В обучении правописаниюосновным является решение орфографической задачи. Решить орфографическую задачуученик может, если видит нужную орфограмму. Умение увидеть орфограммы называюторфографической зоркостью, но неумение выделять орфограммы на письме – одна изпричин, тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантовучащиеся не применяют правил по той простой причине, что не находят в словемест, где нужно его применять. Отсюда в диктантах учащиеся допускают многоошибок. Наша задача научить детей пользоваться разрешающими алгоритмами.
Алгоритм — совокупностьдействий для решения поставленной задачи. В русском языке под алгоритмомследует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какойпоследовательности нужно выполнить, чтобы применить правило. Благодаряалгоритму, можно четко разложить сложные действия на части и описать шаги вприменении правила.
Использованиеразрешающего алгоритма дает конкретный результат: ученик определяет, что словосодержит орфограмму «Безударная гласная в корне» и использует один изразрешающих алгоритмов. Правописание безударной гласной в корне слова –одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкостьправила её написания. Ошибки на правописание безударной гласной в корне — самыераспространенные.
В этом направленииузкими специалистами проводится большая работа, но дети все равнодопускают ошибки. Это можно объяснить следующими причинами:
1. Невнимательность.
2. Нет орфографической зоркости;
3. Орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
4. Допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
5. Не понимает значения слова;
6. Работает медленно, не успевает применить свои знания.
Правописание парныхсогласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видетьизучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных. Значит,умение обнаруживать орфограмму, залогом грамотного письма. И здесь нам вновьпомогут алгоритмы. Выполняя на занятиях различные упражнения, дети научатсянаходить данную орфограмму и применять алгоритм выбора правильного написаниябукв парных согласных.
Известно, что одной из«болевых точек» начального курса является проблема формирования умениябезошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных. Длятого, чтобы помочь ребенку правильно определить падежное окончание именисуществительного, мы применяем алгоритм.
В чем же эффективность алгоритмов?
Эффективностьиспользования алгоритма в том, что развивается орфографическая зоркость, а этооснова грамотного письма.Работа с алгоритмами способствует развитию логичностивысказываний учащихся; сознательному усвоению правила, помогаетслабым ученикам успешно пользоваться правилом.
При точном соблюдении всех шагов алгоритм всегда приведет к правильному решению,глубокому пониманию и усвоению правил. Процесс обучения орфографии можетпроходить более интенсивно и быть более результативным, если работа по применению алгоритмов правила и алгоритма действия будетпроводиться нами систематически и доведена до автоматизма. Атак же эффективность и результативность работы зависит от многих показателей:эмоционального настроя ребенка, психологического комфорта в классе, от уровнясформированности познавательных интересов и др.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Эффективность использования алгоритмов на занятиях.
-
2 слайд
-
3 слайд
-
4 слайд
ПРИЧИНЫ:
Невнимательность.
Нет орфографической зоркости;
Орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;
Допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
Не понимает значения слова;
Работает медленно, не успевает применить свои знания. -
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО УЗНАЮТ ПО ВОПРОСУ.
Действуй так:
1. Найди то слово, которое именем существительным командует (?).
2. Задай от слова-командира нужный вопрос.
3. Узнай и назови падеж. -
10 слайд
находить имена существительные;
выделять окончания;
определять, ударное окончание или безударное;
показывать «сигнал опасности». -
11 слайд
ЭФФЕКТИВНОСТЬ:
развитие орфографической зоркость;
развитие логичности высказываний;
сознательное усвоение правил;
развитие памяти, логического мышления;
увеличение словарного запаса.