Тема урока«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: созданиеусловий для успешного формирования умений
отличатьодушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи:
-формировать умение ставить вопросы к словам;
-отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?;
-классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
-находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
-вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемыерезультаты
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровнеположительного отношения к учебе, устанавливать связь между целью учебнойдеятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД: формировать умения ставить учебную задачу,планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своих действий,давать оценку своей работе.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметьвыражать свои мысли, работать в паре.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради, находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт, выдвигатьгипотезу, проводить сравнение и классификацию слов.
Типурока: открытие нового знания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительныев тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи;классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;самостоятельно подбирать имена существительные; подбирать синонимы;пользоваться толковым словарём.
Материально-техническоеобеспечение:
— учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник, 2 часть. – М. :Просвещение, 2012;
— карточки для парнойи групповой работы;
— мультимедийныйпроектор, экран;
— компьютер;
— презентация.
Ходурока
1.Организационный момент.
Словно крыша над землёю
Голубые небеса
А под крышей голубой
Реки, горы и леса
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы
Страны все и все народы
И конечно я и ты.
-Дорогие ребята, я- Петрова ОксанаМодестовна, приветствую вас, любознательных второклассников, на уроке русскогоязыка!
2.Актуализация знаний.
-Посмотрите перед вами слова: река, леса,небеса, птицы. Подумайте, какой часть речи являются все эти слова?(именасуществительные)
-Как вы догадались?
-Давайте мы с вами вспомним, что такоеимя существительное?
(часть речи, обозначает предмет, отвечаетна вопросы кто? что?)
3.Определение темы и цели урока
-Ребята, а в каком случае мы должнызадавать вопрос кто? а в каком вопрос что?
Предлагаю нам с нами разобраться в этом.
-Какова же тогдатема урока?(Существительные, которые отвечают на вопрос кто? и существительные, которыеотвечают на вопрос что?)
-Кто знает, как называютсуществительные, которые отвечают на вопрос кто?
(одушевленные)
исуществительные, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)
Тогдатема урока? «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
— Тогдатема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Какуюцель поставим? (научиться отличатьодушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
— Цель: научиться отличать одушевлённые и неодушевлённые именасуществительные.
4.Изучение нового материала
1)распределение существительных на 2 группы: одушевленные и неодушевленные
—Перед вамипредставлены предметы, напишите их: девочка, сорока, собака, бабочка.
-Что вы можете проних сказать? (словарные слова, существительные
отвечают все навопрос кто?, одушевленные)
Продолжаемзаписывать:
-Тетрадь, стакан,коньки, молоток.
Что скажете проэти слова? (словарные слова, существительные
отвечают все навопрос что?, неодушевленные)
2) формулировкаправила
-Давайте попробуем сформулировать правило.
Существительные,которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто? одушевлённые именасуществительные.
Существительные,которые обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос что? неодушевлённые имена существительные.
— Давайте сверимпо учебнику: ст.48 и 50 учебника
3) первичноезакрепление: работа в парах
Автобус,врач, пенал, дуб, заяц, пассажир ,весна, песня, учитель, сова
-Предлагаю вамраспределить данные в конверте слова на 2 группы: в первую-одушевленные, вдругую-неодушевленные.
автобус |
врач |
пенал |
заяц |
дуб |
пассажир |
весна |
учитель |
песня |
сова |
— Проверим. Одушевленныеимена существительные: кто? врач, заяц, пассажир ,учитель, сова
Неодушевленныеимена существительные: что? автобус, пенал, дуб, весна, песня
5.Физминутка
6Закрепление изученного:
1) Отгадывание загадок:
Если б не было его
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить (тарелка,что? неодушевленное существительное)
Черный жилет
Красный берет,
нос как топор
Хвост как упор (дятел, кто?одушевленное существительное)
Что же эта девица
Ни швея , ни мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках целый год (Елка, что?неодушевленное существительное)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге
От мороза пряча нос (медведь, кто?одушевленное существительное)
2)Работас многозначными словами
—Скажите,пожалуйста лисички –это одушевленно или неодушевленное существительное?
-Чтобы определить какое этосуществительное, надо узнать значение этого слова.
(Может быть одушевленным, если этоживотное. И может быть неодушевленным, если это грибы)
Составьте предложение со словом «лисички».
3)Составление однокоренных слов
—Представляете,в русском языке, оказывается одушевленные и неодушевленные именасуществительные могут быть однокоренными::
Что? машина Кто? машинист
Предлагаю вам сейчас подобрать к даннымсловам однокоренные слова
Что? |
Кто? |
машина |
машинист |
баян |
баянист |
журнал |
журналист |
трактор |
тракторист |
гитара |
гитарист |
4) Составление предложения
Предлагаю вам составить предложение из предложенныхслов: маленький, в саду, соловей, поёт, звонко
Маленький соловей звонко поёт в саду.
-Найдите в этом предложении одушевленноеимя существительное(соловей)
-А теперь найдите неодушевленное имясуществительное (в саду).
-Обращаю ваше внимание ребята, что одушевленныеи неодушевленные имена существительные не всегда отвечают на вопросы кто? или что?Чтобы определить одушевленное это имя существительное или неодушевленное, надо слово поставить в начальную форму.
5) Упражнение 80 учебника с. 48
-Послушайте стихотворение В. Маяковского«Кем быть?»
Нужные работники-
Столяры и плотники…
Столярухорошо,
А инженеру-лучше…
Инженеру хорошо,
А доктору-лучше…
Кондукторухорошо,
А шофёру-лучше
-Измените выделенные имена существительныетак, чтобы они отвечали на вопрос кто? и запишите их.
-Проверим: столяр, инженер ,доктор,кондуктор, шофёр.
-Какие это существительные? (Одушевлённые)
-Предлагаю вам лексическое значениенекоторых слов.
Столяр-эторабочий, занимающийся обработкой дерева, и изготовлением изделий из дерева
Инженер-это специалист с высшим техническим образованием, использующий техническиезнания для разработки и конструирования изделия.
6) проверка работ детей
-Детям было дано задание: выписатьнеодушевленные существительные в один столбик, а одушевленные существительные –вдругой столбик Правильно ли справились они с заданием дети ?
— А как правильно? Слово яблоко перетащитьк неодушевленным существительным. Почему?(отвечает на вопрос что?)
одушевленные существительные |
неодушевленные существительные |
товарищ |
платок |
ученик |
яблоко |
учитель |
завод |
отец |
работа |
яблоко |
|
7. Обобщение урока
-Сегодня на уроке мы хорошо поработали.Много узнали. Самое главное узнали, что имена существительные бываютодушевленные и неодушевленные.
Одушевленные имена существительныеназывают людей и животных и отвечают на вопрос кто?
неодушевленные имена существительные необозначают людей и животных и отвечают на вопрос что?
Ребята, все у вас хорошо получилось.Соблюдайте данные правила и будьте внимательны! И вы всегда будете получатьоценку 5
8.Рефлексия
Я узнал, что….
Я понял, что…
Мне понравилось…
Поднимите руки вверх, если вам было всепонятно.
Если поняли, но не всё, то скрестите рукиперед собой.
А если ничего не поняли, то отведите руки назад.
— А мне понравилось с вами работать.Спасибо за урок.