Методическое объединение Тема: Взаимодействие ДОУ с семьей
Доклад к презентации
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ».
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
1 слайд Признание приоритета семейноговоспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Семья и дошкольное учреждение – два важных институтасоциализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннегоразвития ребёнка необходимо их взаимодействие.
В дошкольном образовательном учрежденииребёнок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другимидетьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничноеразвитие дошкольников без активного участия его родителей вобразовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому большое внимание вдошкольном образовательном учреждении должно уделяться работе с родителями.Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменитьроль института семьи в формировании личности, какими быквалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходитпервичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка.
2 слайд Основной целью взаимодействияпедагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единогопространства или алгоритма «родители – дети – педагоги». Для достижения данной целиперед сотрудниками дошкольного образовательного учреждения ставятся следующиезадачи: 3 слайд
— создание условия для участия родителей вжизни ребенка в детском саду;
— установление партнерских, доверительных,уважительных отношений между педагогами и родителями
— оказание психолого-педагогическойподдержки родителям ввоспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания,охраны и укрепления здоровья детей;
— непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросахвзаимодействия с семьей воспитанников.
Признание приоритета семейноговоспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения.Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество– это общение «наравных», где никому не принадлежит привилегия указывать,контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организациисовместной деятельности, которая осуществляется на основании социальнойперцепции и с помощью общения.
4 слайд Перейти к новым формам отношений родителей ипедагогов возможно только при становлении детского учреждения открытойсистемой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детскогосада. Родители,члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольномучреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Этоможет быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители судовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогутв оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Такимобразом, от участия родителей в работе дошкольного учреждениявыигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети.Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильныеи слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи,а иногда просто поучиться.
«Открытость наружу»-означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готовсотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами,вовлекать родителей кучастию в конкурсах.
Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:
5 слайд
Социальный анализ состава семьи (чтопомогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,подобрать интересные формы взаимодействия с семьей);
Использование видеозаписей наблюдений деятельностиребенка (втечение года ведется видеозапись образовательной деятельности)
Информационные стенгазеты (представление интересных моментовжизнедеятельности ребенка в детском саду);
День открытых дверей (родители знакомятсяс задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворенияестественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всегоспособ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами иприемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое участи родителей поверхностноемнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство сорганизацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя,его манерой общения с детьми может многому научить.
«Круглый стол» (обсуждениес родителями актуальныепроблемы воспитания); Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, нои самих педагогов. Можно предложить для обсуждения различные ситуации изсемейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типахсемей, что еще больше активизирует участников встреч.
Интерактивные – досуговые мероприятия.(всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так имуниципальном, участниками, которых являются дети, родители,педагоги);
Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-тоновое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаряэкспериментированию вместе с родителями вне детского сада
Мастер-классы (где руководителем можетбыть не только педагог, но и ребенок, родитель
Собрание – деловая игра (имеет своейцелью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях испособах ее решения);
Собрание – конкурсы (на которых, родители,получив информацию кразмышлению а также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важныхразделов программы или успехов детей по освоению программы);
Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечаютинтересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельнымвопросам); Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться запомощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимновыяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов озамеченных необычных проявлениях детей.
Коллектив детского сада сегодня долженнаходиться в режиме развития, а не функционирования; представлять собоймобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей (одиночки,семейные пары, безработные, очень обеспеченные и т. д., ихобразовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этогоспециалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей.
Если работа с родителями иеё анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты:
6 слайд родители из «зрителей» и «наблюдателей» станутактивными участниками встреч и помощниками воспитателя, так как тем самымсоздастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей каквоспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственнымиучастниками воспитательно — образовательного процесса своих детей, ощущая себяболее компетентными в воспитании детей.