Занятие с элементами тренинга по профилактике буллинга среди младшихподростков «Школьному буллингу — НЕТ!»
Цель: способствоватьпредупреждению и профилактике случаев буллинга среди учащихся младшего подростковоговозраста в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
-снижение агрессии и враждебных реакций подростков за счет развитиятолерантности и способности к эмпатии;
-формирование умений и навыков конструктивного поведения в конфликтныхситуациях;
-оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
-изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Участники: подростки11—13 лет.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Группа участников: 10—15 человек.
Оборудованиеи оформление: компьютер,проектор, экран,мультипликационный фильм «Helium»; отрывок сказки Г.Х.Андерсона «Гадкий утёнок»; три таблички: «ДА», «НЕТ», «Может быть», мячик;листочки бумаги и карандаши по количеству участников; просторное помещение дляудобства стулья расставлены кругом в центре стол.
Ход занятия
Педагог-психолог: — Здравствуйтеребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце!Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас всеполучилось, повернемся к своему соседу и поприветствуем особым способом.
Упражнение «Слава богу, ты пришел, потому что…»
Цель: создание положительного эмоциональногофона, сплочение группы.
Инструкция учащимся: Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говоритсоседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что…» – и объясняет причинусвоей радости.
Педагог-психолог: — Ребята, сейчас япрочитаю вам отрывок из сказки, а вы угадаете ее название. (Зачитываетсяотрывок из сказки «Гадкий утенок»)
— Итак, что же это за сказка? (Ответыучеников)
— Конечно, это сказка о гадком утенке. Адавайте вспомним, что было дальше. (Ответы учеников)
— Вы очень хорошо помните эту сказку.Правильно, утенка стали обижать. (Зачитывается отрывок из сказки «Гадкийутенок»)
— Ребята, скажите, какие чувства вы испытываетек утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? (Ответыучеников)
— А как вы думаете, почему обижали утенка? (Ответыучеников)
— Верно, он был не похож на других птиц этогоптичьего двора, а главное — он им не нравился. К сожалению, такоеявление бывает и среди людей. И сегодня мы с вами об этом поговорим.
II. Работа по теме занятия.
Педагог-психолог: — А сейчас я предлагаю вам посмотретьмультфильм «Helium».
(После просмотра)
— Бывают ли в вашей школьной жизниситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? (Ответыучеников)
— Как вы думаете, почему у героевтакие разные настроения, мироощущения жизни?(Ответы учеников)
— Итак,если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можемговорить о буллинге, то есть систематическом насилии, унижении, оскорблении,запугивании одних школьников другими.
Упражнение«Оценка»
Цель: развитие навыков объективногосамооценивания.
Инструкцияучащимся: Оцените себя по степени участия в буллинге в классе. Один палецозначает «я никогда в этом не участвую», два пальца — «иногда присоединяюсь, нопотом жалею», три пальца – «участвовал и мне это понравилось».
Резюмеведущего: — Как я рада, что никто из вас не считает, что буллинг- это хорошо иправильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, намбудет нетрудно вылечиться.
Упражнение «Чем мы похожи другна друга»
Цель: создание непринужденной, доброжелательнойатмосферы в группе.
Инструкцияучащимся: Каждому участнику предлагается найти что-то общее с другими. Первымвыбирает ведущий кого-то из группы, с кем у него есть определенное сходство,тот человек выходит в круг. (Например: мы похожи с Оксаной именами, у насодинаковый цвет волос, мы в блузках одинакового цвета, мы ходим в одну секцию ит.д.) Затем выбранный участник находим сходство со следующим членом группы, тоттоже выходит в круг. Упражнение выполняется, пока все участники не окажутся вкругу.
Дискуссия «Спорные утверждения»
Цель: формирование негативногоотношение к школьному насилию.
Необходимые материалы: в трехнаправлениях прикрепляются три таблички: «ДА», «НЕТ», «Может быть», мячик.
Инструкцияучащимся: Группе предлагаются предложения в утвердительной форме, и возможностьзанять какое-либо место под табличкой в зависимости от своего отношения кутверждению. После того, как все определились с ответом, каждый может высказатьсвое мнение, объяснить свою позицию.
Утверждения:
1. Я – хорошийчеловек.
2. Любую проблемуможно решить, пока человек жив.
3. Всегда ли нужновысказывать человеку мнение о нем?
4. Я считаю, чтообратиться за помощью не стыдно.
5. Я всегда говорюправду.
6. Лучше горькаяправда, чем сладкая ложь.
7. Если я увижу,что над кем-то издеваются, я обязательно вступлюсь, или расскажу тому, ктоможет помочь.
8. На все вопросыи утверждения, прозвучавшие здесь, я отвечал честно.
Игра«Спускаем пар»
Инструкцияучащимся: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротивдруга. Первый участник в паре вытягивает вперед свою руку. Второй участник впаре пытается опустить руку напарника: нажимая на нее сверху. Первый участникдолжен пытаться удержать руку, говоря при этом: «Я сильный». Теперь тоже самоедействие, но со словами: «я слабый». Меняемся.
Вопросы:
1.Когда вам легчебыло удержать руку?
2.Почему как выдумаете?
3.Какие чувства выиспытывали?
Упражнение«Подарок»
Цель:способствовать развитию самопонимания принимающего обратную связь.
Необходимыематериалы: подарочные конвертики с записочками, ручки.
Описание:Участникам предлагается придумать и написать какое бы хорошее качество онподарил товарищу (чье имя ему досталось). Начать предложение нужно со слов, например:«Я хочу подарить тебе…».
Упражнение «Я говорю всем большое спасибо»
Цель:поблагодарить участников за работу в группе.
Необходимыематериалы: не требуются.
Описание:ведущий предлагает участникам встать и, используя руки как при сурдопереводе, поблагодаритьвсех следующей фразой: « Я говорю всем большое спасибо!».