Сценарийзанятия «Традиционные семейные ценности» (3-4 класс)
Цель:
воспитывать уучащихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманиюнеобходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви,взаимоуважения и взаимопомощи друг другу.
Продолжительностьзанятия: 30 минут.
Рекомендуемаяформа занятия: познавательная беседа. Занятиепредполагает также использование видеофрагмента, презентации, интерактивныхзаданий.
Структуразанятия
1.Мотивационная часть
Вводная беседа наоснове анализа сюжета картин русских художников позволяет актуализироватьцентральное понятие занятия – дружная, крепкая семья.
2.Основная часть
Просмотрвидеоматериала – центральный элемент основной части занятия. После просмотравидеоматериала организуется познавательная беседа, выполняются интерактивныезадания.
3.Заключение
Подведение итоговсостоявшегося обсуждения.
Сценарий
Мотивационнаячасть
Вступительноеслово
Рассмотритекартины художников.
Кто наних изображён? Как, одним словом, можно назвать всех людей за столом?
Почему? Объясните.
(Ответы детей:семья).
А чтовы можете рассказать об этих семьях? Чем они похожи? Сколько поколений семьивстретилось за столом? Может ли современный художник написать похожую картину?
(Ответы детей).
Семья —это начало и продолжение любого человека, но при этом каждая семья – уникальна,ведь у каждой семьи своя уникальная история и традиции. От каждого члена семьизависит то, насколько радостно и уютно в семье, потому что семья — это любовь иверность, уважение и забота, совместные дела и события. Об этом сегодня нашразговор.
Основнаячасть
Расскажите о своих близких и родных.
(Ответы детей).
Всесемьи очень разные, большие и маленькие, но очень важно, чтобы в каждой семьебыли любовь и взаимопонимание. Есть в нашей стране и особый праздник – Деньсемьи, любви и верности, который отмечается – 8 июля. Давайте узнаем об историиэтого праздника.
Просмотрвидео https://razgovor.edsoo.ru/video/1973/
Дикторский текст
Было этомного лет назад. В древнем русском городе Муроме, которым правил князь Павел,случилась беда – появился змей крылатый. Пётр, младший брат муромского князя,придумал, как побороть чудище. Он нашёл чудесный меч и убил змея. Вот толькокапли крови крылатого существа попали на юношу, и он тяжело заболел.
Никто изместных лекарей не мог вылечить Петра. И вот однажды он увидел во сне, чтоживёт на Рязанской земле – в селе Ласково – добрая, красивая и мудрая девушкаФеврония, которая знает необычные свойства трав и умеет лечить разные болезни.
ОтправилсяПётр к Февронии. Вылечила девушка будущего князя, полюбили они друг друга,стали мужем и женой и начали жить в мире и согласии. Но впереди их ждали новыеиспытания.
Когдапосле кончины брата, княжение перешло к Петру, знатные люди велели ему оставитьФевронию и выбрать себе богатую и знатную жену. Но князь добровольно отказалсяот власти и богатства и вместе с любимой покинул Муром.
Плохостало в городе. Одумалась знать и позвала князя обратно. Пётр и Феврониявернулись, а после долго и счастливо правили Муромом. Их союз выдержал многоиспытаний, стал символом любви, уважения и преданности друг другу.
Пётр иФеврония учат, как понимать и поддерживать друг друга, сохранить мир в семье ине предать её ради власти и денег, прийти на помощь близким, уступать другдругу.
Какиекачества проявили Пётр и Феврония?
Что выможете рассказать об их семье, какие слова подберёте, чтобы ответить на вопрос«Какая это была семья?»
(Ответы детей).
В памятьоб этом удивительном союзе во многих городах нашей страны установленыпамятники. А в День семьи, любви и верности семьям, которые долгими годамидоказали прочность своей любви (прожили не менее 25 лет вместе), воспиталидостойных детей, вручается медаль «За верность и любовь».
Рассмотрите её.Что и кто на ней изображён?
(Ответы детей).
С однойстороны медали изображена ромашка – издавна символ любви и чистоты на Руси. А сдругой стороны – изображены Пётр и Феврония со словами: «За любовь и верность.Семья – единство помыслов и дел».
Как слова намедали помогают нам понять, какие качества важны для создания и сохранениясемьи?
Выполниминтерактивное задание.
Интерактивноезадание № 1 «Крепкая семья».
Содержаниезадания: обучающимся необходимо собрать ромашку, размещая на её лепесткахважные качества для крепкой семьи. После правильного выбора качеств и сбораромашки, появляется видео о семье.
Дикторский текст.
Нафотографии мы смотрим и с гордостью произносим: «Это моя семья». Семья – этосамое важное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании идоверии, любви и заботе друг о друге. И что бы ни случилось, мы всегда можемрассчитывать на понимание и поддержку родных. Семья – это опора и поддержкакаждого человека, поэтому важно знать и беречь историю своей семьи.
Еслиспросить любого человека, что главное в семье, сразу ответят — любовь. Немногоподумав, добавят — верность. А те, чей семейный стаж насчитывает не одиндесяток лет, скажут — понимание и помощь. И все будут правы. Потому что семья —это сплав таких понятий, как любовь, верность, доверие, уважение,взаимопонимание, общие цели и общие интересы.
Конечно, вжизни семьи могут возникать и ссоры, и разногласия, но главное – уметьдоговариваться, быть внимательными и слышать друг друга.
И с этой темойсвязаны многие пословицы.
Выполниминтерактивное задание.
Интерактивноезадание № 2 «Пословицы о семье».
(Содержаниезадания: обучающимся необходимо правильно соединить части пословиц (путемналожения одного облака на другое). Педагог обращает внимание на значениекаждой из представленных пословиц)
Мыпознакомились с пословицами о семье, а какие праздники в нашей стране,посвящённые семье, мамам, папам, бабушкам и дедушкам, вы знаете?
(Ответы детей).
(Учитель принеобходимости дополняет ответы детей (День матери, День отца, 8 Марта, Деньпожилых людей, День любви, семьи и верности – 8 июня, День семьи – 15 мая).
А яприведу вам ещё одну пословицу: «Мама в доме – что солнышко на небе». Почемутак говорят? Объясните.
(Ответы детей).
Издавнасчиталось, что женщина в семье – это хранительница семейного очага, основасемьи. Как вы думаете, почему? Какие дела есть у наших мам?
(Ответы детей).
Да, уженщины много забот по дому, создание в семье тёплой, уютной обстановки. Не зряговорят: «мамины руки не знают скуки». И нам важно поддерживать и помогатьнашим любимым и дорогим мамам, бабушкам. А как мы им можем помочь? Расскажите. (Ответыдетей).
Прослушиваниепесни о маме. Фрагмент песни «Мама – первое слово» из кинофильма «Мама». https://razgovor.edsoo.ru/video/1972/
Мама – первоеслово,
Главное слово вкаждой судьбе.
Мама жизньподарила,
Мир подарила мне итебе.
Так бывает – ночьюбессонною
Мама потихонькувсплакнет,
Как там дочка, кактам сынок её,
Лишь под утро мамауснёт.
Мама – первоеслово,
Главное слово вкаждой судьбе.
Заключительная часть
Скорозамечательный праздник.
В марте есть такойденёк,
С цифрой, словнокренделёк.
Кто из вас,ребята, знает,
Цифра чтообозначает? (О.Высотская)
(Ответы детей).
Этопраздник наших мам, бабушек и всех женщин! И давайте всех наших любимых идорогих близких поздравим с праздником: составим поздравительную открытку.
Интерактивноезадание № 3 «Поздравительная открытка».
(Содержаниезадания: обучающиеся совместно с педагогом составляют текст поздравительнойоткрытки. Текст открытки редактируется, итоговый вариант можно распечатать)
Вот иподходит к завершению наше занятие. Мы сегодня говорили о семье, чувствуяподдержку своих родных, мы растём и развиваемся. Близкие верят в нас и дают намсилы. Забота родных и близких даёт чувство защищенности.
Какие традицииесть в вашей семье?
(Ответы детей).
Спасибовам, что поделились рассказами о своей семье. Чем больше у вас таких совместныхвоспоминаний и каких-то общих дел: приготовления семейных блюд, игр, встреч сродными, тем сильнее чувство любви и привязанности друг к другу.
Так возникаютсемейные традиции. Пусть вас всегда согревает родительское тепло.
Использованныйматериал:
https://razgovor.edsoo.ru/topic/39/grade/34/