Президент России В.В. Путин поставил задачувывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2030 году. Такаяпланка поставлена в подписанном им указе О национальных целях истратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030года.
К этому году необходимо обеспечитьдостижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальнойконкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации вчисло 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В тексте указа также перечислены десятьосновных задач в сфере образования, разрешить которые необходимо до 2030 года.В частности, речь идет о внедрении на уровнях общего образования новыхметодов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающихосвоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации кобучению и вовлеченности в образовательный процесс.
К томуже, одним из требований Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования является обеспечение освоения обучающимисятехнологий командной работы на основе их личного вклада в решение общихзадач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих икомандных возможностей.
Исходяиз задач, которые ставит президент и требований ФГОС, необходимо искать новыеметоды и формы работы, которые будут направлены на решение данных задач.
Как жеэтого добиться?
Первымделом я проанализировала рейтинг стран, имеющих высокие показатели в сфереобразования. К моему удивлению, одной из таких стран оказался Сингапур – небольшаястрана, которая находится на островах Юго-Восточной Азии. Но эта небольшаястрана известна мировому сообществу как страна, имеющая одну из лучших в мирегосударственную систему образования, благодаря которой Сингапур занимаетстабильно высокие места в мировых рейтингах.
В международномсравнительном исследовании функциональной грамотности (pisa) Сингапур уступает лишьКитаю.
Система образования в Сингапуребыла создана практически с нуля и за 45 лет независимого существованиягосударства достигла огромных успехов. Многие страны берут эту системуобразования в качестве примера для развития собственной, поскольку в нейиспользуются самые современные технологии (игровые технологии,проблемное обучение, проектное обучение, здоровьесберегающие).
Вчем же секрет столь высоких результатов?
В основе сингапурской методики обучения лежитсистема кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советскогоспециалиста, идеи известного русского психолога Льва Семеновича Выготского,советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина,гуманная педагогика Шалва Амонашвили и др. По мнению некоторых учителей школ, прошедших обучение сингапурскойметодике, данная методика не является чем-то новым: в своей работе они ужеиспользовали такие приемы, как групповая и парная работа, творческий ипроблемный подходы к изучению тем и др.
Но все-таки различия есть. На обычном «сингапурском» уроке ученикиначальных классов разбиваются на группы по 4 человека. В центре стола располагается табличка, позволяющая удобно и просто распределитьучеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер по букве) дляорганизации эффективного учебного процесса в командах. Парты должнырасполагаться лучами от стола учителя, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Детисамостоятельно изучают материал, свободно взаимодействуют друг с другом,спорят, ищут ответ, приходят к общему решению.
Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя,объясняя своим одноклассникам ту или иную тему. Скучающих детей на таких урокахне бывает. Учитель выполняет роль тьютора – наставника, который корректирует инаправляет школьников, что является одним из требований ФГОС.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создатькаждому ученику ситуацию успеха. Что очень важно для обучения детей с низкоймотивацией и разным уровнем подготовки. Успех в учении — единственныйисточник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностейпри изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может кореннымобразом изменить психологическое самочувствие ребенка.
Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов иформул, называемых структурами, из которых, строится урок. Соединять их друг сдругом можно в любой последовательности. Каждая структура имеет жесткие рамки исобственное название. Всего структур около 250, из них основные:
1. МЭНЭДЖ МЭТ – управлениеклассом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек.
2. ХАЙ ФАЙВ – «дай пять» — сигнал тишины и привлечения внимания.
3. ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать –сесть» — структура знакомства с классом и получения информации. Когда назаданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, а те, кто несогласен, продолжают сидеть.
4. КОНЭРС – распределениеучеников по углам класса по выбранным ими вариантам.
5. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси –опроси – обменяйся карточками» — ученики проверяют друг друга и обучают поизученному материалу.
6. ТАЙМД ПЭА ШЭА – участникиделятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Обратим внимание, что дети приучаются работать по определенномуалгоритму по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма.
Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, онапредусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправевыбирать сам учитель. Причем их можно использовать и на классных часах, и навнеклассных мероприятиях, и даже на различных праздниках и вечерах. Любой урокстановится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себеисключительно положительные эмоции.
Современный урок по Сингапурской методике:
· не предполагает полный отказ от традиционного подхода;
· содержит разные виды деятельности;
· стимулирует развитие познавательной активности ученика, повышению мотивации к изучаемому предмету;
· развивает у детей креативное мышление; устную речь, коммуникацию;
· воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
· предполагает сотрудничество, взаимопонимание, наставничество;
· обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебнуюдеятельность;
· обеспечивает социализацию
· дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;
· обеспечивает единство обучения и воспитания;
· способствует формированию функциональной грамотности.
Все это отвечает требованиямобновленных ФГОС, а значит ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательнойпрограммы и дает возможность решить те задачи, которые ставит перед намипрезидент.