 Т можно отметить, что университет для того, чтобы эффективно способствовать региональному росту, должен играть три взаимосвязанные роли, отражающие 3 Т креативных центров:
– Технология. Университеты выступают центрами передовых исследований в целом ряде областей и являются важными источниками новых технологий и их коммерческих внедрений .
– Талант. Университеты обладают свойством притягивать талантливых людей. Привлекая ведущих исследователей, университеты привлекают аспирантов, генерируют создание научно-практических предприятий и коммерческих компаний, создавая самовоспроизводящийся цикл роста .
– Толерантность. Университеты способствуют созданию прогрессивного, открытого и терпимого человеческого климата, помогающего привлекать представителей креативного класса.
Совокупность этих факторов приводит к тому, что университеты улучшают качество жизни и расширяют горизонты того места, в котором они расположены.
Однако университет не в силах справиться в одиночку. Окружающее сообщество должно усваивать и использовать инновации, генерируемые университетом, а также способствовать обеспечению качества жизни, желательного для представителей креативного класса.
Университет представляет собой лишь одну часть социальной структуры креативности. Сообщества должны обеспечить остальные компоненты, включая экономическую инфраструктуру и качество места, которые позволят удержать талантливых людей, привлеченных университетом.
Ключ к успеху лежит в обеспечении человеческого климата мирового уровня, т. е. общей стратегии, направленной на привлечение и удержание человеческих ресурсов, в особенности – креативных людей. Для этого требуются открытость разнообразию и активные усилия по его культивации, а также инвестиции в инфраструктуру, пользующуюся реальным спросом, а не финансовые стимулы для привлечения компаний, строительства стадионов или создания торговых комплексов.
Универсальной модели для создания человеческого климата не существует. Эффективный человеческий климат делает акцент на открытости и разнообразии и помогает поддерживать низкие входные барьеры. По-настоящему креативные сообщества обладают привлекательностью для множества самых разных групп.
Зашоренное мышление, в котором все разложено по полочкам и сведено к простым бинарным оппозициям, не способно генерировать решения будущих городских проблем. Чем больше аспектов проблемы мы рассмотрим, тем более изобретательным будет наш подход к ее решению. Разностороннее рассмотрение проблем на разных уровнях, с различной глубиной, с позиций различных дисциплин и сфер знания позволяет увидеть даже мельчайшие ошибки, допущенные в прошлом.
Это вовсе не обесценивает существующее специальное знание, напротив, технические навыки инженера и планировщика будут по-прежнему необходимы, но для решения большинства городских проблем потребуется их интеграция с другими сферами знания, особенно с науками о человеке и обществе. Ведь знания, накопленные в области истории, антропологии, культурологии, психологии, мало учитываются в городском управлении. Вопросы транспортной системы и функционального зонирования города не всегда связаны только с автомобилями и землепользованием. Если бы планировщики транспортной системы лучше разбирались в психологии, культуре или ментальной географии, они бы гораздо осторожнее строили автострады, разрезающие надвое жилые районы. Однако при нынешнем положении получается, что решение спровоцированных этим социальных и криминальных проблем — задача совершенно других ведомств.
Мы движемся вперед, отягощенные грузом истории, в которой превалировало бинарное мышление, и зачастую скептически относимся к интегральным и междисциплинарным подходам. Бинарное мышление склонно к достижению компромиссов, а не стремится к взаимной выгоде сторон. Мы игнорируем связи между дисциплинами, динамику взаимодействия частей в рамках целого, принципы экологической саморегуляции, действующие в сложных системах. Между тем, новое мышление базируется на цикличности и стабильности процессов, когда вложения обязательно дают какие-то результаты на выходе, которые в свою очередь дают начало новому циклу.
В рамках этой схемы все возвращается вновь и вновь в какой-нибудь новой форме. Это сильнейшим образом контрастирует с примитивными представлениями о прогрессе, сформированными в рамках линейной логики, которые препятствуют пониманию складывающихся моделей и противоречий в динамике городов. К примеру, строительство новых дорог часто приводит просто к росту числа машин и загрязнению воздуха, а снижая мобильность, мы иногда можем повысить уровень доступности.
Рассматривая воздействие глобализации на различные культуры, можно отметить ряд трудностей, с которыми сталкиваются унифицированные каноны знания, принятые во многих областях. При этом интеллектуальные границы размываются, возникают принципиально новые комбинации знаний. Ключевое значение имеет взаимная оценка значимости различных дисциплин. При междисциплинарном планировании различные сферы учитываются одновременно. Каждая из них сохраняет в этом процессе свою целостность, но все они взаимно обогащают друг друга. Однако это лишь первый шаг. При интердисциплинарном планировании различные формы и виды исходного знания переплетаются, образуя гораздо более связное целое, и новые концепции и идеи рождаются как раз в местах их пересечения. В таком процессе каждая дисциплина в корне меняется и обогащается за счет формирования по-настоящему инновационных подходов.
Интерактивный компонент занятия: студентам предлагается рассмотреть одну городскую проблему (актуальную на момент проведения занятия) и рассмотреть как можно большее количество аспектов этой проблемы.
Повсюду городские менеджеры стремятся найти хорошие решения для проблем своих городов, но им постоянно что-то мешает. Эти не всегда очевидные препятствия нужно устранить до того, как приступить к формированию креативной городской среды. Большая их часть создается бюрократическим мышлением, от которого не защищены также частный и некоммерческий секторы, или возникают из-за жестких разграничений между профессиями. Лишь часть этих факторов подвластны влиянию индивида.
Во многих городах принимаются бездумные решения, которые просто повторяют старые шаблоны. Сплошь и рядом к насущным вопросам подходят с чрезвычайно узких позиций, которые не позволяют увидеть реальность. Часто решения основываются исключительно на стандартных финансовых подсчетах, в которых нет места интуиции и поиску скрытых потенциалов. Похоже, что некреативные действия городских администраций стали сегодня правилом, хотя известны и вдохновляющие исключения. В общем, положение в городском планировании выглядит удручающе. Судя по всему, люди просто боятся обсуждать вопросы качества управления городами в XXI веке.
Можно выделить 6 признаков «некреативных» городов.
1. Злоупотребления в узких интересах. Недостаток креативности в людях, отвечающих за городское планирование, объясняет лишь небольшую часть проблем развития городов. Во многих странах значительно большую опасность представляют беспорядочные злоупотребления в городской среде, возникающие вследствие отсутствия регулирующих механизмов или невозможности заставить их работать.
2. Бездумное копирование и нежелание прилагать усилия. Публичные пространства в ходе городского планирования чаще всего возникают по остаточному принципу. Редко встречается продуманная сеть публичных пространств, формирующая альтернативные пешеходные маршруты, как в Барселоне или Риме.
3.Злоупотребление формулами. Городской маркетинг призван подчеркивать идентичность и своеобразие, однако зачастую рождает однообразные, плоские формулы. К примеру, города всегда находят возможность объявить себя важнейшими центрами. Так, Бирмингем настаивает на том, что он столь же важен, как Франкфурт — один из крупнейших транспортных узлов Европы и штаб-квартира Европейского Центрального банка. Какой смысл утверждать о своей значительности, если таковая отсутствует?
4. Значение гения места. Набор канонических изображений отражает набор избитых тем: зелень, современные офисные здания, высокотехнологичная промзона вдали от центра, поле для гольфа, толпы на фоне симпатичного кафе. Можете смело поменять название города на этих открытках — существенной разницы все равно не почувствуете, они не отмечены печатью гения места. Обнаружить и выявить местное своеобразие — дело совсем не простое.
5. Слабое использование городских активов. Входные точки городов (аэропорты, железнодорожные и автовокзалы) почему-то больше не приветствуют приезжих или возвращающихся домой местных жителей. Реки — тоже редко вносят позитивный вклад в жизнь городов. Почему так редко применяют лесопосадки для украшения дорог и одновременно в качестве естественного барьера? По какой-то причине эти эффективные решения не становятся предметом заботы и участия городских сообществ.
6. Забывчивость. Люди упорно продолжают стирать из памяти прошлое, и это становится новой, совершенно бессмысленной формой вандализма. Память места очевидным образом недооценивается, хотя она очень важна для формирования чувства оседлости, может быть прекрасным креативным ресурсом, дает почву новым идеям, помогает установить необходимые взаимосвязи. Куала-Лумпур и Сингапур в последний момент, когда уже было, вероятно, слишком поздно, пожалели, что стерли с лица земли все свои старые районы. И им уже не помогло воссоздание их как моделей в городских парках развлечений. В Берлине сохранились крошечные отрезки знаменитой стены, разрушенной местным населением, систематически уничтожавшим свидетельства и память о жизни в ГДР.
Шкала развития креативного города размеченная от одного до десяти, позволяет достаточно просто оценить сравнительный уровень креативности города. Первая позиция на шкале означает низкий уровень развития, а десятая — высокую степень креативности. Шкала позволяет сделать как бы моментальный снимок необъятного поля сложной системы данных и задает направление дальнейших действий. Каждая позиция на шкале связана с эквивалентными образцами для сравнения соответствующего размера и местоположения.
Шкалу можно применить ко всем пяти стадиям круговорота городского творчества. Например, город может иметь пять баллов за свою способность генерировать идеи и, таким образом, быть хорошо развитым, и в то же время получить единицу за распространение идей и продуктов и быть в числе отстающих.
Эта техника полезна для городов, так как позволяет классифицировать сложную картину городской жизни и в то же время не упрощает ее. Заключенный в ней элемент сравнения позволяет выбрать подходящий материал для оценки и стимулирует дебаты в группах местных и внешних экспертов, отвечающих на вопрос, какое место объективно занимает город по шкале креативности. Эти дебаты превращаются в процесс генерирования идей, так как в ходе оценки всех пяти стадий цикла раскрываются сильные и слабые стороны, обнажаются диспропорции развития. Кроме того, это способствует формированию стратегии, потому что, если определить актуальное положение города, можно понять, куда он должен идти.
Общие показатели экономических и социальных условий, или условий окружающей среды, употребляемые в государственной статистике, недостаточно хорошо описывают городскую динамику и не проецируются с легкостью на городской уровень. Они мало говорят о креативных способностях города или его способности к учению.
Показатели (или индикаторы) упрощают и связывают между собой комплексную информацию. Их главная роль — управлять процессом оценки, помогая создателям политического курса действовать, а затем оценивать, измерять и контролировать последствия принятых решений.
Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.
Процесс создания индикаторов, предназначенных для оценки креативного города, прост, гибок и логичен. Он включает уточнение целей, разработку индикаторов, выбор методов фиксации прогресса и осознание, что задача индикаторов — качественно и актуально измерять рассматриваемый город.
В процессе создания индикаторов на городском уровне всегда нужно иметь в виду два принципа. Во-первых, необходимо, чтобы городские партнеры согласились с определением общих целей и задач. Во-вторых, необходимо привлекать тех, на кого повлияет как само определение индикаторов, так и производимое с их помощью измерение эффективности.
Франсуа Матарассо предложил пятиступенчатую схему процесса создания индикаторов:
1. Планирование. Первая стадия предполагает установление партнерских отношений между основными субъектами, то есть теми группами, на которые может повлиять реализация концепции творческого города и которые, в свою очередь, могут повлиять на нее. В первую очередь, к ним относятся: стратегический для города бизнес, образовательный сектор и социальные агентства. Эти партнеры станут не только участниками процесса оценки эффективности, но и ядром самого креативного города.
2. Индикаторы. Партнеры разрабатывают ряд индикаторов, определяя те области которые надо оценивать в соответствии с их пониманием задач, которые предстоит решить с помощью креативных процессов.
3. Исполнение. Индикаторы будут привязаны к определенным моментам или периодам времени, а иногда к тому и другому. Таким образом, некоторые из них будут учитывать активность на конкретную дату другие — с шагом длиной в год или с более коротким шагом.
4. Оценка. Собранную информацию необходимо оценивать ежегодно. Желательно, чтобы это делал человек или организация, у которых есть необходимые навыки и опыт. Результат оценки может принять форму отчета, предоставляемого всем партнерам.
5. Отчет. Отчет рассматривается с различных сторон группой партнеров которые сравнивают данные с информацией из других городов также вносят изменения в саму процедуру оценки. Таким образом, отчет является первой ступенью следующего цикла процесса.
Креативный город, который желает учиться и расти, должен понимать, что никакой процесс оценки эффективности не являет исчерпывающим, как не является он и истиной в последней инстанции. В лучшем случае он дает некоторые показатели, позволяющие углубить понимание отдельных сторон происходящего. Поэтому каждый город должен разработать оптимальную для себя систему оценки, которая будет складываться из общепринятых проверенных индикаторов и новых показателей, расширяющих, границы знаний и ожиданий.
У муниципального менеджера совершенно неблагодарная роль: его постоянно тянут и толкают в разные стороны, проблемы, с которыми он сталкивается, переплетены и взаимосвязаны, ему все время приходится совершать стратегический выбор, увязывать частные интересы каждого из жителей с политическими, социальными и бюджетными приоритетами. Вот проблемы, которые должен решать муниципальный менеджер:
Каждый хочет иметь машину, но не задумывается о том, какие осложнения создает в городе автомобиль: загрязнение воздуха, шум, пробки, проблемы с парковкой.
Нужды развития могут потребовать строительства небоскребов, однако они будут затенять центр города и портить его исторический облик.
Недостаток ресурсов и легкомыслие могут привести к деградации естественного ландшафта, который будет погребен под толщей асфальта.
Промышленные и бытовые стоки и выбросы загрязняют питьевую воду и воздух — список экологических проблем почти бесконечен.
Наконец, необходимо каким-то образом привлекать к решению проблем тех, кого они непосредственно касаются. Решение проблем внешними средствами ведет к формированию нестабильных решений, поскольку не принимает во внимание необходимость обучения самих членов сообщества. Только работа изнутри сообщества, включающая обучение и механизмы взаимопомощи, может принести устойчивые результаты.
В центре этого водоворота проблем стоит городской менеджер. Когда-то он был простым землеустроителем, а теперь зона его ответственности включает множество совершенно иных связанных друг с другом вопросов. В некоторых городах есть механизмы интегрального управления, структуры коллегиального принятия решений, смешанные команды, но большинство решают проблемы по отдельности: занятость, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, преступность, социальное обеспечение, здравоохранение, культура — на все есть свой департамент со строго определенной зоной ответственности. В то же время, все эти вопросы переплетаются друг с другом, в частности потому, что если люди во что-то верят (например, в отношении преступности), то это влияет на их поведение больше, чем сама реальность.
Наиболее сложные задачи возникают в жилищном хозяйстве и землепользовании. В каком состоянии находится жилищный фонд? Хватает ли его? Достаточно ли ресурсов для его поддержания? По этому поводу идут нескончаемые споры, касающиеся как перестройки частных домов, так и строительства или изменения планировки больших жилых районов. Долгое время промышленность признавалась фактором загрязнения среды и в самом деле активно загрязняла воздух, воду и почву. Это привело к жесткому разделению в городе зон работы, жизни и отдыха. Однако теперь ситуация меняется: переход от индустриальной экономики к экономике услуг выдвигает новые требования к городской среде. Поддерживать баланс между обеспечением нужд традиционной промышленности и стремлением к созданию среды нового типа бывает совсем не просто.
Это также означает, что нужно постоянно иметь дело с разнообразными и часто диаметрально противоположными требованиями — будь то со стороны крупного бизнеса или протестующих групп горожан.
Главная задача городского менеджера — соблюсти баланс различных интересов и выжать максимум из имеющегося бюджета, понимая, что некоторые вещи город не в силах контролировать. Но, в конечном счете, какими бы сложными ни были проблемы, всегда найдутся творческие решения, которые подскажут выход из тупика.
Библиографический список
1. Арутюнян А. Времена и нравы. Неутолимый информационный голод/ А. Арутюнян// Novyi mir 2005-10-31 NOM –No. 010- Pages: 124-138.
2. Балановская Л.А. Креалогия: теория творческой деятельности/ Л.А. Балановская.- Балашов,2005.
3. Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия /Г.В.Бережнов// МЕЛАП, М., 2005.
4. Гришаев В.В. Об истоках и динамике формирования научной элиты Красноярска/В.В. Гришаев// Край большого будущего, история, действительность, перспективы: материалы научно-практической конференции 70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития / Сиб. гос. технол. ун-т, Краснояр. гос. ун-т, Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края . [под ред. В. В. Куимова]. — Красноярск: [б. и.], 2004. — 163 с
5. Двоскин А. Время креакратии, или креативные технологии как ближние рубежи переходных рынков / А. Двоскин // Теория креакратии – Электрон. Текстовые — Интернет: www.kreakratia.ru, 2003.
6. Домненко, Б. Информационная экономика: американский и российский подходы/ Б. Домненко// США-Канада. Экономика, политика, культура, № 8, август 2006, С. 107-118.
7. Кук П. Креатив приносит деньги / Питер Кук . перевод с англ. – Минск, 2007 – 384с.
8. Лэндри Ч. Креативный город./ Ч. Лэндри. – М, 2006.
9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/Р. Флорида. – М., 2007.