X-PDF

«Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода».

Поделиться статьей

Технологическаякарта

Класс,предмет: 4,русский язык.

Тема:«Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательныхженского рода».

Типурока:урок открытия новых знаний.

Видурока:урок-исследование (проблемно-диалогический)

Цель: уметьопределять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончанияимён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном ипредложном падежах.

Задачи:

-освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женскогорода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

-овладение умениями определять падеж имён прилагательныхженского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном,дательном, творительном и предложном падежах;

-развитие речи, памяти, внимания, умений оцениватьпо критериям свою работу.

Планируемыерезультаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

У выпускника будут сформированы:

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка.

2. Навыки сотрудничества с учителем  в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

Ученик научится:

1.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

3.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

4.Использовать знаково-символические средства (в том числе схемы).

5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся научится:

1.Определять   грамматические   признаки   имён   прилагательных —падеж; изменять имена прилагательные по падежам.

2.Применять ранее изученные правила правописания удвоенных согласных в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Межпредметныесвязи: литературноечтение.

 

Ресурсы:

-для учителя: ТК,комп., проектор, презентация, учебник «Русский язык 4 класс 2 часть, В.П.Канакина»;

-для детей: сигнальныекарточки, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

 

Организационнаяструктура урока

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу.

 

— Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи.

Приветствуют учителя.

 

 

Слушают учителя и воспринимают установку.

 

 

 

 

2.Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

Чему мы учились на прошлом уроке?

 

 

 

Как можно определить падеж прилагательного женского рода?

 

 

 

Какие предложения вы составили в д/з (упр. 64, с.31)

 

Сядьте правильно, откройте тетради, напишите число. На доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.

 

  ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

 

—  Что она напоминает?

-Подчеркните одной чертой окончание имен прилагательных ж.р,  двумя чертами- м.р, волнистой чертой -ср.р, и выделите в квадратик окончания множ.ч.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки.

 

Во мне две к, не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом — … (аккуратный).

 

В конце двойную л пиши,

А как зовут меня — реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий,правильный…(кристалл).

 

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойную р содержит он

И называется…(перрон).

 

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через две к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… (хоккей).

 

На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце две с,

Называется… (экспресс)

 

Посмотрите на слова на доске. Чем они интересны? Подчеркните двойные согласные.

 

Давайте соберем еще несколько слов с двойными согласными.

 

Шоссе, пресса, терраса, аллея, исследователь.

 

Значение какого слова не совсем понятно?

 

Вывод: Какие задачи ставили? Достигли мы результатов?

 

Правильно писать прилагательные женского рода в И.п и В.п. (правило)

Можно определить падеж сущ, по вопросу, а можно задать вопрос к прилагательному.

Один человек у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В их написании используются двойные согласные

3.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.

Какое последнее слово мы записали?

Кто такие исследователи? Сегодня мы будем исследователями слов русского языка. А чтобы узнать, что мы будем исследовать, послушайте меня внимательно.

Посмотрите на записанные слова. Какое слово мы назовем «лишним»? Почему?

Что мы знаем об этой части речи?

 

 

 

 

Давайте прочитаем словосочетания с этим словом

Аккуратн.. девочки
Аккуратн.. девочке
Аккуратн.. девочкой
Об аккуратн.. девочке

– Как вы думаете, что мы будем исследовать?

– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

Какие цели и задачи на урок мы поставим?

 

 

Исследователь человек, занимающийся научными исследованиями.

Аккуратный – это имя прилагательное.

Отвечает на вопросы (какой,какая,какое)прилагательное обозначает признак предмета .В предложении чаще является второстепенным членом.
Морф. признаки

Окончания имен прилаг. в разных падежах.

 

 

У прилаг. одинаковые окончания во всех падежах

 

Нужно быть внимательными.

 

Цель: научиться правильно писать окончания прилаг. в женском роде, правильно определять падеж прилаг.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Открытие нового знания

Упр 65, с. 32

— Рассмотрите схему.

— Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания.

— Составьте и запишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных.

— Определите падеж и выделите окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях.

Вывод. Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ.

Упр 66, с. 32

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— О чем стихотворение?

— Что для вас Русь?

— Как мы должны относиться к Родине?

— Почему Русь необъятная? Россия — самая большая страна мира, ее площадь приблизительно равна площади

поверхности планеты Плутон и составляет более 17 млн. кв. км.

— На территории России — свыше двух миллионов озер. Какие известны вам?

— Подберите синоним к слову необъятный.

— Спишите стихотворение.

Укажите падеж имен прилагательных.

(Русь — историческое название земель восточных славян.)

 

Вывод: Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа в Р.п, Д.п., Т.п.,П.п?

Выполняют упр 65.

Рассматривают схему.

— Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ.

— Чистой вешней воды.

К чистой вешней воде.

Чистой вешней водой.

О чистой вешней воде.

Определяют падеж, выделяют окончания.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упр 66

Читают стихотворение.

 

Ответы учащихся.

— Безграничный, обширный, широкий.

— Над необъятной (Т.п.) Русью.

В зелёной (П.п.) вышине.

 

 

Ответы учащихся.

Физкультминутка

1. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открыавем, поморгаем
И работать начинаем.

2.Для глаз.

Выполнение упражнений.

Работа по теме урока

Работа в группе

-Правила работы в группе.

-Что вы сейчас прослушали?
-Какой общей темой объединены эти пословицы?

 

Выпишите словосочетания с прилагательными в женском роде, определите их морф. признаки.

С родной земли умри, но не сходи. Сыновья русской матери славятся удалью богатырской.

 И пылинка родной земли – золото.
Родная земля и в горсти мила.

 На чужой стороне и весна не красна.

Проверяем по схемам

Упр 69, с. 33 (устно)

— Рассмотрите схему. Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употребленными в данных падежах.

 

Вывод: Какое окончание имеют имена прилагательные Р,Д,П,Т.падежах женского рода?

 

Это пословицы.
Тема любви к Родине.

 

 

Выполняют задание в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют по упр 69 (устно)

— Имена прил. муж. рода отвечают на вопрос какой? в И. п и В.п

Имена прил. ж. рода отвечают на вопрос какой? в Р, Д, Т, П. п

 

Применение новых знаний

Упр 70, с.33

— Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных.

— В какие 2 группы можно объединить словосочетания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Нам встретилось новое словарное слово. Назовите орфограмму.

— Что такое вагон?

— Слово заимствовано в 1 половине 19 века из французского языка.

 

Вывод: Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой?

Выполняют упр 70

— Почтовый (И.п) вагон, над гигантской (Т.п) сосной, горячий (И.п) бой, о жёлтой (П.п) пустыне, по узкой (Д.п) дороге, беспокойный (И.п) характер, на мозолистой (П.п) ладони, майской (Т.п) грозой.

Почтовый вагон – это вагон для перевозки почты.

Беспокойный характер – это непоседливое, шаловливое, неугомонное поведение.

Слова можно разделить на группы. 1. Словосочетания с прилагательными мужского рода. 2. Словосочетания с прилагательными женского рода.

— Безударная гласная в корне.

 

 

— Ваго́н — транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам.

 

Первичное осмысленное закрепление.

Работа в паре.

-Вспомянем правила при работе в паре.

-Что необходимо сделать в этом задании? Поставьте цели.

 

 

 

 

 О чем будем помнить при выполнении этого задания?

 

 

-Выполните это задание в парах и оцените друг друга.

Упр. 68.с 33

Из 1 предложения выпиши все формы имен прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажите число, род (если есть), падеж.

 

Организует самопроверку.

— Посмотрите на экран и исправьте ошибки, если они у вас есть.

Кто допустил 0 ошибок, поставьте карандашом 5.

Кто допустил 1-2 ошибки, поставьте 4.

Кто допустил 3 ошибки, поставьте 3.

 

 

Ставят цели: правильно писать окончания прилаг. в женском роде, правильно определять падеж прилагательных.

Можно определить падеж сущ, по вопросу, а можно задать вопрос к прилагательному.

 

 

Разбор ВПР

Рефлексия

Вы хотите узнать, все ли вы запомнили? Я предлагаю нам выполнить задания теста.

1. Подчеркни словосочетаниях в Р.п.

На синей блузке

С душистой черёмухой

По широкой дороге

Из дальней стороны

Весёлой песней

2.Выбери фразеологизм, в котором есть имя прилагательное женского рода в Д .п.

Бояться собственной тени

Быть в прекрасной форме

Волк в овечьей шкуре

Катиться по наклонной плоскости

Сдвигаться с мёртвой точки

3.Найди словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в П. п.

В тёплой шубе

Перед лесной опушкой

К земляничной поляне

На синей ленте

У последней черты.

4.Прочитай предложение. Найди имя прилагательное женского рода в Т.п. Подчеркни его.

https://fhd.videouroki.net/tests/435661/image_5bd5ad9f17fa3.png


Самооценивание.

Выполняют задания теста

 Обобщение и включение в систему знаний

-Что нового вы узнали на уроке?

 

 

-Какой новый секрет русского языка вы узнали?
 

-Что нужно делать, чтобы правильно писать окончания прилагательных?

 

Урок окончен. Спасибо за урок!

Познакомились с правописанием падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Окончания прилагательных в Р., Д., Т. П. падежах одинаковые

Задать вопрос от существительного.

Домашнее задание

Стр.34 упр.73

Внимательно выслушивают, задают уточняющие вопросы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет