Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Шуйская ДШИ»
Методическое сообщение
«Базовая информация о линии и штрихе врисунке»
дополнительная общеразвивающаяобщеобразовательная программа
художественной направленностиизобразительное искусство
Подготовил преподаватель: Е.Г. Апциаури
Май, 2021 год
Содержание
Введение |
|
2
|
1. Основная информация о линии и ее роли в рисунке |
|
2
|
2. Основная информация о штрихе и его роли в рисунке |
|
4
|
2.1.Разновидности штриха и особенности нанесения |
|
4
|
3. Линейно-штриховая графика |
|
9
|
4. Почему важно отрабатывать упражнения по линиям и штрихам |
|
11
|
Список использованной литературы |
|
13 |
Введение.
Графический рисунок имеетбольшое значение в практической деятельности школьника изучающегоизобразительное искусство. Он играет важную роль в определении контура, формы,объёма предметов и их расположения в пространстве.
В наше время графика иматериалы для графики стали настолько разнообразны, что каждый желающий может выбратьдля себя подходящий стиль.
Можно рисоватькарандашом, углем, тушью пером, тушью кистью, ручкой (капиллярной, гелевой,шариковой), маркером, линером, кистевым маркером (брашпеном).
Изтеоретического и практического опыта прошлого в изобразительном и прикладномискусстве принято выделять четыре элемента графики: линию, штрих, пятно иточку. В данной работе мы поговорим о линиях и штрихе.
1. Основнаяинформация о линии.
Линия – первое и главное изобразительное средство.
Линия может передавать движение, настроение, степень легкости.Она может быть мягкой и жесткой, статичной и бегущей, ползущей, летящей,веселой, грустной (рисунок 1). Но самое главное линия может бытьпрофессиональной или любительской. Под рукой художника линия оживает, онастановится то уже, то шире, то яркой, сочной, то легкой, исчезающей, токолючей, то ласковой. Линия должна нести смысловую нагрузку, или выполнятькакую-либо функцию.
|
|
Мягкие, плавные линии |
Жесткие, колючие линии |
Рис. 1
Так же не малую роль в рисунке играют вспомогательныелинии.
К вспомогательным линиям относятся элементыпостроения: оси, плечики, связующие линии. Эти линии в натуре не существуют, ноони помогают изобразить предмет более натуральным и осязаемым. Главная осьцилиндра и любого другого симметричного предмета нужна, чтобы правильнонарисовать эллипсы, найти симметрию, границы света и тени. При помощивспомогательных линий, то есть лучей от лампы находим границу падающей тени предмета(рисунок 2).
|
Рис. 2 |
Можно даже сказать все контуры — это вспомогательныелинии.
Вспомогательные линии нужны для того что нарисоватьформу правильно, определить пропорции, найти упрощенный силуэт. Разберемиспользование вспомогательных линий на примере рисунка дуба (рисунок 3).
Вспомогательно отмечаем внешние края: сверху, снизу,справа, слева. Рисуем треугольник кроны. Другими словами грубый и приблизительныйсилуэт.
Рис. 3
Далее, уточняя детали формы кроны, мы опираемся наформу этого вспомогательного треугольника.
Применение разных похарактеру линий дает обучающимся возможность решать пластические ипространственные задачи. Линия обучающихся художественного отделения отличаетсяот “Чертежной”, проведенной по линейке, так как она получается прямая и тонкая.Линия на рисунках детей необычная; она “живая”, динамичная, меняющаяся иускользающая. Юные художники не могут обойтись без неё в своем творчестве, таккак линия несет в себе информацию об изображении.
2.Основная информация о штрихе и его роли в рисунке.
Штрих – это основной способ, используемый в рисунке играфике для того, чтоб вылепить форму, создать пятно, выразить пространство.Штрих – выразительное средство ритмичных линий, как правило, параллельных.
Штрих всегдасоседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, гдедоминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительногоискусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них:Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, Г. Доре, М.А. Врубель- у них есть немало произведений, которые по преобладанию штрихового выраженияформы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.
2.1.Разновидностиштриха и особенности нанесения
Можно выделитьнесколько основных разновидностей штриха (рисунок 4):
Рис.4
1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандашдвигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий назигзаг.
2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Уголпересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуетсянекрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».
3. Штриховка, при которой карандаш касается бумагитолько тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводитлинию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховкипозволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняетсяштрихом ровно, без стыков и «швов».
4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие жекак в штриховке под номером 3, только по окружности.
5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Ноколичество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, чтопозволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.
6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом.Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.
7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаютсяпод разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошоподходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.
8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слойодин, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такаяштриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильныхформ, например, каменистой фактуры.
При работе над тональным рисунком, нужно помнить, чтоштрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму.При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами:силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих недолжен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немногопросвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производитплохое впечатление.
В рисунке часто приветствуется короткий штрих, которыйможно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать,например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяютсяв блок. На рисунке ниже приведен пример того, как это можно сделать (рисунок 5):
Рис. 5
Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетаниеработы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е.широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используетсякаждый из этих подходов — как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха(рисунок 6):
Рис.6
Штрихуя объемные предметы мы послойно «накладываем» разныевиды штриха друг на друга (рисунок 7).
1 |
2 |
3 |
4 |
Рис. 7
Сочетать штрихи можно несколькими способами:
1. Широким штрихом можно сделать основу рисунка —первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.
2. Соседство широкого и острого штрихов создаетинтересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можнопрорабатывать массу листвы в кроне дерева.
3. Мягкие материалы тканей, мех, листва… —прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальностьтакой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла,гипса и т. д. Т. е. там, где нужна чёткость и жесткость.
3. Линейно-штриховая графика
Линия и штрих постоянно сопутствуют друг другу. В случае, когдалиния и штрих вносят более или менее равноценный вклад в создание рисунка, то этопозволяет говорить о линейно-штриховой графике.
Линейно-штриховые изображения развивались с ранних периодовистории искусства. Штрих конструктивно поддерживает линию уже в европейскойгравюре на дереве первой половиныXV в. Развитие искусства рисования, а вместе с этим и мастерства переводарисунков на гравюру уже к началу XVI в. довело применение техники линия-штрих до виртуозного мастерства. В XVI в. штрихи становятся более округлыми, утончающимися в сторону света имягко входящими в линию. Гравюры с рисунков А. Дюрера, Л. Кранаха, Г.Гольбейна-младшего и др. художников прекрасно это подтверждают (рисунок 8,9).Энергичные, темпераментные линейно-штриховые рисунки имеются у Микиланжело,Тициана, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи.
|
|
«Меланхолия» А. Дюрер |
«Пляска Смерти» Г. Гольбейн-младший |
Рис.8 |
Рис.9 |
Наиболее сознательно, по собственной глубоко продуманной системеприменял линию и штрих А. Дюрер в сериях гравюр Жизнь Марии,Малые страсти. Мастерами в плане использования линии и штриха былибратья Ганс Зебальд и Бартель Бехамы. Также широко известны ГансГольбейн-младший и Лукас Кранах, работавшие примерно в одно и то же время. Слегкой разработкой штрихом гравировал Августин Хиршфосель, он известен восновном по иллюстрациям к книге Записи о московских делах З.Герберштейна. Популярен также в этой среде художник Вольф Губер (Пейзаж сцерковью). Особого внимания заслуживают рисунки и офорты Франсиско Гойя.Острота видения и глубина чувств, изливаемых на плоскость листа, не дают емувозможность для размеренной обработки объема.
Древнерусские художники мастерски владели законами графическогоизображения. Рисунком кистью на левкасе начиналась работа над иконописнойкомпозицией, и кончалась она доводкой энергичными мазками (штрихами) в складкаходежд и нанесением узорочья. На Руси штрих использовался как дополнение линий всоздании характера, позы, движения, состояния. Также, штрих часто брал на себяфункции выявления фактуры. Изображений, исполненных с помощью линий и штриха,много в древнерусской миниатюре и в русском лубке. Штрих здесь выполняет чистодекоративную роль. Русская академическая школа рисунка, так же как и другиеевропейски школы, декларирует построение изображений на основе линии и штриха.Об этом могут говорить рисунки А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни, О.А. Кипренского, К.П.Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И.Сурикова, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др (рисунок 10,11).
|
|
«Итальянка с ношей на голове» К.П. Брюллов |
«Рисунок головы» В.И. Суриков |
Рис. 10 |
Рис. 11 |
В советский период данный подход к рисунку в корне изменился ипродолжал развиваться. Так рисовали В.А. Фаворский, А.Ф. Пахомов, ныне ихтрадиции продолжают и современные художники. Из истории русской гравюрынаиболее известны линейно-штриховые изображения таких художников, как А.И.Кравченко, А.Д. Гончаров (рисунок 12).
|
«Портрет старухи» А.Д. Гончаров |
Рис. 12 |
4. Почему важно отрабатывать упражнения полиниям и штрихам?
Для того, что бы освоить любо из направленийизобразительного искусства, будь то живопись или скульптура, необходимо уметьприменять основные элементы графики, в том числе линии и штрих.
Поэтому начиная учитьсярисовать, первоклассникам художественного отделения необходимо освоитьтехнические приемы владения графичными материалами, которые будутспособствовать успешному усвоению практики изобразительной грамоты.
Первоначальные занятиянапоминают физические упражнения. Они развивают динамику и укрепляют мелкиемышцы кисти руки для определенной, требующей точности, длительной работы вовремя рисования. Не следует думать, что, проделав несколько раз учебные упражнения,можно считать себя достаточно подготовленным. Для развития художественногомастерства необходимо постоянно работать, улучшать владение навыками. Техникработы линией и штрихом много, и каждый обучающийся использует их по-своему.Используя на занятиях линию, мы определяем форму и обозначаем ею контуры,выявляем объем и пространство, а изменяя тональность, юные художники могутпередать воздушную перспективу, умело используют контраст и нюанс, простымисредствами решают различные композиционные задачи.
Тренировка спростыми и прямыми линиями необходима, если рука профессионально не поставлена.Начало лежит в том, чтоб получались длинные и короткие ровные линии в заданномнаправлении. Параллельно тренируем штрихи — они должны быть ритмичными, осознандолжен быть их наклон, интервал и нажим штриха. Тренировка делается разнымиграфическими материалами, такими как ручка, линер, карандаши различнойтвердости. Научившись на простых линиях и простых штрихах – ученик большеуверен в более сложных заданиях и постановках. В любом случае опыт нуженпрактический — для уверенной связи — глаз — мозг — рука — рисунок — глаз.
Список использованной литературы
1. Звонцов В.М. Основы понимания графики — Москва:Издательство Академии Художеств СССР, 1963
2. Фаворский В.А. О графике как основе книжногоискусства // Искусство книги. — М., 1961
3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособиедля студентов вузов. — М., 2008.
4. Ресурс сети Интернет: http://artlab.club/school/tekhnika-pravilnoj-shtrikhovki.html.
5. Ресурс сети Интернет: http://zaholstom.ru/?page_id=2233.