X-PDF

Консультация для воспитателей Логико-математические игры

Поделиться статьей

МАОУСОШ № 13

670045, Руспублика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Радищева 5 Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация длявоспитателей на тему:

«Логико-математическиеигры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

 

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель

Соловьёва Г.А.

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2020

Консультация для воспитателей на тему:

«Логико-математическиеигры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо безиспользования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложногозанимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей изадач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственнуюдеятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекатьдетей, развивать ум, расширять, углублять математические представления,закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видахдеятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формированияпредставлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условиемявляется применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок,логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет крезультату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у негоскладывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулируетмыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужнуюфигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Из всего многообразия математического материала в дошкольномвозрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначениеигр — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, называниимножеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. Вдидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детейсо способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствованияматематических (количественных, пространственных, временных) представленийдетей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержаниезанятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм вструктуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением,содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формированияпредставлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно бытьпроведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятияс целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе назанятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств(наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра«найди и назови».

В формировании у детей математических представлений широкоиспользуются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактическиеигровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражненийнеобычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесенияее от имени, какого либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки,Незнайки). Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процессрешения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен безактивной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логико-математическихигр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игри упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умениемвести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой инаправлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате крешению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развиваетумственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческоеотношение к учебной задаче, инициативу.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игрыматематического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно –печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическоедомино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильнойорганизации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию удетей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами,и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом,математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно длявыявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников.Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играютв них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такие условия дляматематической деятельности ребенка, при которых он проявлял бысамостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихсяу него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самогоребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Уголок занимательной математики – это специально отведенное,математически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образомхудожественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычныепредметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей кнаходящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможностьвыбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и игратьиндивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить изпринципа доступности игр детям в данный момент и помещать в уголок такие игры иигровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. Измногообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломкис палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, таккак в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование однихфигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрастеиспользуются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетныхпалочек, чтобы составлять из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этогопотребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которыеподлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какоепреобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры насоставление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблейиз специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираютсяне произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образомфигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым.Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и онивключаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположенияфигур с целью создания силуэта.

Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболеедоступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи –шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временнойточки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшиематематические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик(ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).

Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоитв приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умениявыделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешниминесущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессеразговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в томслучае, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей используют различные видылогических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры,продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типаматричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащихв основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя ипочему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний».Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственнойдеятельности ребят, в оживлении процесса обучения.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребятбольшой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться впреобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданномуобразцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качестваличности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивныеумения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планироватьсвои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляяпри этом творчество.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет