ИСКУССТВОНАБРОСКА
А.Б.Орлова
преподаватель МБУДО «ДХШ №1»,
член Международного союза педагогов-художников,
член совета кураторов ТНО «Художник, дизайнер,педагог» (по г. Тамбову).
«Рисунок, который иначе называютискусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры:рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки.Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет,ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чемлюбая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая небыла бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии».
Микеланджело Буонарроти
Академическийрисунок – одна из основных дисциплин в системе художественной подготовки.Основу обучения составляет изучение и выполнение длительных многосеансовыхрисунков с натуры. Однако важным разделом является и работа над краткосрочнымирисунками – набросками с натуры, по памяти и представлению, в частности фигурычеловека, в которых будет правильно переданы пропорции и характер позирующегочеловека.
Трудно назвать более или менее известного художника, укоторого не было бы большого количества разнообразных набросков, предшествующихи сопутствующих созданию художественных произведений графики, живописи,скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Набросок– это обобщенное, лаконичное и краткосрочное изображение, созданное художникомв быстрой, беглой манере, выполненное минимальным количеством изобразительных средств.В наброске нужно точно уловить главное, суть изображаемого, отбросиввторостепенное, несущественное. Набросок может быть выполнен с натуры, по памятиили быть плодом воображения художника.
Чемопределяется совершенство наброска? Хорошие наброски не требуют никакихпояснений, они легки, воздушны, лаконичны, интересны по сути и замыслу. Привыполнении набросков не всегда есть возможность рисовать неподвижную натуру,порой приходится «ловить» ее «на лету». В процессе такой работы развиваетсязрительная память, накапливаются впечатления, необходимые для созданияразличных композиций, умение смотреть на изображаемую натуру не раздроблено, непо деталям, а охватывая глазом обобщенно, всю в целом. Художник рисует то, чтозаинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатлениядополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождаютзамысел будущего произведения.
Наброскии зарисовки, как непосредственная передача изобразительными средствамиокружающей действительности, имеют очень древнюю историю. В наброскахпервобытного художника преобладает принцип простейшего, наиболее быстрого ижизненно верного изображения видимого мира. Этот принцип, особенно важный ипостоянный для искусства рисунка всех времен, есть принцип фиксирования линиямиконтурного очертания предмета.
В эпоху итальянского Возрождения мы встречаем четкоеразграничение понятий длительного рисунка и быстрого, «непосредственного»рисунка — наброска, с присущими для каждого вида рисования особыми целями изадачами. Так Джордже Вазари пишет: «Те, что набрасываются слегка и едванамечаются пером или чем-либо другим, называются набросками». И дальше: «Набросками…мы называем вид первоначальных рисунков, исполненных для того, чтобы найтиположение фигур и первоначальную композицию произведения: они выполняются какбы в виде пятна и служат предварительным намеком на целое. А так как онинабрасываются художником пером, иными рисовальными принадлежностями или углем вкороткое время, в порыве вдохновения и лишь для того, чтобы проверитьпригодность своего замысла, то они и называются набросками».
В отличие от длительного, многосеансового рисунка, гдеосновательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски снатуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектахизображения. Вместе с тем, набросок, в не меньшей степени, чем длительныйрисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственноеположение предмета, психологическое, эмоциональное состояние изображаемогочеловека. Опытные рисовальщики для большей выразительности используют великоемножество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна,стараясь как можно полнее задействовать возможности материала.
Наброски могут выполняться с учебно-познавательнойцелью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающейжизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задачаставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработкидеталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случаенаброски художника часто имеют самостоятельную художественную ценность,экспонируются в музеях и на выставках. Таковы наброски Рембрандта, А. Дюрера,Ж.О.Д. Энгра, Э. Делакруа, И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.А. Серова, К.П.Брюллова, М.А. Врубеля, И.И. Шишкина, известных советских художников Н.А. Андреева,И.И. Бродского, Б.В. Иогансона, Г.С. Верейского, М.Б. Грекова и другихмастеров. Обе эти функции набросков органически связаны и представляют собойединство в изобразительной деятельности, как начинающего художника, так изрелого мастера.
Десятки и сотни набросков известных мастеровсвидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы,объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватилихудожника при встрече с поразившим его человеком, явлением, событием. Здесьрисунки натурщиков, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовкипейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин имногое другое. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение«видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умениеже «видеть»— необходимый компонент художественного творчества.
Многие выдающиеся художники и педагоги подчеркиваливажность непосредственного впечатления от натуры. П.П. Чистяков писал: «Еслибудете брать умом, рассудком — птица улетит, и вы дадите промах». Яркимпримером выполнения набросков линиями служат работы Рембрандта. Техника иматериалы рисования великого мастера, как известно, отличались исключительнымразнообразием: от серебристого карандаша до тростникового пера.
Рембрандт.Наброски нищей с палкой. Сангина.
Его наброски сделаны с максимальной быстротой. Об этомговорят свободно проведенные и оборванные штрихи, линии и непринужденнаятрактовка формы. В набросках нищей с палкой, например, мастер не заостряетвнимания на психологической характеристике лица, он ищет выразительность вобщем облике старухи. За живым, легким почерком отчетливо выступает структураизображаемой формы.
Делакруа.Наброски марокканцев. Тушь, перо.
В набросках марокканцев, выполненных Делакруа, напротив,выражение психологии характера становится главной целью художника. Поэтому стаким вниманием он фиксирует черты заинтересовавшего лица: очертания лба,подбородка, носа, изучает поворот головы. Выявлению характера изображаемогоспособствует перовая техника, которая позволяет предельно выразительнымилиниями передать главное.
Линейный рисунок в творчестве художника А. Матиссаиграет самостоятельную роль. Отсюда серьезное и внимательное отношение мастерак наброскам, отработка своего индивидуального метода рисования. Выполнив снатуры тщательно проработанный рисунок, Матисс начинал делать с него другой,более обобщенный, и так много раз. В итоге получался лаконичный, цельныйрисунок. Линия, очень тонкая, почти непрерывная, охватывает контур и обозначаетсамые главные и характерные черты.
Э.Мане, « Портрет мадам Жюль Гийеме». 1880
Свободными линиями выполнен быстрый рисунок Э. Мане«Портрет мадам Гийеме». Плавные, гибкие линии итальянского карандаша по крупнозернистойбумаге, то тонкие, как нитка, то проведенные широко, с нажимом, боковойповерхностью грифеля, создают впечатление трепетности взгляда, изяществакрасивого лица, легкости поворота головы с вьющимися волосами.
Особый интерес представляет изучение набросков В.Серова. И. Грабарь, близко знавший его, пишет: «Не только у Репина, но и дома,и на улице он не расставался с альбомом, постоянно рисуя все, что нипопадается». Эта привычка сохранилась у В. Серова до конца жизни.
В.Серов. Портрет балерины Т.П. Карсавиной. Карандаш. 1909.
Разнообразиеподходов к выполнению набросков сказывается, прежде всего, в использованииразличных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел:свинцовых и графитных карандашей, мела, пастели, угля, соуса, цветныхкарандашей, пера и туши, акварели, темперы. Об исключительной выразительности«серовской» линии свидетельствует «Портрет балерины Т.П. Карсавиной». Этотнабросок недаром считается совершенством блистательной рисовальной техники. Онпоражает свободой выполнения, предельной четкостью, легкостью и точностьюлиний.
Совершенства и лаконичности штриха В. Серов достигал спомощью такого приема работы: рисуя в специальном альбоме с почти прозрачнойбумагой, первый набросок делал на предпоследней странице альбома молниеносно, втечение одной-двух минут. И тотчас переворачивал страницу. Предыдущий набросоктеперь просвечивал через бумагу. По проступающему контуру Серов быстро проходилкарандашом, уточняя и поправляя то, чем был недоволен в предыдущем наброске.Это проделывалось до четырех, пяти и даже семи раз. В альбоме оставалсяпоследний, наиболее удавшийся набросок, остальные уничтожались.
В.Серов, «Портрет Эжен Изаи», 1903. Карандаш.
Интереснымпримером может служить рисунок-портрет скрипача Изаи. Художник начинаетнабросок слабыми, дрожащими линиями, едва касаясь карандашом листа бумаги. Этипервоначальные, почти незаметные линии хорошо видны на рисунке — левая и праваякисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно,объясняется подвижностью модели и трудностью сразу же более уверенно наметитьее на рисунке.
Следующий этап работы — более конкретная прорисовка.Образ играющего скрипача, запечатленный в зрительной памяти художника припервом взгляде и перенесенный на бумагу, оказывается уже недостаточным.
Внаброске каждый штрих становится более уверенным. В сущности, это линия, тоедва видимая и прерывистая, то широкая, с сильным нажимом на карандаш и оченьнапряженная. Иногда одна линия очерчивает почти всю фигуру (левую руку, скрипкуи переходит в линию спины), то становясь очень тонкой, как нитка, то толстой иинтенсивной. Причем эта широкая линия одновременно с выявлением границы формы впространстве часто обозначает тень.
Рядом с начальными линиями проводится одна или ещенесколько линий (спины, правой руки, скрипки), уточняющих пропорции,направление формы, пространственные отношения. Линии сами по себе плавные,гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом. Все этопозволило художнику в течение нескольких минут наметить общее движение фигурычеловека, направление отдельных частей тела, выявить объем, свет и тень,уловить позу. А главное, передать психологическую характеристику изображаемого,показать творческий подъем, вдохновение артиста.
А.Дейнека. Наброски спортсменов. Карандаш. 1933.
О широких возможностях наброска в изучении и передачебыстрого движения (мгновенных, почти неуловимых прыжков, бросков)свидетельствуют многочисленные наброски А. Дейнеки. Как правило, его наброскилинейны, энергично намечены. Особенно запоминаются те быстрые рисунки, гдебуквально одной-двумя линиями простого карандаша запечатлена вся фигура человекав движении. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет: «Я часами покрываюлистки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными своейдинамической правдой «снайперскими» набросками с динамовских прыгунов. Через каждуюминуту в воздухе летит человек. Мгновение — на сетчатке глаза фиксируетсясилуэт летящего. Мгновение — и пока голова прыгуна выскакивает из воды рывком,врисовываю в лист впечатление».
А. Дейнека стремился передать самый решающий моментсхватки — когда один из спортсменов бросает на ковер противника. Линии очерчиваютфигуры по их внешнему касанию с пространством; то почти незаметные, топроведенные с силой, прекрасно передают напряжение мышц, общее расположениеформ в пространстве.
А.Менцель. Этюд фигуры со спины. Карандаш. 1872—1875.
Немецкий художник А. Менцель средствами линейного рисункаотображал особенности движения человека в трудовом процессе: посмотрите на егонабросок фигуры рабочего к известной картине «Железопрокатный завод».
Но не менее часто, чем линейным рисунком, художникивыполняют наброски линиями с одновременной проработкой формы тоном. Линии втаких набросках порывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму;тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых штрихов. Частонабросок делают тонкими, слабыми линиями, после чего ведется обработка рисункатоном.
Подобным способом выполнил наброски к росписи Сикстинскойкапеллы Микеланджело. В левой нижней части листа изображена слегка опущеннаявниз мужская голова. В этом наброске художник передает силу человека, егодуховное напряжение. Мастер добивается выразительности пластикой линий и резкимконтрастом светотени. Можно предположить, что с самого начала был проведен елезаметной линией общий контур головы, головного убора, левого плеча.
Чуть заметная линия видна в незаконченной части наброска— головном уборе. Наметив общий силуэт, Микеланджело начинает работать надотдельными формами. Наносятся надбровные дуги, намечается расположение глаз,носа, губ, ушей. В сущности, даже трудно сказать, чем в большей степенипередается объем: линия и тон у Микеланджело представляют собой неразрывноецелое. Часто штрихи сангины растираются пальцем (лоб, щеки, подбородок, грудь,плечо). Художник словно испытывает непреодолимое желание, как скульптор,ощутить материал и пальцами следовать за направлением каждой формы. На этом желисте бумаги над наброском головы нарисована ступня мужской ноги, справа —плечо и предплечье. На неоконченном наброске плеча особенно заметна слабая иочень тонкая обработка отдельных участков, что помогает художнику передатьнежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фактуру. Резкие, с сильнымнажимом линии, наоборот, интенсивно подчеркивают тень и свет, направлениеобъемов.
Микеланджело.Наброски к росписи Сикстинской капеллы.
Велика роль набросков как целенаправленного средстваактивизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, ксвоему художественному творчеству. На занятиях в детских художественных школах наброски— важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессиональногомастерства юного художника, развития его художественных способностей,эстетических чувств.
Фигура человека, определенно, один из самых сложных вконструктивном плане объект для изображения. Множество разнообразных форм,фактур, анализ анатомической конструкции тела. Особенно он сложен для детей,так как они имеют слабое объёмно-пространственное видение натуры, слабые навыкиработы различными изобразительными материалами.
Роль преподавателя художественной школы – помочь ученикуосвоить приёмы и методы натурного рисования фигуры человека, разобраться всложном конструктивном строении, особенностях изображения фигуры человека вразличных движениях и ракурсах.
При обучении используются различные принципы,помогающие ускорить процесс обучения. Учитываются возрастные и индивидуальныеособенности, уровень имеющихся знаний учащихся. У ребёнка должны бытьпервоначальные навыки работы графическими материалами, объёмно-пространственногомышления, понимания тональных характеристик сложной формы.
Рисунок начинается с наброска фигуры, определения еёобщей формы и движения, определения положения центра тяжести, площади опоры иосновных осей фигуры. Основные массы тела намечаются на основе формгеометрических тел, так же, как и детали фигуры. Первые наброски рекомендуетсявыполнять со стоящей одетой фигуры, находящейся в спокойной определенной позе,с явно выраженным положением корпуса по отношению к опорной плоскости ног.Делать их следует с разных точек по отношению к натуре. Наброски и зарисовкичаще всего делаются небольшого размера, поэтому работа над наброском человекаразвивает умение оперировать масштабными соотношениями, тренирует в определении«на глаз» пропорций фигуры. Освоив более простые формы, ребёнку будет прощеизобразить и достаточно сложный объект, а также более сложные ракурсы идвижения фигуры человека.
Изображение фигуры человека в разнообразном движении,различных ракурсах и поворотах – трудная, но очень интересная задача. Работанад набросками носит творческий характер, так как в ее процессе проявляютсясамостоятельность в выборе изобразительных средств и методов работы,оригинальность в решении изобразительных задач. Быстрый набросок служитпрекрасной подготовкой к длительной постановке – изображению фигуры человека.
Дополняя другие разделы учебной работы, занятиенабросками дает возможность постоянно совершенствовать мастерство в рисунке иживописи, проводить систематическое изучение натуры, разнообразитьизобразительный материал и технические приемы изображения натуры. Занятиенабросками требует систематической и целенаправленной работы, которая, несмотряна трудности в начальном периоде обучения, создает прочную основу для полученияизобразительной грамоты.
Особое значение приобретает набросок для развитияглаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщиквынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватитьлишь самое существенное, характерное для данной модели.
Особенно труден для начинающих первый этап, когданичего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия неживет на бумаге. На первых порах возможны неудачи, но в результатесистематических упражнений появляются необходимый опыт, легкость и уверенность.
В художественной школе выполнение набросков изарисовок в зависимости от характера исполнения можно подразделить на следующиевиды:
— наброски с натуры. Они выполняются с начала и доконца непосредственно глядя на натуру. Такой набросок может легко превратитьсяв зарисовку;
— наброски по памяти. Выполняются через некоторыйпромежуток времени после наблюдения, это как бы зафиксированная на бумагезрительная память.
При выполнении набросков и зарисовок необходимонацеливать учащихся на определенное количество времени (15-20 минут). Во времятаких упражнений приобретается навык быстрой работы, благодаря которому можнозапечатлеть выразительные ракурсы, краткие пластические мгновения. Нократкосрочный рисунок ни в коем случае не должен пониматься как упражнение наскорость, в котором за наименьший промежуток времени нужно передать как можнобольше деталей натуры. Задача краткосрочного рисунка — взять самое существенноеи характерное, то, что позднее позволит мысленно вернуться к натуре ивосстановить ее образ наиболее полноценно.
Очень важно для поддержания интереса учащихсяприменение разнообразных материалов. Это графитные карандаши различноймягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус(мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный ипрессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне), линер, маркеры,фломастеры. В зависимости от выбранной техники получается разный результат.
Важны наброски и зарисовки в процессе работы надкомпозицией. Здесь рисунок, выполненный за несколько минут, превращается всредство выявления характерных черт того или иного персонажа, помогаетсосредоточить внимание ученика на главном в композиции. Замечательный советскийхудожник К. Ф. Юон (1875—1958), придавая наброску с натуры важнейшее значениекак средству познания действительности, в процессе работы над композициейразработал ценную систему быстрого рисования. Он указывал: «Практические работынад композицией, вырабатывающие свободное и творческое овладение фигурами вдвижении, а также способствующие накоплению живого материала для егоиспользования в течение последующей работы заключаются в следующем:
— упражнения в схематических набросках лиц, фигур,животных;
— рисование по памяти и воображению фигур в движении;
— усвоение привычки альбомного рисования как встудиях, так, еще больше, в жизненной обстановке;
— коллекционирование альбомных зарисовок фигур,сценок, уголков жилищ, обстановок, тканей, костюмов, частей природы, процессовтруда, общественной жизни, домашнего быта;
— изучение в виде зарисовок городской и пригородной,детской, домашней, праздничной и повседневной жизни и всего богатстваисключительных или необычных моментов жизни и природы;
— зарисовки всего редкостного или типического, даваемогодействительностью».
Острое чувство характера приходит не сразу, и именнонаброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ идолго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику.
Рисуя фигуру, необходимо в первую очередь установитьотношение корпуса к опорной плоскости ног. Для этого мысленно проводятвертикальную линию вверх от внутренней лодыжки ноги, несущей нагрузку, иопределяют положение остальных частей фигуры. Складки одежды нужно передаватьтолько основные, и подчеркивающие движения. Чтобы определить пластическийхарактер позы, нужно мысленно уяснить отношение направления лини плечевогопояса к линии тазового пояса в зависимости от положения центра тяжести. При этомследует помнить, что при положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, линиятаза, находится в горизонтальном положении, а при центре тяжести, падающем наодну ногу, таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки. Рисуяфигуру спереди, определяют направление срединной линии, при рисунке со спиныэто будет линия позвоночника, благодаря подвижности которого тазовый и плечевойпояс могут находиться в разных положениях.
Необходимо сказать об объектах изображаемого. Увиделинтересную группу школьников — зарисуй ее. Привлекла внимание уходящая вдальулица, поваленное дерево, необычное растение – опять карандаш в руки. Такоесобрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяетнакапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в созданиикомпозиций. Рисование на улице, в общеобразовательной школе, в магазинах,учреждениях, стройках, во время экскурсий оказывает большую пользу. Помимонакопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть»действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же«видеть» — необходимый компонент художественного творчества. Рисовать надовезде. Информация, даваемая на уроке это всего лишь инструмент, необходимыйучащимся для работы. А результат владения этой информацией проявляется лишь присистематическом применении ее на практике. Обладать знаниями – это еще незначит хорошо рисовать. Как ни парадоксально на первый взгляд, но привыполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает полезно не «думать»а просто быстро и много рисовать. В результате получается не хуже, чем придлительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чащевыполняются наброски, тем лучше они получаются, появляется твердость линии,техническая грамотность, что является плодом тренированности и умения.
Большое значение имеет рисование набросков и зарисовокнескольких фигур. При изображении любой группы людей, даже состоящей издвух-трёх человек, необходимо путем сопоставления найти разницу в характерекаждого человека, требуется передача перспективных и масштабных особенностейкаждой фигуры. Необходимо при этом также передать наличие сюжетной связи междулюдьми всей группы.