The UK Bribery Act (далее – UKBA) принят британским парламентом в апреле 2010 г. и вступил в силу 1 июля 2011 г. UKBA не имеет обратной силы в отношении деяний, совершенных до указанной даты.
Документ заметно изменил существовавшее ранее законодательство, введя в оборот четыре новых вида правонарушений, связанных со взяточничеством. Определено два новых основных состава правонарушения: 1) обещание или предложение взятки . 2) требование, согласие на получение или принятие взятки (на территории Великобритании и за рубежом).
Кроме того, UKBA предусматривает дискретный состав – взятка иностранному должностному лицу, а также новое основание для ответственности корпораций – непредотвращение взяточничества. Последний состав особенно взволновал бизнес.
Хотя принятие рассматриваемых положений было «вдохновлено» соответствующим законом США – FCPA, UKBA значительно его превзошел. В отличие от предыдущих британских законов, UKBA не проводит различия между взяткой должностному лицу органа публичной власти и коммерческим подкупом – взяткой частному лицу. Получатель взятки просто должен осуществлять один из следующих четырех видов деятельности:
|
|
1) публичного характера .
2) связанную с бизнесом и торговлей .
3) профессиональную, осуществляемую в процессе выполнения трудовой функции .
4) осуществляемую объединением лиц либо от имени такого объединения.
Судебные органы Англии, Уэльса и Северной Ирландии рассматривают дела в отношении основных составов взяточничества, а также принимают к производству дела о взятках в адрес «иностранного должностного лица» даже в том случае, когда такое деяние совершено за рубежом, если подвергающийся судебному преследованию является гражданином Великобритании либо организацией, созданной в соответствии с законами любой части этой страны, либо, что особенно важно, физическим лицом – резидентом Великобритании.
Безусловно, самую большую озабоченность у бизнеса вызывают положения UKBA, предусматривающие ответственность компаний и товариществ (партнерств), в тех случаях, когда они не смогли предотвратить взяточничество, совершенное лицами, действующими от их имени. Субъектами данного правонарушения являются корпорации и партнерства, учрежденные по законам Великобритании, вне зависимости от фактического места ведения предпринимательской деятельности, а также любые другие корпорации и партнерства, осуществляющие бизнес в Великобритании. Правонарушение имеет место в ситуации, когда связанное с организацией лицо, в чьи обязанности входит предотвращение взяточничества, отнеслось к своим обязанностям небрежно, в результате чего не был предотвращен акт дачи взятки. В случае, если в организации не было специально назначено лицо, ответственное за мероприятия по предотвращению взяточничества, ответственность за совершенное правонарушение возлагается на топ-менеджеров.
|
|
Следует четко понимать, что компании придется нести ответственность не за сам факт дачи взятки, а за то, что была допущена небрежность при предотвращении актов взяточничества. Эксперты отмечают, что такой подход расширяет границы уголовной ответственности юридических лиц по сравнению с традиционными случаями, когда виновным является лицо, принимающее решения. Расширенные границы корпоративной ответственности теперь позволяют начать уголовное преследование компании даже в ситуации, когда любое связанное с ней лицо дает взятку в любых целях, имеющих отношение к бизнесу компании.
Руководители корпорации (директор, корпоративный секретарь, управляющий, партнер либо иное лицо, намеревающееся действовать в рамках таких полномочий) могут быть привлечены к ответственности за совершение правонарушения одного из основных составов, относящихся ко взяточничеству, в том случае, если они согласовывали либо допускали дачу взяток.
Если такие деяния были совершены за пределами Великобритании, то лицо, подвергающееся уголовному преследованию, должно иметь тесную связь с этой страной (например, быть ее гражданином или резидентом). Компаниям, ведущим бизнес в Великобритании, необходимо быть готовыми к тому, что британское антикоррупционное законодательство будет применяться в «американском стиле». Прокуратура Великобритании заявила, что намерена агрессивно применять UKBA в отношении как британских, так и международных компаний, а также использовать всю широту сферы применения UKBA и продолжать тесное сотрудничество с уполномоченными органами США.
Эксперты уверены, что первыми «пробными» делами будут расследования в отношении иностранных компаний, осуществляющих в Великобритании проекты, участие в которых местных компаний оказалось невозможно из-за коррупции.
Кроме того, одним из способов, которым правоприменительные органы будут добиваться исполнения UKBA и обеспечивать наложение крупных штрафов на нарушителей, может стать сообщение сведений о своей компании, аналогичное добровольному раскрытию информации в США.