МБОУ«Лицей №3 им. К. А. Москаленко»
«Бунинскиевремена года»
Беседа
3-4классы
Авторы: Максутова Елена Владимировна, учитель начальныхклассов
МаксутоваВиктория Владимировна,
учительначальных классов
Г.Липецк
2022г.
Тема:«Бунинские времена года».
Аннотация квнеклассному занятию «Бунинские времена года»
Внеклассноезанятие рассчитано на учеников 3-4 классов. Форма проведения занятия – беседа,которая лучше всего подходит для детей данной возрастной категории. Во времязанятия использовалось много дополнительного материала – аудиозапись, толковыйсловарь, музыкальная композиция, презентация, ИКТ.
Благодаряколлективной форме занятия у учащихся формируется позитивная мотивациясотрудничества, каждый ребёнок чувствует себя равноправным партнёром в общении,имеет возможность развить и показать свои творческие способности, вследствиичего появляется уверенность в своих силах.
Вовремя занятия закрепляются знания учащихся о временах года; отрабатываетсяумение выразительно читать стихи, творчески подходить к решению поставленныхзадач; развивается внимание, воспитывается любовь к природе через творчестворусского поэта И. А. Бунина.
Цель:расширить у учащихся читательский кругозор поэзии.
Задачи:
1. Образовательные:
ü формироватьнавыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.
2. Развивающие:
ü развитиесвязной устной речи, логического мышления;
ü расширениесловарного запаса.
3. Воспитательные:
ü воспитыватьлюбовь и бережное отношение к природе;
ü воспитыватьинтерес к русской поэзии и культуре общения.
Форма проведения:беседа.
Оборудование:мультимедийный проектор, толковый словарь Ожегова, компьютер, текст,аудиозапись стихотворения «После половодья», запись отрывка из фортепьянныхпьес П. И. Чайковского «Времена года».
Ходмероприятия
I. Оргмомент и эмоциональный настрой на урок.
— Ребята,улыбнитесь друг другу, мне, ведь всем известно, что от улыбки хмурый деньсветлей и начиная наше мероприятие с улыбки мы уверены, что оно пройдёт наотлично. (слайд 2)
II. Самоопределение учебной деятельности.
— Наше мероприятиея хочу начать с прослушивания отрывка из композиции. (звучат отрывки из фортепьянныхпьес П. И. Чайковского «Времена года»)
— Ребята, а знаетели вы, что за композиции прозвучали? (ответы детей)
— Верно, этоотрывки из фортепьянных пьес «Времена года» П. И. Чайковского.
III. Формулирование темы мероприятия.
— Как вы думаете,о чём мы сегодня поговорим. (ответы детей)
— Да, мы будемговорить о временах года.
— Тема природывдохновляла не только композиторов. Многие поэты и писатели раскрывали в своихпроизведениях тему природы в разные времена года.
— Один из такихлюдей связан с нашей Липецкой областью. Вы можете предположить о ком пойдетречь? (Дети озвучивают разные варианты ответов: Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов, если дети не назвали имя И А. Бунина, учитель сам называет его)
— Сегодня мы свами поговорим о русском писателе и поэте, биография которого связана сЛипецкой областью, зовут его Иван Алексеевич Бунин.
— Давайте теперьпопробуем сформулировать тему нашего мероприятия (слайд 3)
IV. Работа по теме урока.
— Сейчас мы с вамивспомним страницы биографии И. А. Бунина.
1. Знакомствос биографией И. А. Бунина
Иван АлексеевичБунин родился в 1870 году в городе Воронеж в небогатой дворянской семье. (слайд4) Детство и юность его прошли в фамильном имении Орловской губернии возлегорода Елец. (слайд 5) В 1881 году И.А. Бунин поступил в Елецкую гимназию. (слайд6) В 1886 Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованиемпод руководством старшего брата. В 1888 году были опубликованы первые стихипоэта. В 1903 году за стихотворения «Листопад» удостоен Пушкинской премии. В1933 году И. А. Бунин получает Нобелевскую премию за главный в жизни писателяроман «Жизнь Арсеньева», он стал первым русским обладателем этой премии влитературной деятельности. (слайд 7)
— А знаете ли вы,что такое Нобелевская премия?
— Это одна изнаиболее значимых наград в области науки, литературы, развития общества. (слайд8)
— Ребята, давайтевспомним тему нашей беседы. (ответы учащихся)
2. Работас текстами произведений.
— Верно, мы будемговорить о временах года, о природе в творчестве И.А. Бунина.
— Сейчас мыпрослушаем аудио запись стихотворения И.А.Бунина и подумаем какое время годаописывает поэт. (прослушивание стихотворения «После половодья», ответыучащихся)
— Да верно, поэтпишет о весне. Ребята, а какие слова помогли определить, что в стихотворенииидет речь о весне? (ответы учащихся: половодье, апрель, весенний воздух)
— Молодцы! Ребята,Ваня приготовил для нас еще одно стихотворение, давайте его послушаем.(выступление ученика со стихотворением «Первый снег», задание выучитьстихотворение дается заранее, текст в приложении)
— Какое настроениевызвало у вас это стихотворение? Почему? (ответы детей: «Веселое. Потому чтопришла зима и можно лепить снеговиков или играть в снежки» и другие ответы)
3. Словарнаяработа.
— В стихотворениимы встретили слова «пурпур», как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей)
— Давайте найдем значенияэтого слова в Толковом словаре Ожегова (работа со словарем)
— Пурпур-минеральная или органическая краска ярко-красного или красно-фиолетового цвета.(слайд 9)
— Как вы думаете,в прямом или переносном значении поэт употребил это слово? (ответы учащихся)
4. Физминутка.
Игра «Скульптор»
(изобразите весну,которая разукрашивает лес; покажите, как летает бабочка; покажите, как качаетсялес, когда дует лёгкий ветерок, сильный ветер)
— А следующеестихотворение прочитаю вам я. Стихотворение называется «Детство». Можно ли поназванию стихотворения определить о каком времени года пойдет речь? (ответы детей,учитель читает стихотворение «Детство»
— Так о каком жевремени пишет И.А.Бунин? (ответы детей)
5. Анализсредств речевой выразительности.
-Какиелитературные приёмы использует поэт в этом стихотворении? (ответы детей: сравнения,метафора.) Правильно.
— А теперь давайтесравнения и метафоры найдем в тексте. (стихотворение выведено на экран, слайд10) (ответы детей; песок- как шелк, пахнет не сосна, а зной и сухостьсолнечного лета, солнечные палаты).
— Ребята о какомвремени года мы еще не говорили? (ответы детей). У каждого на парте находитсялист с отрывком стихотворения. (см. приложение) Как оно называется? (ответыдетей: «Листопад».)
— Кто попробуетвыразительно прочитать стихотворение? (один из учащихся читает стихотворения)
Что описывает поэтв этом стихотворении? (ответы детей: осенний лес.)
— Какие краскиописывает поэт? (ответы детей: яркие, пестрые, солнечные.)
— Часто, когда мыговорим об осени, мы представляем скуку, уныние. А что вы почувствовали,прочитав этот отрывок? (ответы детей: осень может быть яркой, веселой иразноцветной.)
— Молодцы, ребята!
V. Подведение итогов занятия и рефлексия.
-Скажите, чтообъединяет все эти стихотворения? (ответы детей: все стихотворения о природе, овременах года.)
— Ребята, у вас напарте лежит чистый лист, на нём каждый из вас нарисует то время года,стихотворение о котором вам понравилось больше всего. (Ребята рисуют, а затемвывешивают свои работы на доске)
Список литературы.
Толковыйсловарь Ожегова
Сборникстихотворений И. А. Бунина.
ИванБунин «Две радуги» стихи о природе
https://www.culture.ru/persons/9549/ivan-bunin
http://www.bunin.org.ru/biography/