«…Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможнапреемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм,сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущеечеловеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаемсегодня»
В.В. Путин
Формирование духовно-нравственных ценностей личности внастоящее время актуальная тема в воспитании, наше подрастающее поколение срождение получает очень много информации из вне семейных традиций и нормвоспитания. В словах президента России В.В. Путина ярко выражен смысл того, чтокак мы воспитаем, что мы вложим и дадим нашему подрастающему поколению, то мыполучим в конечном итоге. Конечный итог- это наше с вами бедующее и бедующиенаших детей.
В системе образования для духовно-нравственногоразвития и воспитания учащихся отводится много задач и является неотъемлемойчастью воспитания и образования в школе. На уроках педагог должен не толькодать знания, но и воспитать в ребенке личность, которая будет духовно,нравственно и культурно наполнена. Базовые ценности в ребенке закладываются всемье, но какие эти ценности у каждой семьи свои. Когда ребенок из семьипопадает в образовательное учреждение, это уже социальное общество, где пересекаютсядети из разных семей, с разным уровнем жизни и понятий о духовно-нравственныхценностях.
В школе существует учебная и внеучебная деятельность,и поведение детей часто отличается от того как он ведет себя на уроке и от тогокак он реализует и ведет себя во внеурочной деятельности. Часто мы педагогивидим, что поведение ребенка полностью отражает отношение и поведение родителейв семье, и оно не всегда является правильным в рамках социальных нормповедения. Так на уроках технологии, где дети большую часть учебных часовпроводят в трудовой и творческой деятельности, в ходе работы они часто копируютповедение своих родителей, которые дали базовые навыки и знания.
Работа педагога в сельской школе дает возможностьвстретить в одном классе дети из разных семей, есть дети которые оченьаккуратные, воспитанные и вежливые, но встречаются дети которым не дали вполной мере нужного воспитания и они сами учатся выживать в условияхсовременной жизни, и в большинстве случаев такие дети бывают замкнутыми иозлобленными на окружающих. В МОУ ИРМО «Оекская СОШ» образованны специальныеклассы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), впрограмме обучения детей с ОВЗ предусматривается больше часов для уроковтехнологии и социально-бытового ориентирования, для того чтоб развить уучащихся с ОВЗ повышение познавательной активности, развитие способностей косознанной трудовой деятельности, выявить индивидуальные особенности, благодарякоторым данная категория обучающихся может сознательно определить бедующуюпрофессию. К основным задачам обучения детей на уроках технологии относитьсявоспитание любви к труду и уважение к трудовым профессиям, но как это сделать внашем современном и быстро развивающиеся время?
В своем опыте работы педагога технологии вклассе для детей с ОВЗ, начиная с 5 класса мы начинаем более глубоко изучать предметтехнология, уже для выявления особенностей каждого ребенка, для тогочтоб направить и более широко раскрыть определенные трудовые и производственныеспециальности. На базе нашей школы реализуется проект непрерывногоаргобизнес-образования в школе, в рамках этого проекта на уроках технологии мыизучаем растения и овощные культуры, которые выращиваются в нашейклиматической зоне, выращиваем рассаду для высадки на пришкольном участке, приработе с детьми на уроках много проводим бесед о том для чего и как нужноделать, с какой целью мы выращиваем растения и овощи, какие новшества есть в этомнаправлении, как это можно реализовать без больших затрат, что мы получаем витоге. При беседах на уроках дети получают ту недостающую информацию, котораяболее широко раскроет определенную тему, даст более четкое представление какэто делать и что для этого нужно. Самое интересное они расскажут дома, инекоторые смогут совместно с родителя сделать у себя дома что-то новое иинтересное. Так же ребята участвуют в конкурсах по данной теме, пусть неполучают призовые места, но они пытаются проявить себя, учатся излагать своимысли и рассказывать о своей проделанной работе. Для детей с ОВЗ это огромный иочень тяжелый труд, не всем детям дана возможность понять, реализовать иособенно грамотно об этом рассказать.
По программе технологии также обучаются дети ишвейному мастерству, есть выпускники нашей школы которые обучались поадаптированной программе «швейное дело» и после окончания школы поступили впрофессиональные учебные заведения по специальности швея, это тоже говорит отом что труд педагога дал старт и раскрыл способности ученика, который ужепосле окончания школы знал и целенаправленно определил профессиональный путьчеловека.