Из опыта работыс детьми с синдромом Дауна.
Материал подготовилпедагог-психолог Бадалян Д.Я.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
«СиндромДауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день формахромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекспроблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальнойадаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленнаясистема социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромомДауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышаетуровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Многиедети с синдромом Дауна посещают обычные детские сады и школы, где учатся читатьи писать.
Находясьсреди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примерынормального, соответствующего возрасту, поведения.
Ножить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способнылишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания, каксо стороны семьи, так и всего общества.
Коррекционноеобучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам вразвитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшуюсудьбу.
Коррекционно-образовательныецели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна
Цели
Формирование удетей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
Развитиепознавательной активности.
Формирование всехвидов деятельности.
Задачи
Формированиеспособов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметамиокружающей действительности.
Преодоление ипредупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы,поведении и личности в целом.
Формированиеспособов ориентировки в окружающей действительности.
Этапы обучения
По результатамобследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучениепроводится по этапам:
-совместнаядеятельность со взрослым;
-деятельность поподражанию;
-деятельность пообразцу;
-деятельность пословесной инструкции.
При подачематериала необходимо:
-маленькаядозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
-наглядно-практическоеобучение с последующим проговариванием;
-постояннаяположительная оценка каждого достижения;
-постоянноеповторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
-частая сменанаглядного материала и видов деятельности;
-учить переноситьусвоенные знания в новые условия;
-игровой характеробучения, игровая мотивация поставленных задач;
-педагог организуетпрактические действия ребенка.
Ну, асейчас мы хотели бы поделиться с вами своим опытом по обучению такогосолнечного ребенка. Летом 2021 года в стенах нашего детского садапоявился особенный ребенок «СОЛНЕЧНЫЙ». Так во вторую младшую группу«Капитошки» был принят мальчик с синдромом Дауна,умственной отсталостью легкойстепени зовут его Максим. На момент поступления ребенку было 3 года. Речьу ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилосьна низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексомсопутствующих. Наполняемость группы на тот момент составляла 20 детей. Наш сад имеетобщеразвивающее направление. Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у нас небыло.
Изразговора с мамой мальчика я поняла, что она решительно настроена на то, чтобыребенок проводил в детском саду полный день; кроме того.
Первыенесколько дней мы наблюдали за ребенком. Ребенок хорошо слышит, но нереагирует на
обращенную к немуречь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может
держать ложку.Культурно-гигиенические
навыки отсутствуют:Мальчик явно привыкл к порядку действий при
мытье рук, ноделает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то
есть мочит руки вводе по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от
раковины. ЗатемМаксим берет полотенце и комкает его в руках. Навык
Одеваться ребенокне умеет,
как и раздеваться.Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметыладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.
Деятельностьс предметами не носит даже манипулятивного
характера, ребенокберет игрушки и бросает их, подобно младенцу в
коляске.
Посколькув нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, пришлось
проштудироватьлитературу по этой теме. В итоге, мы пришли к выводу, что
комплекснойпрограммы попросту нет, что не так уж удивительно — детей с
таким заболеваниемотносительно недавно стали вводить в массовые группы,
и педагоги, какправило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на
уровень развитиякаждого отдельного ребенка.
Главную цель своейработы мы определили так: обеспечение
оптимальноговхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к
самостоятельнойжизнедеятельности.
Мы наметилинесколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общеймоторики;
2. Развитие мелкоймоторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. Воспитаниекультурно-гигиенических навыков;
5. развитиесоциально-коммуникативной сферы.
Итог.
Конечно,инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное
направление. Ноуспех его зависит, в первую очередь, от готовности
образовательногоучреждения к такой работе. Это и наличие необходимой
материальной базы,и введение в штат специалистов, их работа во
взаимодействии и поединому плану, и наличие тьюторов. Только
соблюдение всехнеобходимых условий сделает инклюзивное образование не
только элементарновозможным, но и успешным.
Сейчас, мы хотимвас пригласить на просмотр видио занятия с этим ребенкам.
