РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО!
Правила работы с памяткой:
1. Определи, на какую орфограмму у тебя допущена ошибка.
2. Найди свою орфограмму в Памятке.
3. Вспомни правило и сделай работу над своей ошибкой пообразцу.
Список орфограмм
1.Заглавная (большая) буква в начале предложения.
2.Точка, вопросительный или восклицательный знаки в конце предложения.
3.Слог.
4.Перенос слова.
5.Мягкий знак на конце слова (ь – показатель мягкости).
6.Мягкий знак в середине слова (ь – показатель мягкости).
7.Гласные после шипящих (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ).
8.Сочетания с чк-чн-чт-нч.
9.Безударный гласный в слове, проверяемый ударением.
10.Безударный гласный в слове, не проверяемый ударением
(словарноеслово).
11.Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
12.Заглавная (большая) буква в именах, отчествах и фамилиях.
13.Заглавная (большая) буква в кличках животных.
14.Заглавная (большая) буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек ит.п..
15.Разделительный мягкий знак (ь).
16.Удвоенные согласные в слове.
17.Разбор предложения по членам.
18.Состав слова.
19.Правописание непроизносимых согласных.
20.Гласные и согласные в приставках.
21.Правописание приставки со словом.
22.Правописание суффиксов.
23.Правописание предлога со словом.
24.Разделительный твёрдый знак (ъ).
25.Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих.
26.НЕ с глаголами.
27.Разбор предложения по частям речи.
28.Ошибки на замену / пропуски / перестановку букв/слогов.
29.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
30.Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
31.Предлог перед местоимением.
32.Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящеговремени.
33.Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
34.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
35.Правописание наречий.
36.Однородные члены предложения.
37.Звукобуквенный, синтаксический разбор.
1.Заглавная (большая) буква в начале предложения.
Выпишипредложение, подчеркни первую букву.
Например:Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
2.Точка, вопросительный или восклицательный знаки в конце предложения.
Выпишипредложение. Поставь в конце предложения нужный знак препинания. Подчеркни его.
Например:Москва – столица нашей Родины.
3.Слог.
Разделислова на слоги.
Делайтак: У|чи|тель.
ЗАПОМНИ!Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4.Перенос слова.
Разделислово на слоги для переноса: Оси-на.
ЗАПОМНИ!При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить однубукву на новую строку.
5.Мягкий знак в конце слова (ь – показатель мягкости).
Выпишислово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласнуюбукву перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.
Например:Окунь, рысь, уголь.
6.Мягкий знак в середине слова (ь – показатель мягкости).
Выпишислово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё два слова на этоправило. Подчеркни мягкий знак (ь).
Например:Мальчик, школьник, коньки.
7.Гласные после шипящих (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ).
Выпишислово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё два слова на этоправило. Подчеркни сочетания.
Например:Машина, малыши, карандаши.
ЗАПОМНИ!Слова с жи-ши пишем с буквой и, слова с ча-ща пишем с буквой а, слова с чу-щупишем с буквой у.
8.Сочетания с чк-чн-чт-нч.
Выпишислово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё два слова на этоправило. Подчеркни это сочетание.
Например:Девочка, ночка, речка.
9.Безударный гласный в слове, проверяемый ударением.
Выпишислово правильно. Поставь ударение. Подчеркни букву безударного гласного ипроверь его ударным (измени слово так, чтобы безударный звук стал подударение).
Делайтак: Волнá – вóлны.
ЗАПОМНИ!Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
10.Безударный гласный в слове, не проверяемый ударением(словарное слово).
Выпишислово, в котором допущена ошибка, правильно. Поставь знак ударения и подчеркнибукву гласного, который надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
11.Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
Выпишислово правильно. Подчеркни букву сомнительного согласного. Подбери проверочноеслово (так, чтобы после согласного шёл гласный).
Делайтак: Мороз – морозы, глазки – глаза, дуб– дубок.
ЗАПОМНИ!Согласные на конце слов и в середине перед согласными пишутся так же, как и вэтих словах перед гласными.
12.Заглавная (большая) буква в именах, отчествах и фамилиях.
Выпишислово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например:Таня, Саша, Андрей.
ЗАПОМНИ!Имена, отчества и фамилии пишутся с заглавной буквы.
13.Заглавная (большая) буква в кличках животных.
Выпишислово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например:Мурка, Зорька, Пушок.
ЗАПОМНИ!Клички животных пишутся с заглавной буквы.
14.Заглавная (большая) буква в географических названиях.
Выпишислово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Например:Река Угра, деревня Простоквашино, улица Ленина.
ЗАПОМНИ!Названия стран, городов, деревень, рек, озёр, морей, улиц пишутся с заглавнойбуквы.
15.Разделительный мягкий знак (ь).
Выпишислово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак всловах.
Например:Вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
ЗАПОМНИ!Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных передгласными е, ё, ю, я, и.
16.Удвоенные согласные в слове.
Выпишислово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели слово чёрточкамидля переноса. Подчеркни удвоенную букву.
Например:Груп|па, рас|сказ, кол|лек|тив.
ЗАПОМНИ!При переносе слов с двойным согласным одна буква остаётся на строке, другаяпереносится.
17.Разбор предложения по членам.
Выпишипредложение. Подчеркни грамматическую основу (главные члены). Выпишисловосочетания с вопросами.
Делайтак: Утренняя роса покрывала траву.
Роса (какая?) утренняя. Покрывала (что?) траву.
ЗАПОМНИ!Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается припомощи вопросов от слова к слову.
18.Состав слова.
Выпишислово. Разбери его по составу. Придумай и запиши слово такой же конструкции.
Делайтак: Поездка, походка.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Выпишислово. Подбери к нему проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву.
Например:Звёздный – звезда.
20.Гласные и согласные в приставках.
Выпишислово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой жеприставкой.
Например:Полетели, побежали, подержали.
21.Правописание приставки со словом.
Выпишислово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова сразными приставками.
Например:Заехал, уехал, поехал, приехал.
ЗАПОМНИ!Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
22.Правописание суффиксов.
Выпишислово. Выдели суффикс. Запиши ещё 3 слова с этим суффиксом.
Например:Липовый – дубовый, кленовый, осиновый.
23.Правописание предлога со словом.
Изпредложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которомуотносится предлог. Между предлогом и словом поставь ещё одно слово.
Например:К (какому?) берегу – к крутому берегу.
ЗАПОМНИ!Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом исловом можно вставить ещё одно слово.
24.Разделительный твёрдый знак (ъ).
Выпишислово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни твёрдый знак (ъ)и гласную букву (е, ё. ю, я) после него.
Делайтак: Съезд, объём, объявление.
ЗАПОМНИ!Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которыеоканчиваются на согласный перед буквами е, ё, ю, я.
25.Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих.
Выпишислово правильно. Определи род имени существительного. Запиши ещё 2 слова на этоправило.
Например:
Луч, товарищ, шалаш (муж. род.).
или
Ночь, речь, печь (жен. род).
26.НЕ с глаголами.
Выпишитеглагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни частицу неи часть слова.
Например:Не был, не знал, не выучил.
ЗАПОМНИ!НЕ с глаголами пишется отдельно.
27.Разбор предложения по частям речи.
Выпишипредложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
Например:По овражкам заиграли весенние ручейки.
28.Ошибки на замену / пропуски / перестановку букв/слогов.
Выпишислово правильно. Подчеркни все гласные. Запиши слово ещё раз и раздели еговертикальными чёрточками для переноса на слоги.
Например:Прилепили – при-ле-пи-ли.
29.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпишисуществительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выделиокончание. Запиши свой пример на это правило.
Например:На опушке – опушка (сущ., 1 скл., Пр. п.).
30.Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Выпишиприлагательные вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь кприлагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончаниевопроса и вспомни парное окончание. Определи род число, падеж прилагательного(по существительному).
Например:К лесу (какому?) дальнему – м.р., ед. ч., Пр. п..
31.Предлог перед местоимением.
Выпишииз предложения местоимение вместе с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения наэто правило.
Например:У вас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ!Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
32.Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящеговремени.
Выпишиглаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
Например:Пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ!На конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени пишется мягкий знак(ь).
33.Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставьвопрос к глаголу и запиши его (глагол) правильно. Подчеркни –ть ввопросе и в слове.
Например:(Что делать?) улыбаться.
ЗАПОМНИ!Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?и пишутся с мягким знаком (ь).
34.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпишиглагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласнуюперед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писатьв окончании этого глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
Делайтак: Пишет – писать (гл., 1 спр.) – -е, -ут, -ют.
Ставит – ставить (гл., 2 спр.) – -и, — ат, -ят.
35.Правописание наречий.
Выпишислово, в котором допущена ошибка. Напиши его ещё 2 раза. Обрати внимание на гласнуюв конце слова.
Например:Справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ!Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия частооканчиваются на буквы -о, -а.
36.Однородные члены предложения.
Выпишипредложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят.Вспомни о знаках между однородными членами.
Например:Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их подороге.
37.Фонетический, морфологический, синтаксический разбор.
Выполниправильно, без ошибок.
<…>Нельзя верить, чтобы такой язык
не был дан великому народу!
(И.С. Тургенев)