Усалко М.В.,
учитель истории и обществознания,
куратор проекта «Педагогический класс»
Педагогический класс в МБОУ «СОШ №12»
как основа профориентации педагогическойпрофессии
Многолетний опыт педагогическогообразования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеетдопрофессиональная подготовка. Одной из самых проверенных и эффективных формявляются педагогические классы.
Ведущая деятельностьстаршеклассников, обычно именуемая как учебно-профессиональная, ориентированана получение будущей профессии. Если школьники решили продолжить образование,то им интересны, главным образом, такие предметы, которые значимы в ихпрофессиональном становлении.
Психологами установлено, чтоименно в старшем школьном возрасте усиливается сознательное и избирательное отношениек учению.
Педагогический класс – это профильная форма обучения,содержательно и технологически ориентированная на приобщение обучающихся к педагогическойкультуре и педагогическим профессиям. Цель педагогических классов – созданиесоциальной ситуации развития обучающихся посредством открытойпрофессионально-образовательной среды. Основным механизмом деятельностивыступает психолого-педагогическое сопровождение профессиональногосамоопределения обучающихся. Обучаясь в педагогическом классе, учащиеся имеютвозможности: развивать свои способности, навыки проектирования и коммуникации;приобретать опыт профессиональных проб в социальной сфере деятельности, опытвзаимодействия со студентами, преподавателями колледжа, педагогами другихобразовательных организаций.
С учетом того, что профессиональное становление – этоспециально организованный и длительный процесс согласования личностных исоциально-профессиональных потребностей обучающихся, в нашей школе быливыбраны две модели деятельности педагогических классов: пропедевтическая/планируется/ и традиционная.
Традиционнаямодель проходит апробирование в рамках часов внеурочной деятельности в процессепредпрофильной подготовки и профильного обучения (гуманитарный профиль).
Обучение в педагогическом классе МБОУ «СОШ № 12»началось в сентябре 2022 года. Наша школа принимает участие в реализацииФедерального проекта. За это время накоплен небольшой опыт работы состаршеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя.
Актуальностьсоздания профильного педагогического класса связана, в первую очередь, сотсутствием в учебном плане школы таких предметов, которые бы расширяли иуглубляли представление старшеклассников о педагогических профессиях. Цельдеятельности профильного класса — формирование у учащихся 10-11-х классовустойчивого интереса к профессиям педагогической направленности и, всоответствии с этим, — выявление способных к педагогической профессии учениковдля оказания им своевременной поддержки. Среди основных принципов деятельностипрофильного педагогического класса следует выделить:
-принципмногомерности и нелинейного проектирования образовательного процесса;
-принцип гуманистической ориентации;
-принцип единства коллективных и индивидуальных форм организации деятельности;
-принцип направленности на развитие социально-успешной личности.
Основной вектор занятий в профильном педагогическомклассе направлен на базовую психолого-педагогическую подготовкустаршеклассников, формирование у них коммуникативных умений и навыковмежличностного взаимодействия, а также устойчивого интереса к профессиямпедагогической направленности.
Учебный план профильного педагогического классасостоит из трех частей: базовые учебные предметы (48%), профильные учебныепредметы (38%) и часть, формируемая участниками образовательного процесса(14%). При составлении плана важно устранять эффект эмоционального пресыщения,т.е. чередовать организационные формы обучения, поэтому представлены следующиеблоки дисциплин:
-«Психолого-педагогический» (напр., основы самообразования, социально-адаптивныйтренинг, игры на знакомство);
-«Информационно-математический» (напр., цифровые технологии и Web-дизайн,математика);
-«Естественнонаучный» (напр., ОБЖ, химия в экспериментах, астрономия ипрактическая физика);
-«Социально-гуманитарный» (напр., социология, философия, право иобществознание);
-«Филологический» (напр., риторика, разговорный английский, занимательнаяграмматика).
Отдельно выделен блок под названием «Педагогическая мастерская»,включающий активные переменки, практические занятия, волонтерскую деятельностьна примере проведения социальных акций.
Учебный план включает в себя уроки основ педагогики,истории педагогики и педагогический практикум. Деятельность педкласса на разныхэтапах была связана с тем, что кроме элективного курса по педагогике, введенкурс по психологии.
Занятия по истории педагогики позволяют ученикампознакомиться с жизненным путем и образом мыслей выдающихся педагогов:Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинским, А.С.Макаренко. Особенно интересно прошел круглыйстол по теме «Педагогика: традиции и инновации».
Занятия по основам педагогики проходят в форме лекций,с использованием ИКТ, презентаций и носят теоретический характер.
Кроме того, важным является социальная направленностьдеятельности учеников педагогического класса, так как это позволяет показатьшкольникам предназначение деятельности учителя, его направленность на служение государству,обществу, воспитание личности. Накоплен большой опыт работы в этом направлении.В педагогических классах реализуются различные социальные проекты, акции,ребята ведут поисковую, краеведческую, волонтерскую работу, оказывают помощьдетям-инвалидам и детям ОВЗ, являются активными участниками школьногосамоуправления «Содружество учащихся» и РДШ. Все это является основой дляразвития как личностных качеств, необходимых для учителя, так и возможностьюдля ребят реализовать себя, приобрести социальный опыт.
Все образовательные блоки вариативной частипредусматривают не только усвоение теоретических знаний, но формированиепрактического опыта учащихся. Отбор содержания и структура программыосновываются на логике спиральной последовательности освоения её содержания.Следуя идеям работы обозначим педагогические условия эффективностипрофессионального самоопределения старшеклассников:
1.Формы и методы обучения необходимо соотносить с теоретическими знаниями ипрактическим опытом профессиональных проб. Так, например, по теоретическомублоку: текущий контроль предполагает участие в анализе педагогических ижизненных ситуаций, психологических играх, тренингах и самодиагностиках;итоговый контроль — написание эссе и выполнение проектов. Практический блокпредусматривает защиту проектов, участие в олимпиадах, подготовку публикаций порезультатам исследовательской работы, педагогические пробы, доклады наконференции, защиту проектов. Темыпроектов ученики выбирают самостоятельно и согласуют их на занятиях спреподавателями.
2.Использование активных методов обучения. Учащиеся создают постеры «Выдающиесяпедагоги прошлого и современности», проводят уроки, мастер-классы, акции и т.д.
3.Применение мультимедийных учебных тренажеров на занятиях «Введение впедагогическую профессию» для расширения формы взаимодействия педагога иучеников.
Опыт работы с педагогическим классом позволяетвыделить педагогические риски, требующие мобильных способов их разрешения.Понимая под рисками возможность возникновения потерь и получениенезапланированных результатов, отметим наиболее значимые. С учетом спецификипедагогической деятельности значима мотивированность ее выбора. Опыт показал,что основным принципом создания педагогических классов выступает принципдобровольности. Включение учащихся в педагогический класс должно осуществлятьсяна основе личного желания и результатов диагностики профессиональныхпредпочтений. Значимым риском работы с обучающимися педагогических классоввыступает рассогласование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных ипредметных) модульных программ. На этапе разработки учебных программ важносогласовать не только результаты, планируемые в рамках внеурочной деятельностиФГОС основного и среднего общего образования, но и «мягкие» (soft), «жесткие»(hard) компетенции педагогического образования. Функционирование педагогическихклассов выстроено с учетом взаимодействия обучающихся и родителей, педагогов ичленов администрации образовательных организаций, социальных партнеров. Согласованностьценностно-смысловых, содержательно-организационных аспектов функционированияпедагогических классов обеспечивает кумулятивный эффект педагогизацииобразовательной среды. Риском может выступать отсутствие нормативно-правовогообеспечения организации работы педагогических классов на всех уровнях:федеральный и региональный (регламентирующие официальные документы,инструктивно-методические письма министерства просвещения РФ), локальный(приказы, распоряжения, положения, программы, планы, календарно-тематическиепланы, календарные графики проведения профпроб). Нормативно-правовоеобеспечение регламентирует различные аспекты функционирования педагогическихклассов, возможностей / ограничений новых форм работы и возникающих идей.Поэтому важно согласование управленческих процедур через конкретные формыорганизации, ролевые предписания, мониторинг качества процесса и пр. Взаключении отметим, что в современных условиях организация деятельностипедагогического класса является основой для профессионального самоопределенияобучающихся. В педагогическом классе создаются возможности каждому осознатьсвои потенциалы, проявить себя в профессиональных пробах, по-новомувоспринимать педагогическую действительность. Это особо актуализируетпостоянный поиск оптимальных и эффективных способов организации педагогическихклассов, методов и форм их работы.
Таким образом, методическое сопровождение организации занятий впрофильном педагогическом классе с использованием проектных и игровых методовнацелено на самоопределение старшеклассников в педагогической профессии испособствует уточнению их образовательной траектории для последующего обученияв университете. Среди основных направлений деятельности профильногопедагогического класса особо следует отметить:
— интеграцию ресурсов школы и вуза для погружения учеников в педагогическуюпрофессию; выбор игровых технологий и творческих проектов как ведущих методовобучения старшеклассников;
-выявление межпредметных связей профессиональной направленности в психолого-педагогическом,информационно-математическом, естественнонаучном, социально-гуманитарном,филологическом блоках и творческой мастерской вариативной части образовательнойпрограммы.