ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для ученика 2 «В» класса БанковаТимофея Викторовича (обучение на дому с 07.09.2022 по 29.05.2023) МАОУ «СОШсовхоза им. Ленина» разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования второго поколения.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии, планируемых результатов начального общего образования, ПрограммыМинистерства образования РФ: начальное общее образование, основнойобщеобразовательной программы начального общего образования фундаментальногоядра содержания общего образования, примерной программы по музыке (учебно-методическийкомплект «Школа России»),и соответствует Федеральным государственнымобразовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Музыка».
Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» во2 классе по одному часу в неделю 34 часа. Принадомном обучении 0,5 часа в неделю, за год 17 часов, в связи с этимпроизведено уплотнение программы.
Основные задачи уроков музыки:
1. Раскрытие природы музыкального искусства как результататворческой деятельности человека- творца.
2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностногоотношения к музыке.
3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта— человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
4. Развитие музыкального восприятия как творческогопроцесса — основы приобщения к искусству.
5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основескладывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между
различными видами искусства.
6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения кискусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории,традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарныхмузыкальных инструментах, музыкально- пластическомдвижении и импровизации.
Основой отбора содержания данного учебного курса являетсяидея самоценности музыкального искусства как человеческого творения,
помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этоммире. Содержание музыкального образования — это
запечатленный в музыке духовный опыт человечества, вкотором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле сэстетических и нравственных позиций.
Содержаниепрограммы по музыке. 17 часов
Содержание курса |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащегося |
Всеобщее в жизни и музыке (2 ч) |
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
|
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве? Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека. Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния. Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах. Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
|
Музыка — искусство интонируемого смысла (4 ч) |
Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
|
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи. Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение. Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию. Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров. Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
|
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (6 ч) |
«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
|
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется». Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития. Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве. Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия. Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
|
Развитие как становление художественной формы (5 ч) |
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации |
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли. Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации. Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности |
Требования к уровню подготовки
проявлять устойчивый интерес к музыке;
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессевосприятия интонационного богатства музыкального
произведения;
приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебныеи практические задачи:
определять жанровые признаки;
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические,драматические, трагические, комические, возвышенные,
героические и др.;
называть запомнившиеся формы музыки;
определять автора и название музыкального произведения по характерныминтонациям (например, Бетховен — Пятая симфония,
Григ — «Пер Гюнт»,Чайковский — Четвертая симфония) и напеть,
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках,пением, танцевальным движением;
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своеймузыкальной интонации к поэтическому тексту, образной
ситуации, кхарактеристике персонажа).
Личностныерезультаты
1) Формированиеоснов гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознаниесвоей этнической и национальной принадлежности;
2) формированиеоснов национальных ценностей российского общества;
3) формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единствеи разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) формированиеуважительного отношения к истории и культуре других народов;
5) развитиемотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.
Предметныерезультаты
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственномразвитии;
умениевоспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Метапредметныерезультаты
1) Овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств ее осуществления;
2) освоениеспособов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
определятьнаиболее эффективные способы решения;
4) формированиеумения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать в ситуациях
неуспеха;
5)освоениеначальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использованиезнаково-символических средств представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активноеиспользование речевых средств и средств информационных и коммуникационныхтехнологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных ипознавательных задач;
9)овладениенавыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии сцелями и задачами;
10) осознанностроить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации исоставлять тексты в устной и письменной формах;
11)овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления
аналогий ипричинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
12)готовность слушатьсобеседника и вести диалог; признавать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументироватьсвою точку зрения и оценку событий.
Методыи формы работы с учащимися с ОВЗ
Одно из важнейших условий эффективностиучебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Этокасается и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важноформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремлениеузнать что-то новое. Математика, являясь одним из важных общеобразовательныхпредметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступнымипрофессионально-трудовыми навыками. Поэтому основными задачами развитияпознавательной деятельности учащихся с ОВЗ следующие:
— формирование мотивации учения,ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
— развитие памяти и внимания;
— формирование приёмов умственных действий(анализ, сравнение, обобщение);
— развитие речи, умения аргументироватьсвои высказывания, строить простейшие умозаключения;
— формирование учебных навыков и умений(умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своихдействий).
При организации учебно – воспитательногопроцесса используется следующие подходы:
•замедленный темп обучения;
•предупреждение умственных и физическихперегрузок (структурное упрощение содержания обучения;
•дозировка нагрузок и смена видовдеятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься неболее 10 – 15 минут;
•соблюдение охранительного режима,например, смена умственной и двигательной активности);
•использование разнообразных методов,приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;
•организация многократных вариативныхповторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных ижизненных ситуациях;
•наглядно – практический характеробучения;
•опора на знания и жизненный опытучащихся;
•установление логических связей визучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.
Практическая направленность курса выраженав следующих положениях:
•сознательное усвоение учащимися различныхприемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранныхсредств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основерассматриваемого приема;
•рассмотрение теоретических вопросов курсаопирается на практические работы, различные свойства наглядности, подведениедетей на основе собственных наблюдений к выводам, сразу же находящим применениев учебной практике;
•система упражнений, направленных навыработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях.Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено вниманиек практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематическихрисунков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ: музыка
0,5часа в неделю
№ урока |
План |
Факт |
Название разделов и тем |
Всеобщее в жизни и в музыке |
|||
1 |
08.09 |
|
Всеобщее в жизни и в музыке |
2 |
22.09 |
|
Песенность, танцевальность, маршевость |
3 |
06.10 |
|
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека |
Музыка-искусство интонируемого смысла |
|||
4 |
27.10 |
|
О чем говорит и что выражает музыка? |
5 |
10.11 |
|
Изобразительность в музыке |
6 |
01.12 |
|
Интонация |
7 |
15.12 |
|
Музыка-искусство интонируемого смысла |
8 |
29.12 |
|
О чем говорит и что выражает музыка? |
9 |
19.01 |
|
Музыка-искусство интонируемого смысла |
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа
|
|||
10 |
02.02 |
|
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа |
11 |
16.02 |
|
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа |
12 |
09.03 |
|
Развитие в музыке |
|
|||
13 |
23.03 |
|
Простые музыкальные формы |
14 |
13.04 |
|
Простые музыкальные формы |
15 |
27.04 |
|
Простые музыкальные формы |
16 |
10.05 |
|
Резервные уроки |
17 |
24.05 |
|
Резервные уроки |
Учебно– методическое обеспечение
- Усачев В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 2 класс: учебник. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2010.
- Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2010.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Фонохрестоматия
- Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Интернет-ресурсы.
Дидактические материалы:
- предметные и сюжетные картинки.
СОГЛАСОВАНО Руководителем ШМО _________________ И.А.Акритова Протокол ШМО № _____ от «___» __________2022г. |
|
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________________О.А.Шеманова
«___»_____________ 2022г.