Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение
«Белоомутскаяшкола – интернат для обучающихся
с ограниченнымивозможностями здоровья»
Выступлениес докладом на методическом объединении учителей
«Наставничествов образовании: современная теория и инновационная практика в работе учителя –дефектолога»
Подготовила учитель – дефектолог:
Келина Е.Н.
11.10.2022г.
В любой профессии на начальном этапе профессиональной карьеры человекиспытывает затруднения. И от успешности адаптации зависит удовлетворение своейпрофессией, а в дальнейшем – желание строить свою профессиональную карьеру. Профессиональнаяадаптация молодого учителя характеризуется очень высоким эмоциональнымнапряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первыхсамостоятельных шагов. На данном этапе большую роль играет наставничество.
Наставничество – это помощь молодому учителю в повышении его профессиональнойкомпетентности и закреплении в образовательном учреждении.Педагог-наставникне только делится своим опытом, но и сам учится у молодого педагога, расширяетсвой арсенал навыков и умений.
В нашем коллективе с 2021года появился новый специалист учитель – дефектологКарташова О.И. Являясь наставником молодого специалистамною были определены цель и основные задачи работы с ней.
Цель: создание условий для профессионального роста, развитие профессиональных умений и навыков, снижение проблем адаптации и успешномувхождению в профессиональную деятельность.
Задачи:
1.Привитие интереса начинающего дефектолога к профессии.
2.Изучение нормативно-правовой документации.
3.Оказание помощи по ведению документации.
4.Использование коррекционных технологий в процессе образовательной деятельности.
5.Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Я осуществляла наставничество какметод обучения начинающего педагога-дефектолога по модели «Расскажи-покажи — сделай».
Этамодель содержит три основных шага.
«Расскажи» — первым шагом является знакомство учителя-дефектолога снормативными документами, методическими материалами. Были проведены беседы,консультации. Далее заполнялись диагностические материалы, обсуждалась поэтапнокоррекционная работа по развитию познавательной сферы обучающихся с ОВЗ,развитию слухового восприятия, развитию элементарных математическихпредставлений. Главное педагог — наставник не учит копировать его работу, апомогает начинающему специалисту выстроить собственный план саморазвития исамосовершенствования.
2-ой шаг — «Покажи». Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чемсто раз услышать». Обучение молодых специалистов не может бытьэффективным без показательных занятий, документации наставнику. Былипроведены коррекционно – развивающие занятие направленные на развитие ВПФ (внимания,памяти, мышления, восприятия, математических представлений) и т.д.
Рассказала и показала как заполняютсяиндивидуальные карты развития обучающихся, как проводится диагностика и покаким методикам.
3-ий шаг — «Сделай». Я в течениегода посещала коррекционно – развивающие занятия Ольги Ивановны. Тактичносоветовала, как правильнее и эффективнее проводить занятия.
Ольга Ивановна добросовестный, отзывчивый,исполнительный, творческий человек, любящий свою профессию и детей. Онаработает надсозданием портфолио. Публикует статьи в сетях интернет. Участвует в конкурсах ивикторинах Всероссийского, а так же регионального и муниципального уровня.Создала и ведет свой сайт на образовательном портале «ns-portal.ru».
В заключение хочу дать совет всем педагогам.Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки. Не получилосьсегодня — получитсязавтра. Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом итворчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь желаемыхрезультатов.