РоманенкоЕлена Валериевна
Учитель-логопед
ГБОУшкола-интернат №7
ст-цыКазанской
Краснодарскийкрай
Особенностиразвития познавательной сферы детей с общим недоразвитием речи
Аннотация: в статьерассматриваются особенности развития познавательной сферы детей с общимнедоразвитием речи.
Ключевые слова: речевоеразвитие, грамматический строй речи, словесно-логическое мышление,наглядно-действенное мышление, мыслительные операции.
Общее недоразвитие речирассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентовречевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальномслухе и сохранном интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Согласно классификации, разработаннойколлективом дефектологов под руководством Р. Е. Левиной, выделяют три уровняречевого развития у детей с ОНР.
Первый уровень речевого развитияхарактеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Общение происходит науровне невербальных средств с помощью лепетных слов и звукоподражаний.Вследствие резко ограниченного словаря и недопонимания грамматических связей впредложении, у детей нарушено понимание речи. Отмечается смазанная инеустойчивая артикуляция, что приводит к нарушению звукопроизношения. Слоговаяструктура грубо нарушена. Ребенок не владеет умением согласовывать слова впредложении. Связная речь отсутствует.
Спонтанное развитие речи у детей 1-гоуровня невозможно. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие детинуждаются в длительном обучении в специальных образовательных учреждениях длядетей с тяжелыми речевыми расстройствами.
У детей со вторым уровнем речевогоразвития отмечается более высокая речевая активность и наличиеобщеупотребительной речи. В словарном запасе ребенка присутствуютсуществительные, прилагательные, глаголы, а также некоторые местоимения,наречия и числительные. В словаре мало понятий, обозначающих части предмета,форму, величину, цвет. Уровень понимания речи выше, так как ребенок знаетнекоторые грамматические и морфологические элементы языка. Нарушениязвукопроизношения характеризуются искажением воспроизведения звуков, их заменойи смешением. У детей наблюдается недостаточность фонематического восприятия,что указывает на их неподготовленность к овладению звуковым анализом исинтезом. Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.
Грамматическим строем речи детивладеют лучше, чем при первом уровне речевого развития. Отмечается некотороесогласование и управление словами в предложении, но при этом фиксируетсяпропуск предлогов, неправильное изменение слов.
Отмечаются грубые ошибки вупотреблении грамматических конструкций:
— смешение падежных форм,
— неправильное употребление числа и родаглаголов, ошибки при изменении существительных по числам,
— отсутствие согласования прилагательных ссуществительными, числительных с существительными.
Возможно овладение связной речью.Дети могут составить простые высказывания описательного характера, но припостроении текста возникают трудности в передаче смысловых отношений.
Ребенок с третьим уровнем ОНР владеетразвернутой фразовой речью. Отмечается наличие лексико-грамматического ифонетико-фонематического недоразвития. Словаря ребенка достаточно для общения вповседневной жизни. Детям доступна способность словообразования, но созначительными ошибками. Понимание речи соответствует норме. Присутствуютнедостатки в звукопроизношении и слоговой структуре слова. Могут использоватьтрех-четырех слоговые слова.
Дети с данным уровнем используют вречи простые распространенные и некоторые виды сложных предложений, но снарушенной структурой. В предложениях наблюдаются аграмматизмы.
Связная речь развита, но находится надостаточно низком уровне по сравнению с нормой. При построении рассказа детинередко нарушают логико-временные связи, пропускают некоторые членыпредложения.
Такимобразом, общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня, которыедемонстрируют различную степень речевых возможностей ребенка вследствие дефекта– от отсутствия общеупотребительных форм речи до развернутой фразовой речи. НоТ.Б. Филичева на основе многолетних исследований детей с ОНР выделила ещечетвертый уровень, который характеризуется незначительными нарушениями всех компонентовречи, выявляемых при детальном обследовании.
Так Е.М.Мастюкова, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова указывают, что недоразвитие речи имеетсложное сочетание нарушений речи и других психических процессов. Давнообнаружено, что речь и психические процессы тесно взаимосвязаны между собой(А.Р. Лурия, Н.А. Власова и др.). Речь организует и связывает все другиепсихические процессы, а также участвует в формировании произвольностипознавательных способностей. Поэтому недоразвитие речи отражается на нормальномразвитии всех познавательных процессов.
У детей с ОНР наблюдаетсянедоразвитие слухового восприятия. Дети испытывают трудности в восприятии идифференциации как речевых, так и неречевых звуков. Отмечаются нарушения ввосприятии и воспроизведении ритмических структур, что свидетельствует онедостаточно сформированном слуховом анализе.
Зрительное восприятие простыхизображений и предметов у детей с ОНР не отличается от восприятия детей снормальным развитием речи. Но по мере увеличения деталей и признаков изображенияу них возникают затруднения в зрительном узнавании. Они с трудом выделяютсущественные признаки объекта, чаще обращают внимание на незначимые признаки. Убольшинства старших дошкольников наблюдается нарушение буквенного иоптико-пространственного гнозиса.
Внимание у дошкольников с ОНРхарактеризуется низким уровнем распределения, концентрации и устойчивости.Слабо сформировано произвольное внимание. Дети часто отвлекаются, даже привыполнении интересной для них деятельности. Наиболее трудным для них являетсяудержание внимания на словесном материале без наглядного подкрепления.Дошкольники не воспринимают в полном объеме сложные инструкции к заданиям, невсегда могут выделить предметы по заданному признаку. Слуховое вниманиехарактеризуется истощаемостью, низким уровнем включаемости.
Недоразвитие речи отрицательно влияети на развитие памяти дошкольников с ОНР. У них наблюдается низкаяпродуктивность запоминания вербального материала. Снижен объем слухоречевойпамяти: дети часто забывают последовательность заданий в инструкции.Дошкольники не могут самостоятельно пересказать связный текст, забывают деталии последовательность событий. Зрительная память также характеризуется низкимобъемом запоминания. Ребенок с трудом может запомнить последовательность расположениячетырех-пяти предметов.
В отличие от детей с нормальнымречевым развитием у детей с ОНР отмечается малоподвижность, быстраяистощаемость и инертность процессов воображения. Творческое воображение слаборазвито, характеризуется стереотипностью. Рисунки детей чаще однообразны, бедныпо содержанию, отсутствует детализация образов. Дошкольникам трудно даетсяпридумывание новых образов для рисунка или поделки. В играх детей с ОНР такжеотмечаются стереотипные сюжеты, которые мало обогащаются.
Для вербального творческоговоображения характерен низкий уровень развития. Дошкольники испытываюттрудности в рассказе из личного опыта: дети не могут определить замысел ипоследовательность рассказа, речь однообразная.
У детей с недоразвитием речиотмечается недостаточная способность к символизации, к овладению логическимиоперациями и низкий уровень интеллектуальных операций, связанных с речью.Познавательная деятельность пассивна и инертна.
В старшем дошкольном возрасте у детейс нормальным речевым развитием ведущим типом мышления являетсянаглядно-образное, начинает развиваться словесно-логическое. Дети с ОНР струдом усваивают действия наглядно-образного и словесно-логического мышления.Преобладает наглядно-действенное мышление, так как в решении задач не участвуетречь. У детей с трудом формируются мыслительные процессы, такие как сравнение,анализ, синтез, обобщение. Умозаключения и суждения таких детей часто логическине связаны, бедны, отрывочны. У многих дошкольников с ОНР отмечается ригидностьмышления (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова).
У дошкольников с недоразвитием речинаблюдается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах ипризнаках предметов, трудности в определении причинно-следственных связей.
При этом возможности правильногоосуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило,сохранены, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочениисамоорганизации (В.А. Ковшиков, Д.Б. Эльконин).
Таким образом, у детей с общимнедоразвитием речи недостаточно сформированы все познавательные процессы,снижена как речевая, так и познавательная деятельность.
Список литературы:
1 Дьяченко О.М.Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. – М.: Педагогика, 1988. – №6.
2 Жукова Н.С. Преодолениеобщего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990.
3 Забрамная С.Д. Психолого-педагогическаядиагностика нарушений развития: курс лекций / С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2007.
4 Запорожец А.В. Психология действия:избранные психологические труды. Развитие ощущений и восприятий в раннем идошкольном детстве /А.В. Запорожец. – Москва: Московский психолого-социальныйинститут; Воронеж: Издательcтво НПО МОДЭК, 2000.