МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственное автономное образовательное учреждение
высшегообразования
«КРЫМСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙАГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Документ в современном обществе»
Тема доклада: Рольдокумента в коммуникационном пространстве информационного общества
Выполнил:
Обучающийся: Джуган Максим Алексеевич,название учебного Прибрежненский аграрный колледж «КФУ им. В.И. Вернадского»,Компьютерные Сети 09.02.02, 1 курс
Научный руководитель:
Васина Татьяна Викторовна, преподавательпервой категории
Прибрежное, 2021
Оглавление
Введение…………………………………………………… 2
Глава1.
Документ как уникальный социальныйфеномен………………………………………………………… 2
Глава 2. Общая теориядокумента…………………………………… 3
Глава 3. Функции документа………………………………… 4
Заключение……………………………………………………………….. 5
Список используемойлитературы……………………………………….. 6
Введение
Целью данной работы является проведение исследованияпроцесса развития и становления научных дисциплин, объектом изучения которыхявляется документ, его роль в коммуникационном пространстве информационногообщества. Предметом изучения является документ как продуктчеловеческой деятельности и уникальный социальный феномен.Задачи, решаемые в ходе работы: рассмотреть становление и развитие документоведческогосообществафакторы,стимулировавшие общетеоретические разработки,определить роль и значение документа вкоммуникационном пространстве информационного общества, весомый вклад в развитиеи становление научных документоведческих дисциплин,понять причины и необходимость дальнейшего развития документа вкоммуникационном пространстве информационного общества.
Роль документа в коммуникационномпространстве информационного общества.
Документ – древнейший продукт человеческойдеятельности и уникальный социальный феномен. В информационном обществе областьего применения значительно расширяется, а социальная роль возрастает. Документизучается целым рядом наук, каждая из которых подразумевает под ним свой объектпознания. В последнее время в документоведческом сообществе всё более глубокостала осознаваться необходимость создания общей теории документа. К этомуподталкивает, во-первых, сама логика становления и развития научных дисциплин,объектом изучения которых является документ, – управленческогодокументоведения, архивоведения, источниковедения, книговедения,библиографоведения и других. Каждая из них в отдельности достигла к настоящемувремени значительных успехов в своём развитии, в том числе в исследованиичастных теоретических проблем. Во вторых, разработка общей теории документанеобходима для оптимизации повседневной работы с документами. Дополнительнымстимулом в наши дни стало широкое внедрение в практику электронных документов иэлектронного документооборота. Наконец, такая теория нужна для болеекачественной подготовки будущих специалистов в сфереинформационно-документационной деятельности, особенно в условиях перехода надвухуровневую систему высшего профессионального образования, сопряжённую собъединением специальностей, созданием новых направлений, в частности, направления«Документоведение и архивоведение», общая теоретическая основа для которыхнедостаточно проработана.
Важным фактором, стимулировавшим общетеоретическиеразработки, стал очередной революционный рывок в развитии информационныхтехнологий, появление компьютерных, сетевых технологий, электронных ресурсов.Теперь можно уже говорить о том, что более менее зримо стали проступать контурывозводимого здания общей теории документа, весомый вклад в строительствокоторого внесли и продолжают вносить Г.Г. Воробьёв, Ю.Н. Столяров, А.В.Соколов, Е.А. Плешкевич, Н.Б. Зиновьева и некоторые другие, впрочем, пока всёже немногочисленные российские учёные. Весьма серьёзных успехов добилисьукраинские авторы С.Г. Кулешов, Н.Н. Кушнаренко, М.С. Слободяник, Г.Н. Швецова,белорусский исследователь Ю.В. Нестерович. Появились первые крупные специальныеработы монографического характера (хотя и опубликованные в виде учебныхпособий) [1]. Озаботились, наконец, этой проблемой и чиновники федеральногоуровня. Свидетельство тому – выступление на VI Всероссийской научнойконференции по архивоведению и источниковедению в июне 2009 г. руководителяФедерального архивного агентства РФ В.П. Козлова и публикация его доклада«Общая теория документа» в журнале «Делопроизводство» [2. С. 3–12]. Однако напути создания общей теории документа стоит целый ряд барьеров, какобъективного, так и субъективного порядка. Одни из них обусловлены трудностямипознания окружающего нас мира в целом и огромного мира документов, в частности.Другие вызваны субъективными причинами, замкнутостью многих авторов в рамкахотдельных отраслевых направлений документоведения, нежеланием выходить намеждисциплинарный уровень исследований. Одна из главных проблем, остающихсякамнем преткновения, заключается в принципиальных расхождениях относительнокруга научных дисциплин, для которых и на базе которых необходимо строить общуютеорию документа. Ряд авторов, решая эту проблему, ограничивается фактическилишь управленческим документоведением с дополнением (да и то не всегда)архивоведения. Другие добавляют сюда археографию и документальноеисточниковедение. Третьи выступают за включение в число таких дисциплин всех,так или иначе связанных с изучением документа, в том числе книговедения,библиографоведения, дипломатики, патентоведения, бонистики и т.д. В основетаких расхождений, как уже многократно отмечалось в документоведческойлитературе, лежит разное понимание и толкование документа, хотя всеисследователи сходятся в том, что именно документ является важнейшим объектом втеоретических построениях. Однако границы этого понятия, его объём у разныхавторов отличаются, порой весьма существенно, в зависимости от более или менеекорректного использования метода восхождения от абстрактного к конкретному,который нередко попросту игнорируется. В результате для одних документ – этообъект, функционирующий главным образом в сфере управления. Другие понимаютдокумент предельно широко, включая в это понятие любую информацию наматериальном носителе, в том числе музейные экспонаты, скульптуры и даже коллекцииминералов. Между этими полюсами наблюдается множество промежуточных точекзрения, определений документа. Своеобразной лакмусовой бумажкой в пониманиидокумента стал вопрос о том, включать ли в это понятие книгу, рассматривать лиеё как один из видов документа. И, как следствие, может ли быть построена общаятеория документа без учёта книги, а значит, и без использования техсущественных теоретических наработок, которые накоплены книговедением – однойиз достаточно солидных информационно-коммуникационных научных дисциплин.Нерешённый вопрос о месте книги в общей теории документа является на протяжениипоследних десятилетий существенным тормозом в развитии отечественноготеоретического документоведения. Каждый документ обладает, как минимум, двумяобщими функциями – коммуникационной и регулятивной [7]. Возникновение документабыло обусловлено, прежде всего, такой общественной потребностью какнеобходимость сохранения и передачи информации в социальном пространстве ивремени. ). В понятие «информация» вмещается весь постепенно накопленныйэмпирический материал, фиксированные многообразные сообщения: журналы, газеты(информировать людей о чем-то); книги, учебники (объяснить что-либо), фильмы(развлечь), фотографии (сохранить на память); записи на пластинках, дисках,кассетах; записки (предупреждать), письма; отчеты (объяснять); плакаты, реклама(убедить или заинтересовать кого-либо); каталоги (описывать) и т. д.Коммуникативная функция передачи информации предназначается для трансляцииинформации в общественном пространстве, чтобы организовывать, упорядочивать, атакже поддерживать информационные связи в обществе, удовлетворять основныепотребности человека. Потребности людей обычно разделяют на личные, социальные,творческие и экономические. К потребностям человека (субъекта познания) можноотнести следующие: личные потребности, выживание, поддержание отношений,сотрудничество с коллективом или с другим субъектом, убеждение кого-тодействовать или думать каким-то определенным образом, уметь объединятьколлектив организации и общества в одно целое, способность проявлятьвоображение и творчество натуры, осознавать окружающий мир и др. Таким образом,информационно-коммуникативное значение документов играет важную роль в передачеинформации обществом, охватывает многие уровни нашей социальной системы и еёподсистем. В связи с этим возникли различные категории документов: документыдвустороннего действия (личная и деловая переписка, договорные документы идр.), документы многостороннего действия, которые рассчитаны на то, чтобыинформировать все общество (Декларация прав человека и др.), документы,сориентированные на работу сверху — вниз, то есть от законодательного органа кисполнительному, от руководителя к подчинённому (законы, постановления, указы,приказы, распоряжения, инструкции и др.), документы, сориентированные снизу —вверх, то есть от подчинённого или исполнителя к руководителю (рапорты,докладные записки, донесения, жалобы и т. д.). Документ в понятийном смысле —это центральное, фундаментальное понятие для системы документоведения, объектисследований для ряда научных дисциплин, имеющих одну или несколько интересныхверсий понимания специфики различных объектов, получающих статус документа.Понятие «документ» многозначно и содержит важные характеристики: функциональныеаспекты, материальный носитель, определенное информационное предназначение и т.д. В настоящее время это понятие используется обществом во многих сферахпрактической деятельности при создании, поиске, сборе, хранении, аналитическойобработке, распространении и использовании информативных документов, отражаяпризнаки существования реальных предметов, которые в обществе служат объектамипрактической деятельности документного информирования. Документ являетсяединством информации и субстанциального (вещественного) носителя, используемымв социальном информационно-коммуникативном процессе, являющемся каналомпередачи разнообразной информации. Если документальное сообщение зафиксированона субстанциальном носителе, то оно не изменится и не исчезнет с течениемвремени. В этом заключено главное отличие документа от других коммуникационныхканалов: устной речевой коммуникации, телефонной, радио и телевизионной связи.Документоведение в историческом развитии связано с изучением своего объекта(все виды, категории и разновидности документа) при формировании оперативной иэффективной ценности информационной среды, единого объекта для исследований,единства организации и поиска необходимой информации, а также хранениядокументов. Такой подход дает возможность выработать основные принципыдокументообразования. Правильно организованное документоведение необходимо дляработы архивов (книговедение, исторические, экономические, информационныенауки, а также сферы внешней торговли, финансов, банков, отчетной статистики итехнической экономики, социологии и психологии управления и делового общения),чтобы использовать и сохранять зафиксированные документные богатства длябудущих поколений. Исследователями документов отмечается связь содержаниядокументоведения с различными научными дисциплинами, а именно сдокументалистикой, программированием и вычислительной техникой, социальнойинформатикой, информационной безопасностью, защитой информации и т. п.Благодаря этим дисциплинам можно эффективно и своевременно решить многие(прикладные и теоретические) задачи по производству, потреблению, передаче ихранению задокументированной информации. Коммуникационная функция – это, преждевсего, функция информационного обмена. Поскольку социальная коммуникацияохватывает не только социальное пространство, но и социальное время, постолькукоммуникационная функция документа представляет собой двуединствокоммуникационно-пространственной и коммуникационно-временнóй функции (последняяиногда выделяется в качестве самостоятельной функции и именуется мемориальнойлибо функцией сохранения информации). Документ здесь одновременно выступает и вкачестве формы существования коммуникации, и в качестве её результата. Это –динамический коммуникационный объект. Двуединствокоммуникационно-пространственной и коммуникационно-временнóй функции позволяетразделить всё многообразие документов с известной долей условности наоперативные и ретроспективные, находящиеся между собой в состоянии диахроннойкоммуникации. Социальная коммуникация не ограничивается только информационнымобменом. Одной из целей коммуникации является упорядочение информационныхсвязей между коммуникантами и реципиентами. Будучи информационнымвзаимодействием, социальная коммуникация включает также и обратную связь. Врезультате документ как важное средство коммуникации, способствует организации,упорядочению, регулированию этих связей, оказывает влияние на ценностныеориентации, на поведение реципиентов. Иначе говоря, любой документ изначальновыполняет также и регулятивную функцию, тесно связанную с коммуникационной.
Усовершенствование и унифицирование документовнепрерывно продолжается благодаря историческому развитию, это помогаетинформационно-коммуникативному общению людей разного уровня образования ифизических способностей. Без понимания социальноэкономических,историко-политических, историко-культурных и других условий развития обществаневозможно разобраться в функционировании документов и систем ведениядокументации,ведь мы все живем в информационном обществе. Этот фактподтверждается достижениями и прогрессом в развитии основных сфер практическойдеятельности человека. Основой этих достижений в большей мере являетсяинформация и информатика, которая изучает ее практическое применение.Информацию давно приравняли к стратегическим ресурсам человеческого общества.Информационным материалом мы пользуемся ежедневно: свидетельство о рожденииребенка и паспорт гражданина; аттестат об окончании школы, гимназии, лицея;студенческий билет и зачетная книжка; диплом об образовании; свидетельство обраке или его расторжении и др. Эти документы являются важнейшими средствамиидентификации личности, а также самопознания, управления и функционированияобщества. Поэтому документы имеют важное информационно-коммуникативноезначение.
Библиографический список:
1. Плешкевич Е.А. Основы общей теориидокумента. Саратов, 2005; Швецова-Водка Г.Н. Общая теория документа и книги.М.; Киев, 2009. 2. Козлов В.П. Общая теория документа // Делопроизводство.2009. № 3. С. 3–12. 3. См., например: Низовой Н.А. Так что же первично: «книга»или «документ»? // Наука о книге. Традиции и инновации: Материалы двенадцатоймеждунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 28–30 апреля 2009 г.).М., 2009. Ч. 1. С. 263–265. 4. Мечковская Н.Б. История языка и историякоммуникации: от клинописи до Интернета. М.: Изд-во «Флинта»; Изд-во «Наука»,2009. 5. Швецова-Водка Г.Н. Общая теория документа и книги. М.; Киев, 2009. 6.Козлов В.П. Основы теоретической и прикладной археографии. М., 2008. С. 29. 7.Подробнее см.: Ларьков Н.С. Общие функции документа // Документознавство.Бiблiотекознавство. Iнформацiйна дiяльнiсть: проблеми освiти, науки, практики :зб. матерiалiв VI Мiжнар. наук.-практ. конф., Киiв, 19–21 трав. 2009 р. Киiв,2009. С. 11–15. 8. Плешкевич Е.А. Проблемы эволюции теоретических положений вдисциплинах документально-информационного цикла (обзор) // Научно-техническаяинформация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2009. № 7. 9.См.: Столяров Ю.Н. О документологической подготовке бакалавровдокументнокоммуникационного профиля // Вестник Челябинской гос. академии культурыи искусств. 2008. № 3. С. 13–26.