Реферат
Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью
Работувыполнил:
Воспитатель
МАДОУ«Детский сад №419»
ПоляковаАнна Александровна
Пермь
2022
Одной из главных проблем современногообщества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятноговоздействия социально – экономических, экологических и школьных факторов. Поданным различных специалистов около 90% дошкольников и школьников имеютотклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущихмест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [14].
Для многих родителей эта аббревиатура —не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления их ребенка в детскийсад. При большой численности групп даже в современных детских садах увоспитателя просто не хватает терпения на ребенка с СДВГ. В школе неприятноститолько увеличиваются, так как дошкольник приходит недостаточно готовый кобучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьнойдезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличиенедиагностированного и нелеченного СДВГ [14].
История этого заболевания включает всебя почти столетие клинических и научных публикаций и служит основой дляконцептуализации расстройства и его лечения. Хотя одно из первых упоминаний огиперактивных детях, или детях с СДВГ, встречается в сочинениях врача HeinrichHoffman; заслуга, как первым авторам, сфокусировавшим серьезное научноевнимание на поведенческих аспектах детей, которые очень близки к тому, чтосейчас известно под СДВГ, принадлежит George Still и Alfred Tredgold [4].
В 1980 году в третьем изданииАмериканской психиатрической ассоциации «Диагностическое и статистическоеруководство психических нарушений» был впервые представлен термин «attentiondeficit»(дефицит внимания), который заменил термины «легкая дисфункция мозга»,«минимальная мозговая дисфункция» и другие. Базовым симптомом стало «нарушение внимания». Это было обосновано тем, что нарушение вниманиявстречается у всех детей с этим синдромом, а повышенная двигательная активностьне всегда [10; 11].
В 1987 году была проведена ревизиядиагностических критериев в рамках «Диагностического руководства» и сталприменяться термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», которыйявляется наиболее частым нарушением поведения у детей. СДВГ был разделен на дваподтипа – с гиперактивностью и без гиперактивности [4].
В настоящее время СДВГ рассматриваетсякак нейробиологическое нарушение, симптомокомплекс которого включает в себяневнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении имежличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими итревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а такжешкольных навыков [K.L. O’Connell, 1996; M.Klockars, 2001].
Во всем мире этому нарушению придаетсябольшое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаютсямонографии, книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей[14].
Исследованием этой проблемы в Россиизаинтересовались в конце 20-го века. На сегодняшний день в нашей странеполучены данные о 7-28%-й распространенности СДВГ среди младших школьников.Разброс в цифрах объясняется тем, что до сих пор не существует единыхметодических подходов и критериев диагностики данного расстройства [6].
Объект исследования – дошкольники ишкольники.
Предмет исследования – генезис, развитие,формирование и преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Цель исследования – изучениеповеденческих и личностных особенностей в ходе рассмотрения СДВГ (его генезиса,развития и формирования) и корректурных проб по преодолению данной патологии.
Задачи исследования:
1. Анализ зарубежной и отечественной литературыпо проблеме исследования.
2. Изучение механизмов возникновения,формирования и развития СДВГ на примере биологических и социальных факторов.
3. Определение особенностей клиническихпроявлений СДВГ.
4. Рассмотрение сопутствующих СДВГ состояний:чувствительность и настроение.
5. В процессе представлениялитературных источников, выяснить какие существуют коррекционныеработы, тренинги, игры по выявлению и преодолению СДВГ.
Глава I Современныепредставления о синдроме дефицита внимания сгиперактивностью (СДВГ)
Внимание — это направленностьпсихической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальныеотношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и удержаниявнимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как необходимоеусловие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией сдавних пор и является важной составной частью когнитивной психологии. [4;14].
Есть взрослые люди, у которых с детскоговозраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти взрослые в детскомвозрасте были очень активными и подвижными непоседами. Чрезмерная активность сгодами к подростковому возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а воттакие качества, как невнимательность и импульсивность, порывистость в поведенииостались, к сожалению, на всю жизнь [14].
Чрезмерная активность, порывистостьмогут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не означатькакой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмернаяактивность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, тородители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, названиекоторой Синдромдефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) [14].
Диагностические критерии СВДГ:
Из перечисленных ниже признаков хотя бышесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:
· Неспособность сосредоточиться надеталях. Дошкольник воспринимает и запоминает предмет в общем,не вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашейжизни. Человек не учитывает каких-то мелочей и подробностей и, как результат,испытывает трудности или вынужден ликвидировать последствия такогоневнимательного подхода к делу [14].
· Ошибки по невнимательности. Такогорода ошибки также известны как беззаботные ошибки и мы хорошо знаемкак дорого такие ошибки могут стоить в жизни [14].
· Неспособность вслушиваться в обращеннуюречь. Дошкольники и школьники с СДВГ недослушивают вопросы илиобращенную к ним речь. Трудно говорить об установлении нормальных социальныхотношений, если кто-то не слушает вас или перебивает [14].
· Неспособность доводить задания до конца. Этоявляется огромной трудностью для школьника с СДВГ. Усилия родителей и педагоговкак раз должны быть направлены на то, чтобы приучить ребёнка заканчивать любыедела [14].
· Низкие организаторские способности. Дошкольникдолжен, как следует удерживать внимание на том, что он делает и мысленно нетерять содержания задания. Не помешает, при этом, расставлять приоритеты: чтосначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, по ходу действияприспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Оказывается, не таквсё просто. Всё это связано с исполнительными функциями головного мозга, которыеу ребёнка СДВГ недостаточно хорошо развиты [14].
· Отрицательное отношение к заданиям,требующим умственного напряжения. Такое отношение вполнеестественно, потому что трудные задания требуют дополнительных умственныхусилий, энергетических ресурсов, которых у ребёнка не так уж и много [14].
· Отвлекаемость на посторонниераздражители. Эта характеристика является противоположностьюустойчивости внимания. Дошкольник и школьник отвлекается на посторонниестимулы-раздражители, которые к делу отношения не имеют. Тут есть две сторонымедали. С одной стороны, ребёнок обнаруживает повышенное реагирование напосторонние стимулы, с другой стороны, ему так трудно удерживать внимание назадании или игре. Как следствие, внимание уходит на сторону [4;14].
· 3абывчивость. Связана сплохой способностью концентрировать внимание и со слабой кратковременнойпамятью. Чего только дети СДВГ не забывают в школе и в различных общественныхместах: зонты, перчатки, шапки, различные личные вещи, школьные принадлежностии многое другое. Для некоторых детей и их родителей это представляет большуюфинансовую проблему [14].
СДВГ — это нарушение познавательных процессов(внимания), связанных с проявлением хронического расстройства мозговых функций,проявляющихся в поведении, отношениях и социальной среде.
1.1. Механизмы формирования СДВГ
Несмотря на большое количествоисследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развитиясиндрома дефицита внимания с гиперактивностью остаются недостаточновыясненными. Известно, что этиология этого синдрома имеет комбинированный характер,то есть единого этиологического фактора у данной патологии не выявлено. Именноэто и составляет интерес и сложность проблемы. Если удается установить наиболеевероятную причину нарушений, всегда следует учитывать действие несколькихфакторов, влияющих друг на друга [3; 5; 6].
Большинство данных, полученных обэтиологических факторах, являются взаимосвязанными по своей природе и не даютпрямых свидетельств непосредственной и первоначальной причинности. К примеру,несмотря на то, что родители детей с СДВГ больше курят табак во времябеременности и большую вероятность того, что у курящих беременных женщинродятся дети с СДВГ, это не является прямым доказательством того, что курениеявляется причиной СДВГ. Возможно, что родители детей с СДВГ могут курить больше,чем родители нормальных детей, так как велика
вероятность того, что у нихсамих присутствует проявление расстройства. Именно генетическая взаимосвязьмежду родителями и детьми здесь может быть более значима, чем само курение. Поэтой причине необходимо большой осторожностью интерпретировать взаимосвязанные результаты многих исследований причинных факторов СДВГ [9].
На современном этапе можно обозначитьтолько две группы медико-биологических факторов, детерминирующих развитие СДВГ:повреждения ЦНС в пре-, пери- и ранний постнатальные периоды; генетическиефакторы. Наряду с медико-биологическими факторами важную роль в формированиисиндрома играют психосоциальные условия [3; 5].
Исследования Н.Н. Заваденко показали,что в формировании СДВГ раннее повреждение ЦНС в периоды беременности и родовимело значение в 84% случаев, генетические механизмы в 57%. При этом в 41%случаев формирование синдрома определялось сочетанным влиянием этих факторов(рис.4).
Рис.4. Основные причины синдрома дефицита вниманияс гиперактивностью у детей [4].
1.1.1. Биологическиефакторы возникновения и развития СДВГ:
· Пре- и перинатальные факторы
Считается, что дети, перенесшие асфиксиюво время рождения, а также воздействия различных неблагоприятных факторов во времябеременности матери попадают в группу риска возникновения СДВГ. К такимфакторам относятся употребление матерью алкоголя, некоторых лекарственныхпрепаратов, курение, токсикозы во время беременности, обострение клиническихзаболеваний у матери, инфекционные заболевания, попытки прервать беременность,травмы в области живота, длительные роды, недоношенность и другие [7; 8].
Важную роль в развитии СДВГ отводятраннему органическому повреждению ЦНС. Данная патология преобладает умальчиков, так как у них более высокая уязвимость мозга под влиянием пре- иперинатальных патологических факторов [5].
Причины поражения развивающегося мозгаможно разделить на четыре основных типа: гипоксический, инфекционный, механический и токсический[14].
Следует помнить, что существуетзависимость между сроками беременности, в которой произошло воздействиепатологических факторов на плод, и тяжестью исходов. Например,неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причинойвозникновения пороков развития, детских церебральных параличей и умственнойотсталости. А вот патологические воздействия на плод в более поздние срокибеременности очень часто влияют на формирование высших корковых функций ислужат фактором риска для развития синдрома дефицита внимания сгиперактивностью [5].
Пре- и перинатальные повреждающиефакторы являются одной из ведущих причин в формировании СДВГ, даже, несмотря нато, что не у всех детей с СДВГ удается установить наличие органическогопоражения ЦНС [4].
Генетическая концепция формирования СДВГпредполагает наличие врожденной неполноценности функциональных структур мозга,отвечающих за внимание и моторный контроль [4].
В США и Чехословакии по результатамисследования отмечалась наследственная предрасположенность к заболеванию у10-20% дошкольников и школьников с СДВГ.
В пользу генетического фактора говоритблизнецовый метод исследований. Симптомы СДВГ проявляются у обоихмонозиготных близнецов значительно чаще, чем у дизиготных. Среди братьев исестер детей с СДВГ установлена значительная частота заболевания. Риск развитияСДВГ выше, если у матери или обоих родителей имеются указания на синдромдефицита внимания в анамнезе [14].
В семьях детей с СДВГ очень частовстречаются близкие родственники с нарушениями внимания и имевшие аналогичныетрудности в детстве. Более того, исследования показали, что у 57% родителейдетей, страдающих СДВГ, наблюдались такие же симптомы [J.J. Gillis etal., 1992].
Иногда различные особенности поведенияродственников не оставляют сомнений в наследственной предрасположенности кэтому заболеванию. Такие люди могут быть трудны в общении и забывчивы. Имбывает трудно организовать свою деятельность эффективно. В отдельных случаяхтребуются длительные и неоднократные расспросы родственников, потому чтокакие-то сложности детского и подросткового возраста мало кто любит вспоминать[13].
Среди родственников могут быть люди,страдающие обсессивно-компульсивным синдромом (навязчивые мысли и действия),тиками, синдромом де ля Туретта [4;14].
К сожалению, поиски определенного гена, вызывающего нарушения внимания иповедения пока не увенчались успехом. Возможно, СДВГ представляет собойгенетически гетерогенное состояние [4].
Нейромедиаторы — это общее названиебиологических веществ, которые выделяются нервными окончаниями и обеспечиваютпроведение нервных импульсов в синапсах. В зависимости от тех эффектов, которыеони достигают, медиаторы бывают возбуждающими и тормозными. К числу важных нейромедиаторовотносятся допамин (или дофамин), норадреналин и серотонин [4;13;14].
Эти химические вещества помогают мозгупосылать, проводить и получать сигналы. При СДВГ в определенных частях мозгаможет возникать дефицит этих веществ. В результате, некоторые сигналы непередаются нервными клетками, потому что не могут преодолеть расстояния междуними. При СДВГ уровень нейромедиаторов может меняться. Это проявляется в том,что характерные симптомы то усиливаются, то ослабляются [4].
· 1.1.2. Социальные факторыСДВГ
Социально — психологические факторы, втом числе внутрисемейные и внесемейные играют важную роль в формированиисиндрома дефицита внимания с гиперактивностью [4;13;14].
Психологический микроклимат – ссоры,конфликты, алкоголизм и аморальное поведение родителей, воспитание в неполныхсемьях, длительная разлука с родителями или смерть одного из них не могут неотразиться на психике ребенка [14].
Особенности воспитания – эгоистическоевоспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенностьмогут стать причиной ухудшения развития ребенка [14].
Бытовые условия проживания и материальная обеспеченность – удошкольников из социально-благополучных семей последствия пре- и перинатальнойпатологии в основном исчезают к моменту поступления в школу, тогда как удошкольников из семей с низким материальным уровнем жизни илисоциально-неблагополучных семей они продолжают сохраняться и создаютпредпосылки для формирования школьной дезадаптации [1; 6].
Психосоциальные факторы являютсяуправляемыми факторами развития СДВГ. Изменив окружение ребенка и отношение кнему, можно повлиять на течение заболевания и значительно снизить влияниемедико-биологических факторов. Неблагоприятные психосоциальные условия неявляются самостоятельной причиной формирования СДВГ, а лишь провоцируютдальнейшее развитие заболевания [4].
1.2. Особенности клинических проявлений СДВГ:
Невнимательность. Проведенныеисследования гласят, что у дошкольников и школьников с СДВГ отмечаютсязначительные затруднения в постоянстве волевых усилий или устойчивости вниманияпо отношению к заданиям (сосредоточенность на деятельности). При СДВГ наиболеедраматичны ситуации, которые требуют от детей устойчивого внимания привыполнении скучных, надоедливых, а также тяжелых и неприятных заданий. Однакопри заинтересованном выполнении дошкольником или школьником дополнительныхзаданий показатели устойчивости внимания детей с СДВГ не отличаются отпоказателей нормальных детей [4].
Тем не менее, когда становятся возможнымконкурирующие друг с другом и сменяющие друг друга виды деятельности, дети сСДВГ могут быть рассеянными и отвлеченными, и, фактически, им больше по душе отсрочитьвыполнение не нравящегося задания, если есть возможность проявить себя в какой– либо соревновательной деятельности [4].
Исследования показали, что нерабочееповедение или невнимательность на выполняемой работе фиксировалась гораздо чащеу школьников и дошкольников с СДВГ, чем у нормальных детей или детей, имеющихтрудности в обучении [9].
Импульсивность. Одним главныхпризнаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность –недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования [4].
Признаки импульсивности:
· отвечает на вопрос, не выслушавего;
· не может дождаться своейочереди;
· вмешивается в разговоры и игрыдругих.
· делает что – либо, не подумав отом, какие будут последствия.
Дошкольник не способен остановитьсяи подумать, дождаться инструкций и указаний, прежде чем заговорить илисовершить действие. В результате он очень небрежен, невнимателен, беспечен илегкомыслен. Такой ребенок зачастую не может рассмотреть потенциально вредные,негативные или опасные последствия, которые могут быть связаны с определеннымиситуациями или их поступками. Он часто подвергает себя необоснованному,ненужному риску, чтобы показать свою смелость, причуды перед сверстниками[4;14].
Ситуации и игры, требующие совместногоучастия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своимисверстниками, являются особенно проблематичными для импульсивных дошкольников.В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, незадумываясь о чувствах окружающих. Для них также обычное явление –преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров. Такое поведениеочень часто истолковывается как ребячливость, леность, чрезмерная грубость ибезответственность [4].
Гиперактивность. Избыточнаядвигательная активность, не всегда является обязательным симптомом. У частидетей она может быть нормальной или даже сниженной, что зачастую затрудняетсвоевременную диагностику и соответственно, коррекцию рассматриваемого вопроса[4;14].
Признаки гиперактивности:
Ребенок гиперактивен, если он:
· совершает суетливые движенияруками и ногами;
· часто вскакивает со своегоместа;
· гиперподвижен в ситуациях,когда гиперподвижность неприемлема;
· не может играть втихие игры;
· всегда находится в движении;
· очень много говорит.
Коротко говоря, ребёнок находится впостоянном движении. Даже когда он сидит, двигаются его конечности и голова.Так что гиперактивность невозможно перепутать с чем – либо ещё. Правда, длядостоверности, ребёнок может считаться гиперактивным или гипердинамичным, еслион ведёт себя так, по меньшей мере, в двух местах, дома и в школе [4;14].
По мнению многих авторов, перечисленныениже симптомы тоже характерны для СДВГ [5;9; 12].
Нарушения координации. Нарушения тонкихдвижений, таких как завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание,письмо; равновесия – дошкольникам и школьникам с СДВГ трудно кататься нароликах, двухколесном велосипеде; зрительно-пространственной координации –неспособность к спортивным играм, особенно с мячом [5;9; 12].
Эмоциональные нарушения. Эмоциональное развитиедошкольника, как правило, опаздывает, что проявляется неуравновешенностью,вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам [5;9; 12].
Поведенческие расстройства. При СДВГ наблюдаютсячасто, но не всегда. Кроме того, не у всех детей с поведенческимирасстройствами имеется СДВГ. У дошкольников с СДВГ чаще бывает ночноенедержание мочи, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы [5;9; 12].
Депрессия
Если кто-нибудь будет уверять, что удошкольников и школьников не бывает депрессии, то он окажется в корне не прав.По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей ввозрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признакдепрессии. У многих из них есть и СДВГ [14].
У ребенка с СДВГ может развиватьсядепрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на неприятие вкругу сверстников. Дошкольник может проявлять мало интереса к жизни, спатьменьше или наоборот больше, чем раньше [14].
По данным R.S.Jensen школьники с СДВГиспытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в школе, из-запостоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности.
По некоторым оценкам американскойстатистики, до 70% людей с СДВГ в то или иное время своей жизни лечатсяот депрессии. Американская Академия педиатрии считает, что примерно половинадетей с СДВГ страдает от депрессии и тревожных различных состояний [14].
Тревожность
По данным R.S.Jensen 25% детей с СДВГимеют повышенный или высокий уровень тревожности. Уровень тревожностиопределяется специальными компьютерными программами, которые представляют изсебя диагностические тесты. В настоящее время существует довольно многокомпьютерных тестов, позволяющих оценить и проявить личностные качества илиболезненные состояния. Эти тесты дают очень ценную информацию для дальнейшейработы с детьми и с взрослыми [4;14].
Если обнаруживается, что дошкольник илишкольник тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью исомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другимилюдьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новойобстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тожеувеличивает тревожный фон настроения ребенка [2;4;14].
Глава III Методыпреодоления СДВГ
Сучениками, у которых был выявлен синдром дефицита внимания сгиперактивностью, проводились занятия 2 раза в неделю по 30-40 минут втечение месяца. В программу вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию,эмоционально-личностную сферу.
Занятие 1
1«Почесать спинку» (Фопель К., с. 108)
Цель: Снять напряжение, повыситьгрупповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужнаконцентрация внимания.
2«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36)
Цель: развитие осязательных ощущений иконцентрации внимания
3«Графический диктант» (Локалова Н.П.,с. 97)
Цель: развитие умения подчинятьсясловесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы иконцентрации внимания.
4«Тряпичная кукла» (Фопель К., с.116)
Цель: упражнение на релаксацию даетдетям нежно позаботиться друг о друге.
Занятие 2
1. «Разрывание бумаги» (КэдьюсонХ., Шефер Ч., с. 242)
Цель: разрядка накопившейся энергии
2. «Смеяться запрещается» (ФопельК., с. 28)
Цель: успокоить возбужденную группу инастроить на работу, которая требует концентрации внимания.
3. «Штриховка» (Локалова Н.П.,с.45)
Цель: развитие зрительно-двигательнойкоординации
4. «Тряпичная кукла и солдат»(Фопель К., с. 21)
Цель: упражнение на релаксацию
Занятие 3
1. «Путешествие на облаке» (Фопель К.,с. 23)
Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу
2. «Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с.36)
Цель: развитие произвольного внимания
3. «Речка» (Локалова Н.П., с. 73)
Цель: развитие зрительно-двигательнойкоординации
4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.,с. 99)
Цель: Научить контролировать свои движения.
Резюме
Анализ программы показывает, что воснове занятия №1 лежат упражнения, которые направлены на: снятие напряжения иповышение групповой сплоченности; развитие концентрации внимания и осязательныхощущений; развитие двигательной сферы и умения подчиняться взрослым;релаксацию.
В основе занятия № 2 лежат упражнения,которые направлены на: разрядку накопившейся энергии; настройку работы, котораятребует концентрации внимания; развитие зрительно-двигательной координации;релаксацию.
В основе занятия № 3 лежатупражнения, направленные на: релаксацию, которая помогает успокоиться инастроиться на работу; развитие произвольного внимания; развитиезрительно-двигательной координации; обучение детей умению контролировать своидвижения.
Значение различных тренингов и игр для интеллектуального,творческого, эмоционального развития дошкольника невозможно переоценить.Дошкольник развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс,связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все теспособности, которые в нем заложены [14].
Шумные игры
Часто гиперактивный ребенок выбираетшумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и труднооставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижныеигры. Подвижные игры по правилам не только развивают определенные качества, онитакже приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своейдеятельности определенной цели. Игры с очень четкими правилами способствуютразвитию внимания [4;14].
В подвижных играх дошкольник с СДВГтакже развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учитсятерпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потомпригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми [13;14].
В подвижных играх также развиваетсямышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколькокомпонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Дошкольник учится такжеподмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть[13;14].
Подвижные игры развивают ребенкафизически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматическихситуаций. Наконец, если у дошкольника начинает получаться играть вместе сдругими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей[4;13;14].
Невозможность постановки комплексной задачи
Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиватьсяи успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплекснойзадачи в самом начале. Гиперактивный дошкольник без должной тренировки не можетодновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы[14].
На первом этапе каждая игра должна бытьнацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий вголове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начатьпереживать свою неудачу [14].
Например, если цель игры – внимательноследить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можноне обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве.
Если в задачу игры входит тренировкасдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно [4;14].
Тренировка сразу двух функций
Проведя работу по развитию одной функциии получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двухфункций. Например, через игру могут тренироваться внимание и контрольимпульсивности или внимание и контроль двигательной активности [14].
Когда у гиперактивного дошкольникапоявляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций,можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами,предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре [14].
Постепенное вовлечение в игру
Гиперактивные дети не слишком уверены всвоих силах, но они хотят участвовать во всех играх и мероприятиях. Еслиребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения, он будет пробоватьсвои силы снова и снова, сначала делая то, что у него получается легче всего,потом все остальное [13;14].
В игре или в коллективной работе такомуребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная синдивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в конечном итогепереходить к коллективным играм [14].
Компьютерные игры
Синдромальный подход
Синдромальная работа заключается в том,что ребенку дается интересная с точки зрения психолога/педагога произвольнаядеятельность. Эта деятельность, конечно же, подбирается с учетом предпочтенийконкретного ребенка. В результате этой деятельности возникает постпроизвольноевнимание. Постпроизвольное внимание – это когда человек сначала делает усилия,а потом ему становится интересно и он уже поддерживает уровень активноговнимания без напряжения [4;13;14].
Компьютерные игры
Именно на постпроизвольном вниманииформируется увлечение гиперактивных дошкольников или школьников компьютернымииграми. Несмотря на все нарекания различных специалистов в адрес сидения закомпьютером, компьютерные игры имеют много положительных сторон [13].
Ограниченное пространство дисплеякомпьютера позволяет организовать внимание гиперактивного ребенка.Гиперактивный дошкольник или школьник может утомиться быстрее, чем любойдругой, но не отвлечься.
Компьютерные игры и упражнения – этодостаточно азартная деятельность, что очень хорошо соответствует эмоциональнымхарактеристикам гиперактивного ребенка [13;14].
В случае неудачи, ребенок можетповторить всю игру или этап игры, и сравнив свои результаты с предыдущими,убедиться в том, что теперь у него получается лучше [14].
Компьютер — это очень визуально инаглядно, что дает возможность гиперактивному школьнику лучше усваивать любойматериал.
Если ограничивать время нахожденияребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развитияего дефицитарных функций [14].
Программные пакеты Зоопарк иВнимание предлагают тестирование различных функций внимания идальнейшие тренировки этих функций по результатам тестов [14].
Программы из этих пакетов созданы дляразвития интенсивности внимания, переключаемости, способности удерживать иэффективно распределять внимание [14].
Мы рассмотрели феномен СДВГ сточки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с дошкольниками и школьниками в рамках практическойпсихологии, психиатрии и педагогики.
Проанализировав литературу, можно сказать, что существует множествофакторов, которые влияют на возникновение и развитие синдрома дефицита вниманияс гиперактивностью. Основными из них являются: биологические факторы — генетические причины, нейробиологические, пре- и перинатальныеповреждающие факторы; психосоциальные факторы – неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей ит.д. Этиология СДВГ имеет комбинированный характер, так как, если удаетсяустановить причину нарушений, всегда следует учитывать действие несколькихфакторов, влияющих друг на друга.
Также были выявлены и изученыклинические проявления СДВГ, такие как импульсивность – недостаток контроляповедения в ответ на конкретные указания или требования; невнимательность – неспособность сосредоточиться на деятельности; гиперактивность – избыточнаяактивность.
СДВГ является не единственнойтрудностью, с которой приходится сталкиваться ребенку, существует целый рядсопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем самапатология. Такие состояния как чувствительность: низкая чувствительность,тактильная сверхчувствительность, вкусовая чувствительность; настроение: депрессияи тревожность считаются осложняющими факторами СДВГ.
Затем, в практической части мы рассмотрелиметоды преодоления СДВГ, в которые вошли коррекционная работа на развитиевнимания, мышления, координации движения, релаксацию и эмоционально-личностнуюсферу; тренинги и игры. Также в приложениях были рассмотрены методикаМюнстерберга, корректурные пробы Ландольта и Тулуз-Пьерона.
Дальнейшие исследования в этой областибудут направлены на:
1. Изучение влияния экологическогосостояния города на развитие СДВГ, влияние зон экологически неблагоприятных дляпроживания (чистота воздуха, почвы, наличие санирующих зон).
2. Разработку программы, направленной насопровождение развития ребенка с момента обращения родителей за помощью порезультатам анализа биологических факторов неблагополучия, рассмотренных вданной работе.
3. Дальнейшую разработку коррекционнаяпрограммы, которая будет дополнена новыми упражнениями.
Список использованной литературы:
1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н.,Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиат. мед.психол. им. В.М.Бехтерева. – СПб., 1993. — №3. – С.74 — 90.
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Наука, 1997. – 176с.
3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непосредственный ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд – воИнститута психотерапии, 2002. – 96с.
4. Грибанов А.В., Волокитина Т.В.,Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью удетей. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.