ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 142
«СОГЛАСОВАНО» Начальник ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Башкортостан _______________А.А. Калоеров « » 2021г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ФКП ОУ № 142 _______________ С.С. Акъюлов « » 2021г. |
|
Рассмотрено на заседании методической комиссии Протокол от « » 2021 г..№ Председатель методической комиссии В.А. Агафонов « » 2021г.
|
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Профессия: «16771 Подсобный рабочий».
Квалификация выпускника
«Подсобный рабочий» – 2 разряд
Формаобучения: очная
Срок обучения: 2.5 месяца.
Салават
2021 г.
Содержание
Раздел1. Общие положения. — 4-5 стр.
1.Паспортрабочей программы профессионального учебного цикла. – 6-7 стр.
1.1.Область применения рабочей программы.
1.2Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебнойдисциплины
1.3.Характеристика работ подсобного рабочего на участке деревообработки.
Раздел2. Общая характеристика программы профессионального обучения. -8 стр.
2.1. Связь образовательной программы профессиональногообучения с профессиональными стандартами.
Раздел3. Результаты освоения программы профессионального учебного цикла. – 8-9 стр.
3.1.Область и объекты профессиональной деятельности.
Раздел4. Планируемые результаты освоения программы профессионального обучения сучётом требований профессионального стандарта. 9-10 стр.
4.1.Профессиональная характеристика.
Раздел5.Структура программы профессионального обучения. – 11-28 стр.
5.1.Учебный план. Таблица №5.
5.2.Учебный план. Таблица №6.
5.3.Примерный календарный учебный график.
5.4.Тематический план.
Раздел 6. Разработка процедур и средств оценкирезультатов обучения по программе профессионального обучения. – 29-51 стр.
6.1. Формы проведения промежуточной аттестации.
Раздел7. Условия реализации программы профессионального обучения. – 51-54 стр..
7.1.Ресурсное обеспечение программы.
7.2.Требования к кадровым условиям реализации программы.
7.3.Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Раздел8. Контроль и оценка результатов освоения учебной программы. – 54-62 стр.
8.1 Общие положения.
8.2 Формы контроля и оценивания основных элементовпрограммы.
8.3.Результаты освоения программы, подлежащие проверкена итоговой аттестации.
Раздел 1. Общие положения
Нормативные основания дляразработки программы профессионального обучения по профессии: «16771 Подсобныйрабочий»
.
–Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;
–Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 02.07.2013 №513 «Об утверждений перечня профессиональныхрабочих, должностных служащих, по которым осуществляется профессиональноеобучение»;
–Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 14.06.2013 №464 «Об утверждение порядка организации иосуществления образовательной деятельности по образовательным программамсреднего профессионального образования»;
–Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 26.08.2020 №438 «Об утверждении порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным программам профессиональногообучения»;
–Федеральные государственныеобразовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС);
–Приказ Минюста России от24.03.2020 №59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения исреднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы иотбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы РоссийскойФедерации»;
–Приказ Минпросвещения России от08.11.2021 №800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговойаттестации по образовательным программам среднего профессиональногообразования»;
–Методические рекомендации поразработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительныхпрограмм с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утвержденыМинистром образования и науки Российской Федерации 22.01.2015 №ДЛ-1/05вн);
–Разъяснение по формированиюучебного плана основной профессиональной образовательной программы начальногопрофессионального/среднего профессионального образования (Письмо МинобрнаукиРоссии от 20.10.2010 №12-696);
–Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации №241 от 20.08.2008 «О внесении изменений вфедеральный базисный учебный план. Примерные учебные планы для образовательныхучреждений Российской Федерации, реализующих программ общественногообразования, утвержденные приказом Министерства образования РоссийскойФедерацией от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного плана ипримерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования»;
–Постановление №189 от 29.12.2010«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
–Рекомендации ГАОУ ДПО ИРОСТ поформированию учебного плана образовательного учреждения начального/среднегопрофессионального образования по профессии начального/специальности среднегопрофессионального образования (Письмо от 26.04.2011 №306);
–Федеральный базисный учебный план(приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 в редакции приказовМинобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889 и от 03.06.2011№1994);
–Единый тарифно-квалификационныйсправочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №2, Часть №2, утвержденПостановлением Минтруда РФ от 15.11.1999 №45;
–Устав федерального казенногопрофессионального образовательного учреждения №142 Федеральной службыисполнения наказаний;
–иные нормативные акты и ЛНА образовательногоучреждения.
Профессиональное обучение попрограммам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностямслужащих в пределах освоения образовательной программы, среднего общегообразования направлено на приобретение: знаний, умений, навыков, в том числедля работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными ииными профессиональными средствами. Получение указанными лицамиквалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего илидолжности служащего без изменения уровня образования.
Программа профессиональногообучения реализуется в ФКП образовательном учреждении № 142. Организацияпрофессионального обучения в ПОО регламентируется программой профессиональногообучения, в том числе учебным планом, календарным учебным графиком, тематическимпланом дисциплин, локальными нормативно-правовыми актами ПОО, расписаниемзанятий.
Основными формами профессиональногообучения являются теоретические и практические занятия, производственноеобучение и производственная практика. Производственное обучение ипроизводственная практика осуществляется в цехах промышленной зоны ФКУ ИК — 8УФСИН России по Республике Башкортостан, на основании договора о сетевом взаимодействии,с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений по возрасту,полу и состояния здоровья обучающихся. В учебном процессе используетсяматериально-техническая база и кадровые ресурсы ПОО. Особые условия допуска кработе: допуск к работе в соответствии с действующим законодательством инормативными документами организации (отрасли). Прохождение обязательных ипериодических осмотров (обследований), а также внеочередных медицинскихосмотров (обследований) в порядке и в случаях, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
Нормативный срок освоения программыпрофессионального обучения и присваиваемая квалификация приведены в Таблице 1:
Таблица 1
Минимальный уровень образования, необходимый для приема на обучение |
Присваиваемая квалификация |
Присваиваемый разряд |
Срок освоения программы в очной форме обучения |
среднее, общее образование. |
«Подсобный рабочий.
|
2 |
2.5 месяца, в объёме 320 часов |
Перечень сокращений, используемых в тексте ППО:
ПОО — профессиональнаяобразовательная организация;
ПС — профессиональный стандарт;
ПК — профессиональная компетенция;
ПА — промежуточная аттестация;
Д/З – дифференцированный зачет;
К/Э – квалификационный экзамен;
ИА- итоговая аттестация;
СПО — стандарт профессионального обучения;
ОТФ — обобщенная трудовая функция;
ТФ — трудовая функция;
ТД — трудовое действие;
Программа профессионального обучения попрофессии: «16771 Подсобный рабочий».
Разработчики:
Агафонов Владимир Александрович,преподаватель ФКП
образовательного учреждения № 142, 1квалификационная категория.
Нормативный срок освоения программыпрофессионального обучения 320 часов,
при очной форме 2,5 месяцаобучения.
Программа принята на заседанииметодического совета ФКП образовательного
учреждения № 142, протокол № 1 от27. 08. 2021.
Согласовано с: ФКУ ИК -8 УФСИНРоссии по Республике Башкортостан.
1.Паспорт рабочей программы профессионального учебного цикла
Специальнаятехнология:
1.1. Областьприменения рабочей программы
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины, профессионального учебного цикла 2.1 -Специальная технология (далее — рабочая программа) – является частьюпрограммы профессионального обучения по профессии: «16771 Подсобный рабочий»,разработанной в соответствии с Приказом министерства образования и науки РФ от02. 07. 2013 № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностейслужащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины профессионального учебного цикла 2.1Специальная технология может быть использована для подготовкирабочих по профессии: 16771 «Подсобный рабочий».
1.2.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебнойдисциплины
Сцелью овладения указанным видом профессиональной деятельности исоответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебнойдисциплины профессионального учебного цикла
1.3.Характеристика работ подсобного рабочего на участке деревообработки.
Должензнать:
-Основные виды применяемых лесоматериалов и свойства древесины;
-основныепороды и пороки древесины;
-способыгрубой обработки лесоматериалов;
-устройствоинструментов и электрических машин;
-определятьизнос инструмента и его пригодность к работе;
-приемычистой острожки лесоматериалов;
-способысборки и разборки простых деревянных конструкций;
-общиесведения о деревообрабатывающих станках;
-устройствоэлектроинструмента и правила его применения;
-правилаобращения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия имидеревянных деталей и конструкций с помощью кистей;
-правилаперемещения и складирование грузов;
-видыбрака и способы его предупреждения и устранения;
-способыи приемы безопасного выполнения работ;
-правилаоказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
-правила:охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены;
-правилапожарной безопасности;
-правилаэлектробезопасности;
-правилавнутреннего распорядка.
Долженуметь:
—подготавливатьрабочее место и средства индивидуальной защиты;
-проверятьисправность оборудования, инструментов и приспособлений;
-работатьс различными инструментами и приспособлениями;
-правильноиспользовать: спецодежду, защитные средства;
-обрабатыватьлесоматериалы, с применением ручного и электроинструмента;
-оказыватьпервую помощь пострадавшим при травмах, отравлении и внезапном заболевании;
-обеспечиватьбезаварийную и надежную работу закрепленных за ним приспособлений иинструментов;
-выявлятьи устранять возникающие неполадки оборудования, приспособлений и инструментов;
-правильноперемещать, складировать и закреплять грузы;
-очищатьпроизводственные площадки от: коры, опилок, мусора и снега.
-выполнять уборку цехов и площадок.
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программыпрофессионального учебного цикла:
всего–320часов, в том числе:
-обязательнойаудиторной учебной нагрузки обучающегося–132 часа;
-учебнойи производственной практики–146 часов.
Раздел2. Общая характеристика программы профессионального обучения.
2.1. Связьобразовательной программы профессионального обучения с профессиональнымистандартами.
Объем программы профессиональногообучения, реализуемой на базе профессиональной образовательной организации, попрофессии: 16771
Подсобный рабочий — 320академических часов.
Обучение осуществляется с учетомтребований государственного профессионального стандарта: Подсобныйрабочий.
Квалификация, присваиваемаявыпускникам образовательной программы: «Подсобный рабочий».
Результаты представлены в таблице2.
Таблица 2
Наименование программы профессионального обучения |
Наименование профессионального стандарта (одного или нескольких) |
Уровень (подуровень) квалификации |
1 |
2 |
3 |
«16771 Подсобный рабочий». |
Подсобный рабочий. |
2 |
Раздел3. Результаты освоения профессионального учебного цикла
Результатомосвоения учебных дисциплин профессионального цикла является овладениеобучающимися видом профессиональной деятельности: Выполнение подсобных ивспомогательных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1. |
Погрузка, разгрузка, перемещение и складирование грузов. |
ПК 2 |
Отбор и сортировка пиломатериалов и заготовка брусков для столярных изделий. |
ПК 3 |
Подготовка и проверка рабочих мест и средств индивидуальной защиты. |
ПК 4 |
Проверка исправности оборудования, инструментов и приспособлений. |
ПК 5 |
Выполнение работ на деревообрабатывающих станках, в качестве помощника станочника деревообрабатывающих станков. |
3.1 Область иобъекты профессиональной деятельности.
Областьи объекты профессиональной деятельности: выполнениеподсобных и вспомогательных работ, правильная организация рабочего места,соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте.
Объекты профессиональнойдеятельности :
-пиломатериалы: заготовки из древесины и материалы на основе древесины;
— приспособленияи оснастки деревообрабатывающих станков;
— общиепонятия о деревообрабатывающих станках;
-технологическоеоборудование инструменты, производственный инвентарь и приспособления.
Профессиональные компетенции приведеныв таблице 3.
Таблица 3
Код |
Наименование |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
Раздел4. Планируемые результаты освоения программы профессионального обучения сучетом требований профессионального стандарта.
4.1.Профессиональная характеристика.
Профессия: Подсобный рабочий.
Назначение профессии.
Характеристика работ. Выполнение подсобныхи вспомогательных работ на производственных участках. Заготовка и подборпиломатериала. Раскрой и механическая обработка заготовок столярных изделий вкачестве помощника столяра. Выполнение простых столярных операций и сборкастолярных изделий. Отделка столярных изделий.
Квалификация.
Уровень общего образования,требуемого для получения профессии –общее.
4.2.Содержательные параметры профессиональной деятельности.
Таблица4
Виды профессиональной деятельности |
Теоретические основы профессиональной деятельности |
Общепрофессиональные параметры |
|
Основные правила перемещения грузов Пути перемещения грузов. Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ. Правила размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства. |
Нормы переноски тяжестей, установленные законодательством. Правила техники безопасности при перемещении грузов подъемно — транспортным оборудованием. Применение устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности. Правила эксплуатации механизмов для погрузочно-разгрузочных работ. |
Заготовка. подбор и сортировка пиломатериалов.
|
Виды и свойства древесины и материалов на основе древесины. |
Проверка защитных средств и ограждений станков и подходов к станкам, защитного заземления. |
Соблюдение требований правил техники безопасности. |
Готовить инструменты, оборудование и приспособления для работы на станках. |
Рациональная последовательность технологических операций и приемов по применению современных методов подготовки оборудования. Технологические параметры машин и оборудования. |
Соблюдение технологических требований при обработке пиломатериалов. |
Особенности процесса обработки простых деталей с заданной точностью размеров. Соблюдение требований технической документации. |
Предупреждение и устранение возможного брака при выполнении работ в качестве помощника столяра, при выполнении работ по деревообработке. |
Определение пригодности к работе дереворежущего инструмента. Сроки обновления и заточки инструмента. |
Выполнение технического обслуживания станков. |
В объеме руководства к станку. |
Соблюдение требований безопасности труда при выполнении технологических операций. Соблюдение правил организации труда; организация рабочего места. |
Правила безопасности труда при выполнении различных столярных операций. |
Выполнение работ по отделке столярных деталей и изделий. |
Правила работы с ручным и электрическим столярным инструментом, с клеями, шпатлевками и красящими материалами. Техника безопасности при выполнении отделочных работ. |
Выполнение работ по уборке отходов производства. |
Сущность процесса технологии: сортировки и переноски отходов столярного производства. Техника безопасности при переноске отходов. |
Раздел 5. Структура программыпрофессионального обучения.
Структура рабочегоучебного плана включает в себя — следующие
образовательные циклы:
Гуманитарный цикл:предусмотренв объеме 32 часа и
включает в себя предметы: Основыэкономики–16 часов. Основы
правоведения-16 часов.
Обще-профессиональныйцикл: предусмотренв объеме 32 часа и
включает в себя предметы: Электротехника- 16 часов;
Охрана труда — 16 часов.
Профессиональныйцикл предусмотренв объеме 214 часов
и включает в себя предметы:
Специальная технология–68 часов.
Производственное обучение — 66часов.
Производственная практика — 80часов.
Дополнительно:
Консультации — 30 часов;
Итоговая аттестация — 12 часов.
Всего за курсобучения-320 часов.
За установленный срок обученияобучающимися осваивается профессия,
завершается проведением выпускногоквалификационного экзамена.
Учебная, материальная база иоборудование, для реализации учебного
плана и программы, соответствуюттребованиям профессиональной
подготовки, педагогическими кадрамиучебное заведение
укомплектовано.
Таблица 5
№. |
Наименование циклов, курсов, предметов |
Форма аттестации ДЗ/КЭ |
Всего часов |
Учебные недели |
|
10 |
|
||||
1 |
Гуманитарный цикл |
|
32 |
0,7 |
|
1.1 |
Основы экономики |
Д/З |
16 |
|
|
1.2 |
Основы правоведения |
Д/З |
16 |
|
|
2 |
Общепрофессиональный цикл |
|
32 |
0,7 |
|
2.1 |
Электротехника |
Д/З |
16 |
|
|
2.2 |
Охрана труда |
Д/З |
16 |
|
|
3 |
Профессиональный цикл |
|
214 |
7,2 |
|
3.1 |
Специальная технология |
ДЗ |
68 |
2 |
|
3.2 |
Учебная практика |
ДЗ |
66 |
2,6 |
|
3.3 |
Производственная практика |
Д/З |
80 |
2,6 |
|
Всего за курс обучения |
42 |
1,25 |
|
||
|
Консультации |
|
30 |
|
|
|
Итоговая аттестация |
К/Э |
12 |
|
|
|
ИТОГО |
|
320 |
|