X-PDF

Программа по биологии 5 класс

Поделиться статьей

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №___

от ____. ______. 2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ Ю. Е. Новикова

____. _____. 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ О. В. Балдакова

Приказ №____

от ____.____.2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебногопредмета

«биология»

Для 5 класса

на 2022- 2023 учебный год

 

 

 

 

 

Уровеньобщего образования основное общее образование

ПедагогЗабелинская Т.В.

Количество часовпо учебному плану:  за уч. год -34 часа;  в неделю  — 1час

 

Программасоставлена на основе  приказа об утверждении АООП ООО

( варианты1.2,2.2.2) директора № 353 от 31.08.2022года

Учебник: Учебник: В.В.Пасечник., С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк Биология.5-6 классы. М.: «Просвещение»2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос.Вычегодский, 2022 год

 

 

Цели изучения биологии. дисциплины,формирование понятийного аппарата биологии.

Местопредмета в учебном плане

Учебныйпредмет «Биология» представляет собой составную часть предметной области «Естественно-научныепредметы» и является обязательным.

Учебныйпредмет «Биология» является общим для обучающихся с нормативным развитием и снарушениями слуха, неразрывно связан с предметными дисциплинами «Физика» и «Химия».

Содержаниеучебного предмета «Биология», представленное в Примерной рабочей программе,соответствует ФГОС ООО. [1]

Содержание учебного предмета «Биология»

5КЛАСС

(1-йгод обучения на уровне ООО)

Биология наука оживой природе

Методыизучения живой природы

Организмы телаживой природы

Организмыи среда обитания

Природныесообщества

Живаяприрода и человек

Растительныйорганизм

Примерныевиды деятельности обучающихся:

восприятие(слухозрительно и на слух) речевого материала по учебной дисциплине, включаятерминологическую и тематическую лексику учебной дисциплины, а также лексику,необходимую для организации учебной деятельности;

– воспроизведение (устно,письменно, устно-дактильно) терминов, понятий, обозначающих объектыприроды, выражающих временные и пространственные отношения и т.д.;

наблюдениеза объектами природы, выделение их признаков, сравнение, обобщение, оформлениевыводов, построение рассказов, отражающих содержание лабораторных работ;

ведениеДневников наблюдений: оформление зарисовок, фиксация результатов наблюдений ивыводов;

комментирование фрагментов видеофильмов об охране природы в России, об оказаниипервой помощи.

 

Примернаятематическая и терминологическая лексика

Примерныеслова и словосочетания

Биологиякак наука. Значение биологии.

Техникабезопасности.

Биология,биосфера, экология.

Источникибиологической информации.

Методыисследования, наблюдение, эксперимент, измерение.

Признакиживого.

Воднаясреда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как средаобитания.

Экологическиефакторы. Абиотические, биотические, антропогенные.

Увеличительныеприборы (лупы, микроскоп).

Примерныефразы

Биологическиезнания нужны в повседневной жизни. Они помогают понять, полюбить окружающуюприроду, бережно использовать её богатства.

Методыпознания в биологии – это наблюдение, эксперимент, измерение.

Вкабинете биологии нужно соблюдать правила техники безопасности.

Кэкологическим факторам относятся абиотические, биотические, антропогенные.Экологические факторы влияют на живые организмы.

Мыобсуждали явления в жизни растений и животных осенью.

Мыпознакомились с правилами работы с микроскопом.

Мысделали (записали) вывод о роли бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Яокончил работу и привёл в порядок рабочее место. Можно мне сдать приборы,оборудование и материалы?

Примерныевыводы

Биологияизучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законыисторического и индивидуального развития. Все живые организмы тесно связаныдруг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду.Существование живых организмов зависит от условий окружающей среды.

Экология– это раздел биологии. Он изучает отношения организмов между собой и сокружающей средой.

Благодарядостижениям биологии развивается микробиологическая промышленность. Многиепродукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов ибактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия вырабатываютлекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных,средства защиты растений от вредителей и болезней, удобрения. Знание законовбиологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

Всовременных биологических лабораториях используются разные приборы иинструменты. Они бывают очень сложные и дорогие. На уроках биологии мы тожеиспользуемы разные приборы, инструменты, оборудование. Они нужны для проведенияэкспериментов и наблюдений. Важно правильно использовать оборудование вкабинете биологии, соблюдать технику безопасности. Планируемыерезультаты освоения учебного предмета «Биология» науровне основного общего образования

Результатыобучения по учебному предмету «Биология» в отношении всех микрогруппобучающихся с нарушениями слуха оцениваются по окончании основного общегообразования, не сопоставляясь с результатаминормативно развивающихся сверстников.

Личностные результаты

Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по биологиина основе АООП ООО (вариант 2.2.2) достигаются в единстве учебной ивоспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскимисоциокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществеправилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по биологиипо варианту 2.2.2 АООП ООО соответствуют результатам, отражённым во ФГОС ООО иООП ООО по всем направлениям воспитания, включая гражданское, патриотическое,духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, атакже в аспекте ценности научного познания и адаптации обучающегося кизменяющимся условиям социальной и природной среды. Однако личностныерезультаты дополнены/конкретизированы с учётом особых образовательныхпотребностей обучающихся с нарушениями слуха.

1.Российская гражданская идентичность – патриотизм, уважение к Отечеству, кпрошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственностии долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа.Осознание этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа,своего края, основ культурного наследия народов России и человечества(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастностьистории народов и государств, находившихся на территории современной России);интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностеймногонационального российского общества. Осознанное, уважительное идоброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкамценностям народов России и народов мира. Изечение государственных символов РФ.

2.Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира.

3.Субъективная значимость овладения и использования словесного (русского/русскогои национального[2])языка.

4.Желание и умения пользоваться словесной речью (устной и письменной),взаимодействовать со слышащими людьми при использовании устной речи каксредства общения. Ценностно-смысловая установка на постоянное пользованиеиндивидуальными слуховыми аппаратами как важного условия, способствующегоустной коммуникации, наиболее полноценной ориентации в неречевых звукахокружающего мира; самостоятельный поиск информации, в том числе, прииспользовании Интернет-технологий, о развитии средств слухопротезирования иассистивных технологиях, способствующих улучшению качества жизни лиц снарушениями слуха.

5.Уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениямислуха; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностейиспользование в межличностном общении с лицами, имеющими нарушения слуха,русского жестового языка, владение калькирующей жестовой речью.

6.Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха строить жизненныепланы, в т.ч. определять дальнейшую траекторию образования, осуществлять выборпрофессии и др., с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленныхнарушениями слуха.

7.Готовность и способность обучающихся с нарушениями слуха к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированностьответственного отношения к учению.

8.Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,собственных возможностей и ограничений, обусловленных нарушением слуха,потребностей рынка труда.

9.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем наоснове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственногоповедения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или ихотсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе ксознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительномпотребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России ичеловечества, в становлении гражданского общества и российскойгосударственности; понимание значения нравственности в жизни человека, семьи иобщества).

10.Доброжелательное отношение к людям, готовность к взаимодействию с разными людьми(в том числе при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации),включая лиц с нарушением слуха, а также слышащих сверстников и взрослых;способность к достижению взаимопонимания на основе идентификации себя какполноправного субъекта общения; готовность к конструированию образа допустимыхспособов общения, конвенционированию интересов, процедур, к ведениюпереговоров.

11.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностисемейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

12.Уважительное отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимомтруде.

13.Освоенность социальных норм, правил поведения (включая речевое поведение иречевой этикет), ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в т.ч.лиц с нарушениями слуха.

14.Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований с учётомсобственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха.

15.Способность с учётом собственных возможностей и ограничений, обусловленныхнарушением слуха/нарушением слуха и соматическими заболеваниями строитьжизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры,формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая иобосновывая логическую последовательность шагов).

16.Способность к практической реализации прав, закреплённых в нормативныхдокументах по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья иинвалидностью, в т.ч. с нарушениями слуха.

17.Освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризацияценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностейсоциального творчества, ценности продуктивной организации совместнойдеятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» какравноправного партнёра, формирование компетенций анализа, проектирования,организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодногосотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

18.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни (в пределах возрастныхкомпетенций) с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономическихособенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочениясоциальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют самиобучающиеся с нарушениями слуха; включённость в непосредственное гражданскоеучастие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественногообъединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальнымиинститутами (включая организации, представляющие интересы лиц с нарушениямислуха, другими ограничениями по здоровью и инвалидностью).

19.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни с учётомсобственных возможностей и ограничений, вызванных нарушением слуха;интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения вчрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, в т.ч. с учётомограничений, вызванных нарушениями слуха; правил поведения на транспорте и надорогах, в т.ч. с учётом ограничений, вызванных нарушениями слуха.

20.Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследиянародов России и мира, творческой деятельности эстетического характера(способность понимать художественные произведения, отражающие разныеэтнокультурные традиции; сформированность основ художественной культурыобучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познанияжизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностноевидение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространствекультуры с учётом собственных возможностей и ограничений, вызванных нарушениемслуха; потребность в общении с художественными произведениями, сформированностьактивного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,эстетической и личностно-значимой ценности).

21.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современномууровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированнойрефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, кхудожественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числеэкотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

22.Готовность к общению и взаимодействию со слышащими сверстниками и взрослыми наиностранном языке; умение пользоваться иноязычной словесной речью в устной и письменнойформе для решения коммуникативных задач; толерантное и уважительное отношение ккультурным различиям, особенностям и традициям других стран.

 

 

Метапредметные результаты

Метапредметныерезультаты включают освоенные обучающимися с нарушением слуха межпредметныепонятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные),способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике сучётом особых образовательных потребностей; самостоятельность планирования иосуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества спедагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траекториис учётом образовательных потребностей каждого обучающегося и дополнительныхсоматических заболеваний для части обучающихся.

Универсальныепознавательные действия

Базовыелогические действия:

–выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов(явлений);

–устанавливать существенный признак классификации биологических объектов(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимогоанализа;

–с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности ипротиворечия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; использовать предложенныекритерии для выявления закономерностей и противоречий;

–выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленнойзадачи;

–выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений ипроцессов; самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений делатьвыводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключенийпо аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений выбиратьспособ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантоврешения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенныхкритериев).

Базовыеисследовательские действия:

–использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

–формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательнымсостоянием ситуации, объекта, и устанавливать искомое и данное;

–формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать своюпозицию, мнение;

–проводить по плану, составленному самостоятельно/с помощьюучителя/других участников образовательных отношений, несложныйбиологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностейбиологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей изависимостей биологических объектов между собой;

–оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходенаблюдения и эксперимента;

–формулироватьобобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента,владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношенийпрогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и ихпоследствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работас информацией:

–применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологическойинформации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологическойзадачи;

–выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическуюинформацию различных видов и форм представления;

–с применением предложенных критериев находить сходные аргументы (подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационныхисточниках;

–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений выбиратьоптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачинесложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

–оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложеннымучителем или сформулированным самостоятельно;

–запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Универсальныекоммуникативные действия

Общение:

–воспринимать (слухозрительно/на слух) и формулировать суждения, выражать эмоциив процессе выполнения практических и лабораторных работ;

–выражать себя (свою точку зрения) устно/устно-дактильно и письменных текстах;

–распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальныхзнаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты, вести переговоры;

–понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и вкорректной форме формулировать свои возражения;

–в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойбиологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачии поддержание благожелательности общения;

–сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций;

–публично представлять результаты выполненного биологического опыта(эксперимента, исследования, проекта);

–выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудиториии в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративных материалов.

Совместнаядеятельность (сотрудничество):

–понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы прирешении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебнойзадачи;

–принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еёдостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить, выполнять поручения, подчиняться;

–планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётомпредпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределятьзадачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

–выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своемунаправлению и координировать свои действия с другими членами команды;

–оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходнойзадачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

–овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечиваетсформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальныерегулятивные действия

Самоорганизация:

–выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используябиологические знания;

–ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятиерешения в группе, принятие решений группой);

–самостоятельно/спомощью учителя/других участников образовательных отношений составлятьалгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебнойбиологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,аргументировать предлагаемые варианты решений;

–составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологическихзнаний об изучаемом биологическом объекте;

–делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль(рефлексия):

–владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

–давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

–учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решенииучебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

–объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, даватьоценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

–вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихсяситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

–оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональныйинтеллект:

–различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

–выявлять и анализировать причины эмоций;

–ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

–регулировать способ выражения эмоций.

Принятиесебя и других:

–осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

–признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

–открытость себе и другим;

–осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

–овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, котораяобеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позицияличности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,устойчивого поведения).

Предметные результаты

Предметныерезультаты освоения Примерной рабочей программы по биологиипо варианту 2.2.2 АООП ООО соответствуют результатам, отражённым во ФГОС ООО.Однако предметные результаты скорректированы с учётом особых образовательныхпотребностей обучающихся с нарушениями слуха.

5 КЛАСС

Предметныерезультаты освоения обязательного предметного содержания, установленного даннойпримерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся снарушениями слуха следующих умений:

–характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого,сравнивать объекты живой и неживой природы;

–перечислять источники биологических знаний; характеризовать значениебиологических знаний для современного человека; профессии, связанные сбиологией (2–3);

–приводить примеры вклада российских (в т.ч. В.И. Вернадский,А. Л. Чижевский) и зарубежных (в т.ч. Гиппократ) учёных в развитиебиологии;

–иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание,дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение,размножение;

–применять биологические термины и понятия (в т.ч. живые тела, биология,экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка,ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез,дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания,природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленнойзадачей и в контексте;

–различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные иядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы,лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязиорганизмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры ифауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;

–проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделятьсущественные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенностирастений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;

–с использованием визуальных опор раскрывать понятие о среде обитания (водной,наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;

–приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к средеобитания, взаимосвязи организмов в сообществах;

–выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;

–аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснятьзначение природоохранной деятельности человека; самостоятельно или с помощьюучителя/других участников образовательно-коррекционного процесса анализироватьглобальные экологические проблемы;

 –раскрывать роль биологии в практической деятельности человека; –демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями поматематике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства(самостоятельно или с помощью учителя/других участниковобразовательно-коррекционного процесса);

 –выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников– самостоятельно или с помощью учителя/других участниковобразовательно-коррекционного процесса; описание организма по заданному плану)и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способамиизмерения и сравнения живых объектов);

–применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать по заданномуплану/алгоритму биологические объекты, процессы и явления; выполнятьбиологический рисунок и измерение биологических объектов;

–владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами прирассматривании биологических объектов;

–соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторнымоборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, вовнеурочной деятельности;

–использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу побиологии, справочные материалы, ресурсы Интернета (самостоятельно или с помощьюучителя/других участников образовательно-коррекционного процесса);

–строить высказывания (устно/устно-дактильно и письменно) с использованиемпонятийного аппарата изучаемого раздела биологии.

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

ЦОР

 

Введение. Биология  — наука о живой природе — 6 часов.

 

 

1

Понятие о жизни.

1 ч.

http://bio-slovar.ru/

2

Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.)

1 ч.

http://bio-slovar.ru/

3

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Объекты живой и неживой природы, их строение. Живая и неживая природа- единое целое.

1 ч.

http://learnbiology.narod.ru/

4

Биология- система наук о живой природе. Основные разделы биологии.

1 ч.

http://learnbiology.narod.ru/

5

Связь биологии с другими науками.

1 ч.

рэш

6

Источники биологических знаний: наблюдение, эксперемент, и теория.

1 ч.

рэш

 

Методы изучения живой природы- 10 часов.

 

 

7

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперемент, описание, измерение, классификация.

 

1 ч.

рэш

8-9

Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Л.р№1 Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.

Л.р№2 Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

 

2 ч.

http://pedsovet.org/

10-11

Правила работы с увеличительными приборами

2 ч.

http://pedsovet.org/

12

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический).

1 ч.

http://pedsovet.org/

13

Метод измерения (инструменты измерения)

1 ч.

 

 

http://pedsovet.org/

14

Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов.

1 ч.

http://pedsovet.org/

15

Наблюдение и эксперемент, какведущие методы в биологии.

1 ч.

http://pedsovet.org/

16

Обобщение по теме.

1 ч.

 

 

Организмы- тела живой природы- 13 часов

 

 

17

Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.

1 ч.

http://pedsovet.org/

18

Клетка и её открытие.

 Цитология — наука о клетке.

Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.

 

 

2 ч.

http://pedsovet.org/

19- 20

Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Строение клетки.

 Л.р№3 Приготовление препарата кожицы чешуи лука,  его под микроскопом.     рассматривание

Л.р.№4 Приготовление препаратов и рассматривание под

микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов.

1 ч.

http://pedsovet.org/

21

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов

1 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

22-23

Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий, и грибов.

2 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

24-25

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.

2 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

26

Разнообразие организмов и их классификация.

1 ч.

 

27

Бактерии и вирусы как формы жизни

1 ч.

http://www.livt.net/

28

Значение бактерий и вирусов в природе и для человека.

1 ч.

http://www.livt.net/

29

Обобщение по теме.

1 ч

 

 

Организмы и среда обитания- 8 часов

 

 

30

Понятие о среде обитания

1 ч.

http://www.livt.net/

31- 32

Водная, наземн — воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.

2 ч.

http://www.livt.net/

33- 34

Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов.

2 ч.

http://learnbiology.narod.ru/

35- 36

Приспособления организмов к среде обитания.

2 ч.

http://learnbiology.narod.ru/

37

Сезонные изменения в жизни организмов

1 ч.

http://learnbiology.narod.ru/

 

Природные сообщества- 13 часов.

 

 

38

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

39- 40

Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи питания и сети питания.

2 ч.

http://www.floranimal.ru/

41

Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

42

Примеры природных сообществ.

1 ч.

 

43

Искусственные сообщества, их  отличительные признаки от природных сообществ.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

44

Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Р.с.

 

http://www.floranimal.ru/

45- 48

Природные зоны Земли, их обитатели. Р.с.

4 ч.

http://www.floranimal.ru/

49

Флора и фауна природных зон. Р.с.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

50

Ландшафты: природные и культурные. Р.с.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

 

Живая природа и человек- 6 часов

 

 

51

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Р.с.

1 ч.

http://www.eco.nw.ru/

52

Влияние человека на живую природу с ходом истории. Р.с.

1 ч.

http://www.eco.nw.ru/

53- 54

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Р.с.

2 ч.

http://www.biodat.r http://www.biodat.ru/ u/db/rb/

55

Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории. Р.с.

1 ч.

http://www.biodat.ru/db/rb/ http://www.biodat.ru/

56

Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности. Р.с.

1 ч.

http://www.biodat.ru/db/rb/

 

Растительный организм- 10 часов.

 

 

57

Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

58

Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

59

Высшие и нисшие растения. Р.с.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

60

Споровые и семенные растения. Р.с.

1 ч.

http://www.floranimal.ru/

61

Растительная клетка. Изучение растительной клетки под микроскопом.

1 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

62- 63

Растительные ткани. Функции растительных тканей.

2 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

64- 65

Органы и системы органов растений

2 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

66

Строение органов растительного организма, их роль и связь между собой.

1 ч.

http://www.ebio.ru/index.html

67- 68

Повторение и обобщение знаний.

2 ч

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет