МАОУ СОШ 13 г. Улан-Удэ
Работа по выявлению иразвитию способностей воспитанников
Составила: Соловьёва Г.А.
Улан-Удэ
2022
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Одной иззадач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования является создание благоприятных условий развития детей всоответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъектаотношений. На сегодня цель дошкольного образования — становление и развитиеличности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
Такимобразом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом становленияи развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
В нашемдетском саду спланирована работа с детьми, определены основные направления иэтапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работыявляется повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Системаработы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесносвязаны и интегрируются между собой:
1.создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлениюи развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
2.совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе своспитанниками;
3.выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;
4.организация работы с детьми и их родителями.
Развивающаяпредметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную,исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможностьсамовыражения. Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей средехарактер «опережающего развития», т.е. подбираю материал, предназначенный длядетей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративныйматериал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, чтооткрывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательнуюактивность.
В моейразновозрастной группе имеется ряд развивающих центров.
Центрмузыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общенияребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность — создают уют торжественнойобстановки. Группа оснащена музыкальным центром, пособиями и атрибутами,музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Здесьдети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создаватьхудожественные образы, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Центрфизической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой вбольшей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методовиндивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят вкаждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
Центрразвития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачиречевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенностиродного языка, формировать культуру речевого общения и развиватькоммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников ксценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики,выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детскойиндивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия,костюмы для инсценировки, дидактические игры.
Центрматематического развития и занимательных игр оснащен специализированнымоборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками,наглядными моделями, символами и пр. Овладение дошкольником математическимипонятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временныхотношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, азначит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое началодетской индивидуальности.
Центрхудожественно-эстетического развития – это особая среда, способствующаяразвитию эмоционально – чувственного мира ребенка.
Особоевнимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики вдетском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и всвязи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьмипознавательно-исследовательскую деятельность. В моей группе создана детскаяисследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводитьпростые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется всеновыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: природныематериалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы,шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочкиткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты,весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Работа в данномнаправлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогают воборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.
1.Психологическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширениевозможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений сребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление иразвитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2.Организация информационной среды для родителей. С целью повышениепедагогической культуры родителей мною предлагаются консультации «Значениеоригами для умственных и творческих способностей детей», «Семейный театр »,«Как создать уголок творчества дома». В ДОУ организуются конкурсы: «смотр –конкурс чтецов проводимого в рамках празднования 75-летия Победы в ВОВ», смотр– конкурс «Песни — Победы»; выставки детских рисунков и работ победителейконкурсов.
3.Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей(совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектови т.д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родителипомогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различногоуровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей.Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. На мойвзгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с детьмиявляется разработка механизма преемственности с социальными институтами с цельюдемонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшегоразвития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития.Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения детей, а такжекаждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность итворчество.