Государственноеказенное учреждение Самарской области “Центр помощи детям, оставшимся безпопечения родителей “Единство” городского округа Тольятти (коррекционный)”
Доклад
“Использование Цифровых визуальных технологий в театральной деятельности детей с ОВЗ”
Составил:Л. Ю. Кудряшова
Цель: овладения детьми навыкамиколлективного взаимодействия и общения, развитие творческого потенциала детей сОВЗ.
Задачи:
Формирование опыта социальных навыков поведения.
Расширение границ компетенций и эффективностивосприятия информации.
Обогащение представлений об окружающем мире.
1. Актуальность включения театрализованнойдеятельности в работу педагога с воспитанниками с ОВЗ “ Театр для каждого”.
2. Методикаиспользования разных форм и модулей цифровых технологий в театрализованнойдеятельности с детьми с ОВЗ.
3. Практическиенаработки использования разных форм и модулей цифровых технологий.
1.Введение театральной деятельности ввоспитательный процесс коррекционного учреждения
Позволяет эффективно решать основныепедагогические задачи с детьми с ОВЗ. Зачастую ребенок, оказавшийся всоциальном учреждении ,остро нуждается в решении основной проблемы:преодоления барьера успешного вхождения в общество, социальной адаптации.Особенности предыдущего негативного опыта ребенка, социального окружения,дефицит воспитанности, доброжелательности ,речевой культуры делает проблемунаиболее острой.
Театрализация-это психотехника организациикоммуникативных действий в роли, которая позволяет успешно развивать умениеслушать ,вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строитьпродуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Театрализация-это творческая форма совместнойдеятельности, где каждый ребенок может проявить себя, почувствовать своюзначимость в общем успехе. Формируется установка на поддержку творческих усилийкаждого ребенка. Театрализованная деятельность в коррекционном учреждении – этоособый потенциал для невербального общения .
Создание творческой атмосферы направлено настимуляцию образного мышления, способствует развитию индивидуальныхспособностей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развиватьмежличностные отношения, способствует созданию благоприятной психологическойатмосферы.
2.Театрализованные постановки с использованиемсовременных цифровых визуальных технологий позволяют раскрыть границы помощиребенку в преодолении индивидуальных барьеров социализации .
Модули и формы цифровых технологийподбираются с учетом поставленных задач и мониторинга детской аудитории.
В первую очередь педагог должен учитыватьиндивидуальные особенности каждого ребенка, предполагаемую помощь, факт того,что в любой театральной постановке ключевым героем является маленький актер.
Современные технологии в сценографии не толькоувеличивают диапазон возможностей создания уникальной формы спектакля, но ипомогают ребенку полноценно участвовать в процессе, чувствовать себя увереннов роли.
-“Внешний суфлер”
— различныединамичные проекционные эффекты ( облака, волны, дождь и т.д.)-помощь ввоспроизведении роли.
Модуль используется в решении проблемызатруднения объемного запоминания. Принцип данного модуля – картинка-слово. Распространеннаяпроблема детей с ОВЗ , моменты запоминания и воспроизведения текста, частопервое слово четверостишия дает ребенку подсказку. Внешний фактор , своего рода, суфлер .
-“Световой контраст”
-футажирование –наложение музыкального сопровожденияна картинку иди видео , отображающую картинку данного отрывка. Модульусиливает вспомогательный эффект в воспроизведении роли. Модуль помогает нетолько воспроизвести место и обстановку действия, но и создать необходимоенастроение не только для зрителей, но и для самого актера.
-“Актер-помощник”
-видеовставка – повтор. На экране происходит дублированное синхронное воспроизведение роли созвуком. Помощник для детей с нарушением речи, так же для ребят , неуверенночувствующих себя на сцене. Главный принцип данной вставки — небольшой объем.
—“Я — зритель”
-Включение в спектакль видеоролика иликороткометражного фильма с участием всех детей, задействованных в театральнойпостановке. Модуль позволяет детям установить контакт со зрителями, увидетьреакцию аудитории зала, быть одновременно актерами и зрителями. Моментсовместного просмотра помогает выработать положительное отношение к взрослым исверстникам. Целесообразно использовать в постановках, превышающих временной 25минутный интервал, учитывая особенности концентрации внимания детей с ОВЗ.
Данный модуль подходит для вновь прибывших илизастенчивых детей. В съемках видео нет большого количества зрителей, в то жевремя на общем просмотре ребенок становится участником спектакля , а значит вовлеченв театральную деятельность. Ситуация успеха дает перспективы в раскрытиитворческого потенциала, артистических способностей.
-“Видео суфлер”
-Проекционная картинка –текст актера-титры.Модуль для читающих, но не уверенно чувствующих себя на сцене детей, илиначинающего актера.
—“Диалог”
Еще один помощник ребенку на сцене- диалог сгероем видео, известным персонажем или мультипликационным героем.Использование данного модуля помогает вырабатывать положительное отношение кучастию в театрализованной деятельности, дает простор воображению, развиваетнавыки общения замкнутых детей.
-“За кулисами”
-Участие детей в цифровой подготовкеспектакля. Ознакомление с основными техническими возможностями программывидеомонтажа.
Использование цифровых технологий втеатрализованной деятельности детей с ОВЗ , в сочетании с другими формамиработы, такими, как – живое общение со зрителями(вопросы, совместные игры,выполнение интересных творческих заданий ) помогает не только создатьуникальную театральную обстановку, но и благоприятную ситуацию успеха.
Современные технологии помогают выстроить своспитанниками доверительные отношение, что положительно влияет на решениевсех педагогических задач, задействовать детей с разным уровнем умений инавыков.
Находка современной педагогики это новыеприемы и методы в комплексе с инновационными цифровыми технологиями даетвозможность развития личности ребенка и профессиональную реализацию педагога.
Мой практический опыт можно проанализировать ииспользовать на канале в Youtube( Добротушки)
