Предмет:ГрафическийДизайн
Учитель: ВысторовскаяВалентина Викторовна
Тема:«Многообразиеформ графического дизайна»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: способствоватьосвоению учащимися композиционных принципов создания объекта полиграфическогодизайна. Учить пониманию значения синтеза слова и изображения в полиграфии;знать требование к композиции в полиграфическом дизайне; учить владениюприёмами композиционного построения объекта полиграфического дизайна;творческому применению средства выразительности для достиженияобразно-информационной цельности.
Задача: выполнение изащита практических работ по теме «Проектирование книги, создание макетасборника притч».
Методыи методические приёмы:
Наглядные:иллюстрации,демонстрации.
Словесные: рассказ,беседа.
Практические:учебно-производственный труд
Видиспользуемых ИКТ: презентация «Многообразие форм графического дизайна»
Оборудование и материалы: бумага, простойкарандаш, ноутбук, видео-доска
Содержание урока
Организационныймомент.Приветствие. Проверка готовности к уроку.
— Начать наш урокмне хотелось бы с эпиграфа – словами Сергея Михалкова (читаю)
Слайд1
Чтоб умнымчеловеком стать –
Учись писать,учись читать
И помни: каждыйученик
Не может жить бездобрых книг.
С. Михалков
— Как вы понимаетеслова Сергея Михалкова?
(быть грамотным,интересным человеком)
— А что помогаетчеловеку быть грамотным?
— Кто догадался, очем мы сегодня будем говорить на уроке?
Слайд2
Тема нашего урока Многообразиеформ графического дизайна.
— Ребята, как выпонимаете тему урока «Многообразие форм графического дизайна»
Слайд3
Нас окружаетбескрайнее море полиграфических изданий- книги, журналы, красочные календари,почтовые марки и т.д. На улицах города вокруг нас афиши, вывески. Все этовместе — формы графического дизайна.
2.Объяснениенового материала
Сегодняшний урокмы начнём с разговора о книге. Что же такое книга?
Книга – один изсамых привычных и, казалось бы, самых обычных предметов, которые нам известны сраннего детства. Но за привычностью этой вещи скрывается тайна её чудесныхпревращений, интереснейшие истории, рассказы, стихи и сказки.
Слайд4
— Книга — базовоепроизведение полиграфии
— Можем ли мысчитать книгу синтетическим искусством и почему?
— Кто былоснователем книгопечатания в России нам расскажет Скибина Мария
Более 450 лет томуназад Иван Грозный утвердил открытие первой типографии на Руси. Благодарярасширению территории, развитию ремесленничества, хозяйства и торговли.Населению великой Руси требовалось всё больше знаний во всевозможныхнаправлениях и областях. В том числе и для духовного обогащения.
Рукописные книги на Руси появились давно, почти сразу послепринятия христианства. Но это были тяжелые, написанные на пергаменте фолианты,стоившие дорого и далеко не каждому доступные. В процессе переписывания втекстах появлялось множество ошибок, которые подчас искажали смысл текста.Население росло, количество рукописных книг увеличивалось. А их качествостремительно снижалось.
Первая печатная книгавыпущенная Петром Мстиславцева и Иваном Федоровым на Руси до сих пор являетсяреликвией нашей великой державы.
Древние издание Апостол -это родоначальник печатной промышленности, которая шаг за шагом вела общество кпрогрессу, новым знаниям и самопознанию.
Книгисопровождают человека на протяжении веков, они как верные друзья и мудрыеучителя рядом с людьми в течение всей истории человечества. Поэтому знатьправила и законы, по которым создаются книги, необходимо каждому. Мы не будемсегодня вдаваться в подробности истории создания книги, так как нас интересует,прежде всего, её художественное оформление.
Давайтепопробуем разобраться, из каких частей и элементов состоит книга.
В этом нам поможетГуркина Елизавета
Оформление книги и книжных изданий всегдаиндивидуально. Книжное издание состоит из книжного блока, переплетной крышкиили обложки, дополнительных составных элементов конструкции самого издания иэлементов его оформления.
Элементы книги многочисленны, и каждый имеетспециальное название.
Мы рассмотрим лишь самые значительные:
— Переплет
— Форзац
— Титульный лист
— Шмуцтитул
— Разворот
Слайд 7.
Переплетная крышка — плотная оболочка книги, котораясостоит из передней и задней сторонок, соединенных между собой в корешке.Переплетная крышка — основная часть переплета книги, изготовленная из цельноголиста картона или картонных сторонок, оклеенных покровным переплетнымматериалом; соединяется с книжным блоком обязательно при помощи форзацев.Сторонки могут быть покрыты и печатной бумажной обложкой.
Переплет — прочное покрытие издания, содержащее рядего выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающийсохранность книги. На переплете по мимо изображения указывается имя, фамилияавтора и название книги.
Форзац — четырехстраничный лист бумаги, одна сторонакоторого приклеивается к внутренней стороне переплетной крышки, а другая, вбольшинстве книг, узкой полоской у корешка — к первой и последней страницамиздания. На форзаце могут быть помещены различные изображения.
Слайд 10.
Титульный лист — начальный разворот книги. Несетосновную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата(для кого эта книга) и др.
Может включать изобразительный элемент
Слайд 11.
Разворот — это две развернутые страницы
Развороты содержат примеры всевозможного расположениятекста ( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала (иллюстраций, линий, орнаментов и др.)
Слайд 12.
Шмуцтитул — лист, делящий книгу на части, разделы илиглавы.
Содержит их название, часто сопровождаетсяиллюстрацией.
Слайд 13.
Иллюстрацииделают книгу наряднее, красивее, ее приятно держать в руках, рассматривать,иллюстрации помогают при чтении.
Иллюстрации — это рисунки, живое описание,наглядное изображение, проясняющие какой-либо текст, изображающие наиболееинтересные и важные события, которые описывает автор.
Последняяполоса в книге, главе или разделе может завершатьсяорнаментально-декоративной или сюжетной концовкой.
Всовременных книгах, как в старину, иногда первая строка в начале главыукрашается буквицей,
Буквица — древнейший элемент оформлениякниги.
Буквицычасто украшались миниатюрами, орнаментами и изображениями. Буквицы как правило выполнялисьярко красной краской, отсюда и произошел современный термин красная строка.
3.Практическая работа
— Сегодня мысделаем макет сборника притч.
— А что такоепритча?
Притча – это малыйпоучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения.
Задание
1. Выбрать притчу
2. Выбрать эскизный проект-замысел с заданным стилем икомпоновкой книги
3. Распределить элементы книги по участникам проекта
4. Выполнить макет обложки книги, титульного листаразворота
4.Подведение итогов урока.
— С какими основными понятиями мы сегодняпознакомились?
Ответы учеников. (С разными видами полиграфическихизданий, с элементами книги (могут перечислить) и технологией создания книги.)
5.Просмотр работ и анализ.