Технологическаякарта урока
Учебный предмет: Русский язык
Тема урока: Дефис вмеждометиях. Знаки препинания при междометиях
Номер урока в тематическом планировании
Класс 7 класс
Тип урока комбинированный (смешанный);
Цель урока: создание условий для знакомстваобучающихся с условиями дефисного написания междометий, со знаками препинанияпри них; формирование умения интонационно и пунктуационно выделять междометия.
Задачи урока и планируемые результаты:
Задачи |
||||
Воспитательные |
Развивающие |
Обучающие |
Коррекционно-развивающие |
|
— формировать ответственное отношение к учению — формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
|
(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов (П) — формировать навыки смыслового чтения развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем (К) — развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
— ознакомить обучающихся с условиями дефисного написания междометий, со знаками препинания при них; — формировать умения интонационно и пунктуационно выделять междометия.
|
-развивать зрительное восприятие, навыки безнаклонного письма; усовершенствовать мелкие точные координированные действия пальцев руки, развитие зрительно-моторной координации. |
|
Планируемые результаты |
||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Коррекционно-развивающие |
|
— умеют формировать ответственное отношение к учению -умеют формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
|
Регулятивные УУД: Умеют самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов
|
— знают условия дефисного написания междометий, со знаками препинания при них; — умеют интонационно и пунктуационно выделять междометия.
|
-развивают зрительное восприятие, навыки безнаклонного письма; -совершенствуют мелкие точные координированные действия пальцев руки, развитие зрительно-моторной координации. |
|
Познавательные УУД: — умеют формировать навыки смыслового чтения развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем
|
||||
Коммуникативные УУД: — умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
||||
Методы итехнологии обучения:
Словесныеметоды (составление плана текста, цитирование, вступительная беседа,закрепляющая беседа)
Практическиеметоды(выполнение заданий, письменные упражнения)
Образовательныересурсы (оборудование)
Учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т.,Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник дляобщеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017., рабочие тетрадиучащихся, раздаточный материал
ХОД УРОКА
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1 |
Введение в урок |
Приветствует обучающихся
|
Приветствуют педагога Проверяют готовность к уроку Отвечают на вопросы учителя |
2 |
Мотивация к учебной деятельности |
Работа с эпиграфом Восточная мудрость гласит: |
Объясняют значение эпиграфа |
3 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
«А ну-ка объясни-ка!» Объясните знаки препинания. Какая пунктограмма новая для вас, а какую вы повторяете? Выделите междометия. Какие чувства они выражают? |
Объясняют знаки препинания. Отвечают на вопросы |
4. |
Целеполагание
|
Какой будет тема нашего урока?
|
Отвечают на вопросы Выдвигают предположения |
5. |
Открытие нового знания |
— Посмотрите на доску, что выражают написанные здесь междометия? -Сверим наши предположения с учебником!(п.75, стр.184)
|
Отвечают на вопросы Испуг, смех, сожаление, восхищение или высокие чувства, брезгливость, негодование, сомнение, удивление). Работают с учебником
|
6. |
Динамическая пауза |
Демонстрирует упражнения для глаз Игра «Ромашка» на лепестках написаны фразы, надо произнести с указанной интонацией.
1.Ах! Как красиво! (с восхищением, восторгом) 2.Ох! Как плохо! (с досадой, раздражением) 3.Ай! Не надо! (испуганно, боязливо) 4.Эх! Пойду потанцую! (решительно) 5.Фу! Как грязно! (с недовольством, отвращением) 6.Увы! Все пропало! (с досадой, с раздражением) 7.Ой-ой-ой! Больно! (чувство боли и неприятного ощущения)
|
Выполняют упражнения из физминутки |
7. |
Применение и закрепление знаний |
1. Практическая часть. Развитие учебно-языковых умений. 1. Выполнение упр. 463.
2. Развитие речи. Работа с этикетными словами. Мы ежедневно встречаемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность, — и во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают эти слова. Они дарят нам улыбку приветствия и грусть прощания, радость благодарности и стеснительность извинения. Восточная мудрость гласит: Словарь «вежливых слов». Вставьте подходящие по смыслу слова. |
Записывают предложения, расставляя знаки препинания
Вставляют подходящие по смыслу слова
|
8. |
Подведение итогов. Рефлексия |
Выводы. — Что мы сегодня узнали на уроке? Рефлексия: Сегодня ….я понял, что теперь могу…
Тест в конце урока: 1.Междометие – это 1)Самостоятельная часть речи 2)Служебная часть речи 3)Особая неизменяемая часть речи 4)Особая изменяемая часть речи 2.Выберите междометие, выражающее команду 1)Здравствуйте 2)Брысь 3)Не так 3.Выберите междометие, пишущееся через дефис 1)крепко(накрепко) 2)из(под) Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 3)Ну( и) ну 4)Ах (ах) 4.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)Извините, позовите пожалуйста Игоря. 2)Ба! Знакомые всё лица. 3)Это она, слава богу! 5.Производное (-ые) междометие (-я): 1. Ура 2. Ох! 3. Караул! 4. Эй!
|
Подводят итоги, отвечают на вопросы учителя
|
9 |
Домашнее задание |
1. П.75, упр.464 |
Записывают задание в дневник |
I 2,3,7,4,6,5,1.
Длинная деревенская улицапустынна. Стены одних домов выкрашены масляной краской, другие побеленыизвестью. Повсюду сады. Ах! Как удивительно прекрасны
они в своем весеннем цветении! /Не умолкаяни на минуту/, гремит пчелиный оркестр. (Повествовательное,невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложненообособленным определением, выраженным деепричастным оборотом.) Ночьюслышится соловьиное пение, в туманном небе светит одинокая луна. На яблонях влунном свете матовой белизной отливают антоновки, их медовый запах смешиваетсяс ароматом скошенной травы.
1.Ах! Как красиво! (с восхищением, восторгом) |
2.Ох! Как плохо! (с досадой, раздражением) |
3.Ай! Не надо! (испуганно, боязливо)
|
4.Эх! Пойду потанцую! (решительно)
|
5.Фу! Как грязно! (с недовольством, отвращением) |
6.Увы! Все пропало! (с досадой, с раздражением) |
7.Ой-ой-ой! Больно! (чувство боли и неприятного ощущения) |
Тест 1.Междометие – это 1)Самостоятельная часть речи 2)Служебная часть речи 3)Особая неизменяемая часть речи 4)Особая изменяемая часть речи 2.Выберите междометие, выражающее команду 1)Здравствуйте 2)Брысь 3)Не так 3.Выберите междометие, пишущееся через дефис 1)крепко(накрепко) 2)из(под) 3)Ну( и) ну 4)Ах (ах) 4.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)Извините, позовите пожалуйста Игоря. 2)Ба! Знакомые всё лица. 3)Это она, слава богу! 5.Производное (-ые) междометие (-я): 1. Ура 2. Ох! 3. Караул! 4. Эй! |
Тест 1.Междометие – это 1)Самостоятельная часть речи 2)Служебная часть речи 3)Особая неизменяемая часть речи 4)Особая изменяемая часть речи 2.Выберите междометие, выражающее команду 1)Здравствуйте 2)Брысь 3)Не так 3.Выберите междометие, пишущееся через дефис 1)крепко(накрепко) 2)из(под) 3)Ну( и) ну 4)Ах (ах) 4.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)Извините, позовите пожалуйста Игоря. 2)Ба! Знакомые всё лица. 3)Это она, слава богу! 5.Производное (-ые) междометие (-я): 1. Ура 2. Ох! 3. Караул! 4. Эй! |
Тест 1.Междометие – это 1)Самостоятельная часть речи 2)Служебная часть речи 3)Особая неизменяемая часть речи 4)Особая изменяемая часть речи 2.Выберите междометие, выражающее команду 1)Здравствуйте 2)Брысь 3)Не так 3.Выберите междометие, пишущееся через дефис 1)крепко(накрепко) 2)из(под) 3)Ну( и) ну 4)Ах (ах) 4.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)Извините, позовите пожалуйста Игоря. 2)Ба! Знакомые всё лица. 3)Это она, слава богу! 5.Производное (-ые) междометие (-я): 1. Ура 2. Ох! 3. Караул! 4. Эй!
|
Тест 1.Междометие – это 1)Самостоятельная часть речи 2)Служебная часть речи 3)Особая неизменяемая часть речи 4)Особая изменяемая часть речи 2.Выберите междометие, выражающее команду 1)Здравствуйте 2)Брысь 3)Не так 3.Выберите междометие, пишущееся через дефис 1)крепко(накрепко) 2)из(под) 3)Ну( и) ну 4)Ах (ах) 4.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)Извините, позовите пожалуйста Игоря. 2)Ба! Знакомые всё лица. 3)Это она, слава богу! 5.Производное (-ые) междометие (-я): 1. Ура 2. Ох! 3. Караул! 4. Эй! |
I. Составьте текст из предложений, расположив их впорядке следования.
1. К междометиям примыкают, но не являются имизвукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми,животными, различными предметами, стихийными силами природы.
2. Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение кдействию, не называя их.
3. Междометие не имеет морфологических признаков,поэтому и морфологический разбор его не проводят.
4. Междометие может выступать в роли самостоятельныхчастей речи и являться членом предложения.
5. Междометия на письме выделяются при помощивосклицательного знака и запятой.
Н-р: Ах! Как хорошо наулице.
Чу, где-то послышался звук.
6.Междометия, образованные повторением основ, пишутсячерез дефис.
Н-р: Вся столица содрогнулась, а девицахи-хи-хи и ха-ха-ха.
7. Междометия бываютнепроизводными и производными, т.е. возникают из других частей речи.
Н-р: А с дождливых полей все неслось к нам ура…
Ах ты, степь моя, степьпривольная.
II. Разрядымеждометий по значению
Междометия, выражающие чувства |
Междометия, выражающие побуждение |
Этикетные междометия |
Звукоподра- жательные междометия |
радость, печаль, удивление, сожаление, страх, гнев, возмущение, презрение, отвращение: о, ои, эх, увы, ага, фи |
Приказ, запрет, зов, оклик, привлечение внимания: марш, прочь, брысь, айда, стоп, караул, батюшки |
Приветствие, прощание, извинение: здравствуйте, привет, прощай, спасибо, извини, прости, прошу |
Передают звуки животных, природы, машин и т. п.: ку-ку, мяу-мяу, бац, бах, брязь, дз-з-з, динь-динь
|
III. Спишите текст,вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, выполните указанныевиды разборов.
Дли…ая деревенская улицапусты…а. Стены одних домов выкраше…ы масля…ой краской, другиепобеле…ы2 известью. (По)всюду сады. Ах! Как уд…вительно пр…красны они всвоем весе…ем цветении! (Не) умолкая н… на минуту гремит пчели…ый оркестр4. Ночью слыш…т…ся соловьи…ое пение, в туманном небе светит одинокаялуна. (Построить схему предложения). На яблонях в лу…ом светете матовой белизной2 отливают антоновки, их медовый запах смешивается с ар…матомскоше…ой травы.