«Мои ученики будут узнаватьновое не от меня;
Они будут открывать это новоесами.
Моя задача — помочь имраскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Цели: познакомить сприемами работы на уроках, способствующих развитию функциональнойграмотности обучающихся начальной школы.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами и технологиями работы по функциональному чтению;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на мастер-классе слайд«Активныеметоды и приемы формирования функциональной грамотности у младших школьников»
А сейчас маленькая разминка. Ответьте,пожалуйста,на вопросы, только быстро
Метод «Разминка»
-Какое сегодня число? А день недели?
-Как кричит осел?
-Вытянутый круг.
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
-Наименьшее однозначное число.
-Ее наклеивают на конверт.
-Сколько гласных звуков в русском языке?
Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
Итак приступим. Одна из важнейших задач современной школы– формирование функционально грамотных людей. Установлено, что предпосылкойразвития ключевых компетенций является наличие определенного уровняфункциональной грамотности. Немного ранее грамотными людьми считали тех, ктоумеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность»относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, котораяявляется президентом русской ассоциации чтения:
слайд Грамотность- этобазовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться иосваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре итем самым расширять свой внутренний мир.
Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас помощников выполнить одно нехитрое задание.
— Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым своюготовность к дальнейшей работе.
— Спасибо.
— А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используятолько поднятую руку.
— Не получается?
— А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по Вашей руке?Получилось?
— Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.
— Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегоднясможем прийти к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы.
Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, котораяизвестна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
СЛАЙД
Называется она «Чайная церемония».видеоролик
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и далсвоим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел тамвесь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано насвитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что ониузнали.
— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайниккипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай вчайник,» –
добавил второй.
— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,»–
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробностичайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайнойцеремонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.– Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметилкто-то.
— Практические дела всегда говорят громче, чем слова,– ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение всотрудничестве», значимость практических знаний./
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал,что
СЛАЙД
— самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельнымтрудом;
— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты,это интерактивный метод;
— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мыдолжны учить детей.
Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле,говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколькоприемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированиюименно функциональной грамотности.
— Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения . (несколькопредположений озвучить)
— Спасибо!
— Таким образом, мы пришли к выводу: функциональнаяграмотность способность человека вступать в отношения с внешней средойи максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже вначальной школе!
Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компонентыфункциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместнойдеятельности.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можемперефразировать, что для ребёнка игра — это ЖИЗНЬ.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит толькосказать «А сейчас поиграем».
Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнаетновые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление гдеи как эти знания использовать в повседневной жизни.
Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участникиремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А яваш прораб. А кто такой прораб?
Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственныйруководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.
Название профессии, вы узнаете, выполнив первое задание. Каждый извас получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений.Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте названиесвоей профессии.
1 карточка.
А 1*9:3
Л 2*8:4
М 2*3:6
Р 34+9*4
Я 50-27:3
1 |
3 |
4 |
41 |
70 |
М |
А |
Л |
Я |
Р |
Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
2 карточка.
П 8*3:6
Т 3*(8:2)
Н 36:9*7
И 6*6
К 7*7
О 81:9
Л 72:9
4 |
8 |
9 |
12 |
28 |
36 |
49 |
П |
Л |
О |
Т |
Н |
И |
К |
Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева,постройкой деревянных зданий.
3 карточка.
К 64:8
Т 30:5
О 81:9
Е 56:8
С 20:4
К 6*7
И 7*5
Щ 3*9
Л 4*3
Ь 9*2
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12 |
18 |
27 |
35 |
42 |
С |
Т |
Е |
К |
О |
Л |
Ь |
Щ |
И |
К |
Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.
Работа в группах.
- Объединитесь в профессиональные бригады.
- Работа в группах. «Собери пазл» (Составить геометрическую фигуру и узнать с какой геометрической величиной будем работать).
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника
3 бригада – квадрат – площадь квадрата
- А теперь пришло время высчитать объем работ по каждой бригаде.
Задачи – расчеты.
- Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина |
Ширина |
Формула |
- Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина |
Ширина |
Формула |
- Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло квадратной формы со стороной 5см. найдите площадь этого стекла.
Сторона |
Формула |
Проверка работы по группам.
Мы можем застеклить окно, покрасить стены и уложить плинтус, а вотчтобы установить натяжной потолок, нужно знание теоремы Пифагора, но это ужедругая школа ремонта.
Подумайте выполняя такого рода задания какую грамотность мы сможемформировать ?
Выполнив это задание, мы с вами можем к нашему кластеру«Функциональная грамотность» добавить ещё один – «Математическая грамотность».
Что же такое математическая грамотность? Ваши предположения.
Слайд Математическая грамотность –способность человека мыслить математически , применять математику для решениязадач в разнообразных практических контекстах.
В продолжение «Школы ремонта», предлагаю вам следующее задание:рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьтесмету для покупки материалов.
1 бригада.
На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковызатраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимуюсумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
3 бригада.
1 м2 стекла стоит 105 руб. Скольконеобходимо денег для покупки стекла 25 м2?
Проверка работы групп.
— Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?
А значит, мы добавляем ещё один элемент – финансоваяграмотность.
Слайд что такое финансоывая грамотность-умениеиспользовать знания и навыки для принятия правильных решений,связанных сденьгами и тратами.
Это лишь малая часть компонентов функциональной грамотности,которые мы рассмотрели.
Как вы думаете, какая функциональная грамотность является главной,базовойфункциональной грамотностью?
Базовым навыком функциональной грамотности являетсячитательская грамотность. В современном обществе умение работать синформацией (читать, прежде всего) становитсяобязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимоуделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.Осознанное чтение является основой саморазвития личности-грамотно читающийчеловек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает мысли,свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности науроках русского языка, литературного чтения, но является гарантией успеха влюбой предметной области, развития ключевых компетенций.
Давайте вместе подумаем и дадим определение понятию читательскаяграмотность ( про кластер не забываю читательская грамотность)
Слайд Читательская грамотность-способностьчеловека понимать и использовать тексты, размышлять над содержанием,оценивать,прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять своизнания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Одним из инновационных методов формирования функциональнойграмотности по чтению, позволяющих добитьсяпозитивных результатов в формировании мыслительнойдеятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Технология критическогомышления (РКМЧП)
Цель:развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и вдальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,анализировать различные стороны явлений).
Даннаятехнология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап -«Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по даннойпроблеме. 2 этап — «Осмысление»: ответы на вопросы, которыесам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап -«Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенокна уроке по данной проблеме.
Здесьпредлагаю использовать следующие приёмы работы:
- Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения
служитповествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текстаопределяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текстчитается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказываютпредположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработкеу учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойногоотказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказалисьнесостоятельными.
- Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению
уровняосмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу,но и работу в парах и группах.
Структурасинквейна:
1.Существительное (тема).
2.Два прилагательных (описание).
3.Три глагола (действие).
4.Фраза из четырех слов (описание).
5.Существительное (перефразировка темы
- Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на
этапесамостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту,на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только впрямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры насобственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводитсяфронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеиваниелишнего.
Приём«Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как настадии объяснения нового
материала,так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкинадети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях,что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этимприемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» даетповод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
- Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,
помочьразрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставитребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказыватьлюбое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
- Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлениихарактеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы.Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя тексти свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатамииз текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В концеурока делается совместный вывод.
- Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепленияизученной темы. Например, детям предлагается написать продолжениепонравившегося произведения из раздела или самому написать сказку илистихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровняразвития.
- Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети
самостоятельно,пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяютсяв группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбиратьлучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
- Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается
построитьсобытия в логической последовательности. Данная стратегия помогает припересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказубольшого по объёму произведения.
- Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на
которыеможно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстыхи тонких вопросов
Дайте несколько объяснений, почему…?
ПочемуВы считаете (думаете) …?
Вчем различие…?
Предположите,что будет, если…?
Что,если…?
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верноли …? Было ли …?
Какзвали …?
Согласныли Вы…?
Даннаяработа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развиваетумение задавать умные вопросы. Классификация вопросов заставляетвдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Прием концептуальная таблица особеннополезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению,а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит
.Приём«Верные/ неверные утверждения»
До чтения текста
+/-
После чтения текста
+/-
.Приём «Кубик (ромашка)Блума» (технология активно-продуктивного чтения)
Награнях кубика написаны начала вопросов:
- Почему?
- Объясни
- Назови
- Предложи
- Придумай
- Поделись
- Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Дляформирования читательского умения интегрировать и интерпретироватьсообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качествепроверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении новогоматериала.
Знакомствос порядком морфологического разбора имени существительного. Составлениерассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1)Имя существительное обозначает…
Отвечаетна вопросы…
Начальнаяформа имени существительного — … падеж…числа.
2)Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или….
… или…
Относятсяк … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Именасуществительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительныеизменяются по … и … .
3)В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имясуществительное не является членом предложения, если… .
- Прием «Верите ли вы, что…»
Формируемумения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать ужеимеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и вто же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически восприниматьинформацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимсяпредлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтениятекста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результатыобсуждаются.
Прием ПОПС-формула
Вданном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующиечетыре момента «ПОПС — формулы»:
П– позиция
О– объяснение (или обоснование)
П– пример
С– следствие (или суждение)
Ноэтот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы непредложили начало предложений.
Первоеиз предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Ясчитаю, что…».
Второепредложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потомучто …».
Третьепредложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции напрактике) начинается со слов:
«Ямогу это доказать это на примере …».
И,наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается сослов:
«Исходяиз этого, я делаю вывод о том, что…»
ПОПС-формула дает возможность ученикунаучиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познаниюнового, опираясь на собственный опыт.
Составим Попс формулу -функциональная грамотность
Еще одну функ.грамотность мы формируем в начальной школе
слайд Естественнонаучная грамотность –способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания дляраспознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и уменияиспользовать их в дальнейшей жизни.
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младшихшкольников очень многообразны. Грамотное их использование и правильнаямотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускниканачальной школы полностью соответствующего ФГОС.
Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время,поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась паказатьнекоторые приемы, которые можно использовать в работе.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотностиможно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход,полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок,необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженнойработой, используя современные педагогические технологии, деревонезамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки(ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных ксаморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постояннопополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентнойработы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональнойграмотности младших школьников.
РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надовысказать свое мнение:
Большой – для меня было интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно
Пожелание.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!